среда, 3 июня 2015 г.

Как арабы разоряли церкви на Кавказе


Разорение Церкви исламом
Естественно полагать, что со времени автокефального существования Иверская Церковь, возглавляемая и руководимая грузинами, должна была вступить в фазу постепенного благоустройства. Однако этого не произошло, т.к. Грузия вынуждена была еще на заре своей самостоятельной церковной жизни начать многовековую кровопролитную борьбу с исламом, носителем которого выступили, прежде всего, арабы.
В VIII веке вся страна подверглась страшному опустошению со стороны арабов во главе с Мурваном. Владетели восточной Имеретии Аргветские князья Давид и Константин мужественно встретили передовые отряды Мурвана и одержали было над ними победу. Но Мурван двинул на них вое свои силы и после битвы отважные князья были взяты в плен, где после жестоких пыток были брошены со скалы в реку Рион (память 2 октября).
В XI в. Грузию наводнили несметные полчища турок-сельджуков, уничтожавших на своем пути храмы, монастыри, поселения и самих православных грузин.
Грозные тучи прояснились лишь со вступлением на царский трон Давида IV Строителя (1089-1125), умного, просвещенного и богобоязненного правителя. Давид 17 приводил в порядок церковную жизнь, отроил храмы, обители. В 1103 г. он созвал собор, на котором было утверждено православное исповедание веры и изданы каноны, касавшиеся поведения христиан. При нем "долго безмолвствовавшие горы и долины Грузии огласились вновь торжественных звоном церковных колоколов и, вместо рыданий, раздались песни веселых поселян" (свящ. Н. Покровский, цит. соч., с.92).
Зенитом славы Грузии был век знаменитой правнучки Давида святой царицы Тамары (1184-1213). Она смогла не только удержать то, что было при ее предшественниках, но и распространить свою державу от Черного до Каспийского морей. Легендарные сказания Грузии приписывают Тамаре почти все замечательные памятники прошлого своего на рода, в том числе многие башни и церкви на вершинах гор. При ней в стране появилось большое число любителей просвещения, ораторов, богословов, философов, историков, художников и поэтов. Были переведены сочинения содержания духовного, философского и литературного.
Однако с кончиной: Тамары все изменилось - она как бы унесла с собой в могилу счастливые годы родины. Грозой для Грузии становятся теперь монголы-татары, особенно после того, когда они приняли мусульманство 1387 г. вступил в Карталинию Тамерлан, неся с собой разрушение и опустошение. "Ужасное зрелище представляла тогда Грузия, - свидетельствует свящ. Н. Покровский. - Города и села в развалинах; труп грудами валялись на улицах; смрад и вонь от их гниения заражали воздух и отгоняли людей от прежних их жилищ, и только хищные звери и кровожадные птицы пировали за такой трапезой. Поля истоптаны и выжжены, народ разбежался по лесам и горам, на сотни верст не было слышно человеческого голоса. Те, которые спаслись от меча, умирали от голода и холода, ибо беспощадный фатум постиг не только самих жителей, но и вое их имущество. Казалось, что огненная река промчалась по печальной Грузии. Небо ее и после этого не раз освещается заревом монгольских костров, а дымящаяся кровь злополучного на селения длинной полосой обозначает путь грозного и жестокого повелителя Самарканда" (свящ. Н. Покровский, цит. соч., с. 104-105).
Длинный ряд бедствий, перенесенных Грузией за ее тысячелетнюю историю, закончился разорительным нашествием в 1795 г. персидского шаха Ага-Мохаммеда. Среди других жестокостей шах приказал в день Воздвижения Креста Господня схватить всех духовных лиц Тифлиса и бросить с высокого берега в реку Куру.
В бедственные времена из недр народа выступили в качестве его заступников сильные верой и надеждой на Бога иноки и белое духовенство С опасностью для жизни Католикосы (напр. Доментий в ХVIII в., был сослан) мужественно защищали интересы своего народа. "Вряд ли можно найти в истории человечества какое-либо политическое или церковное общество, - пишет епископ. Кирион, - которое бы больше принесло жертв и больше пролило крови в защиту православной веры и народности, чем это сделало грузинское духовенство и особенно монашество. По огромному влиянию грузинского монашества на судьбу отечественной Церкви, история его сделалась неотъемлемой и самой главной частью грузинской церковно-исторической жизни, ее многоценным украшением, без которого история последующих веков была бы бесцветна, непонятна, безжизненна" (цит. по упоминавшейся выше статье иерод. Илии Шиолошвили, с. 43).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
(по курсу лекций проф. МДА К.Е.Скурата "Поместные Православные Церкви")