Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:1-10).
Некогда Господь и Спаситель наш Иисус Христос проходил через Иерихон (Лк.19:1-10). И ныне этот город находится недалеко от Иерусалима и от Иорданской пустыни, от того места, где по преданию было совершено Крещение нашего Господа. Когда Христос входил в город, Его по обыкновению окружали не только ближайшие ученики и те, кто стремился услышать и увидеть Его, но и старейшины иудейские, книжники, фарисеи и даже священники для того, чтобы уловить Христа на каком-нибудь несоответствии Его учения с ветхозаветным законом. В Иерихоне жил Закхей и, как о нем говорит Евангелист, «начальник мытарей и человек богатый» (ст. 2). Мы знаем, что мытари — это сборщики налогов, по-современному — налоговые инспекторы, а Закхей был начальником налоговой инспекции. Так же мы знаем, что налоги собирались не в пользу Иудейского государства, а в пользу поработителей — в пользу Рима. И потому те, кто собирал эти налоги, были весьма презираемы и ненавидимы среди простого народа. Да и мытари-то часто злоупотребляли своим положением и брали подчас с лихвой, больше, чем полагалось, и это так же вызывало по отношению к ним и раздражение, и гнев. Я не случайно об этом напоминаю: мне бы хотелось, чтобы в вашем сознании сейчас ясно предстал образ этого всеми не любимого, презираемого человека, но носящего такое прекрасное имя Закхей, что в переводе означает «благость», «милость». Как видим, жизнь его совершенно не соответствовала имени. Евангелист свидетельствует, что, занимая такое высокое положение, этот человек был весьма малого роста. Но он слышал о Христе и знал, что по Иудее и Галилее ходит Великий Пророк, Который совершает чудеса, и Который принес совершенно новое, неожиданное учение о Боге, об отношении человека к Богу и к окружающим людям. И в Закхее родилось искреннее доброе желание увидеть Христа. Понимая свою греховность и недостоинство, он никогда бы не осмелился подойти и побеседовать со Христом. Единственно, о чем Закхей мог мечтать — так только лишь о том, чтобы хоть краешком глаза своего увидеть Учителя. Но он так же понимал, что из-за плотного кольца окружающих Христа людей, ему, человеку низкого роста, это будет невозможно. И тогда он решается на смелый для него поступок: он забегает вперед толпы и взбирается на дерево, надеясь оттуда увидеть проходящего мимо Христа. Это трудно себе представить: человек, занимающий такое высокое положение в обществе, которого хоть и не любили, но боялись, вдруг, как мальчишка, залезает на дерево, забыв о важности и солидности, не думая о том, что он смешон, похож на клоуна, и, что над ним могут смеяться люди. Но здесь совершается нечто неожиданное: Христос не проходит мимо, но подходит к дереву и останавливается на удивление всей толпы и самого Закхея. Первое ощущение мытаря — величайшее счастье, что он еще несколько мгновений сможет смотреть на Христа, у него и в мыслях не было, что Господь обратится к нему. Но так и случилось. «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (ст. 5), — сказал Иисус. Что в этот момент совершалось в душе и сердце этого грешного человека? Целая гамма чувств переполняла его — с одной стороны, радость, восторг, удивление; с другой — страх, осознание своего недостоинства: как так, к нему, грешнику, придет Сам Христос! И Христос в этот вечер пришел в его дом. И что же происходит с Закхеем? Он открывает свое сердце Христу и приносит покаяние за всю свою жизнь. Встав из-за стола, за которым возлежали по-восточному обычаю гости, он обращается во всеуслышание ко Христу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (ст. 8). Закхей прекрасно знал, сколько лишнего набрал в своей жизни, и теперь, обещая отдать вчетверо больше, он понимает, что у него ничего не останется, он разорится. Но какое перерождение происходит в его сердце и душе: он даже нищим готов стать ради Господа, Который пришел к нему, с Которым он может говорить и общаться! А Господь произносит следущее: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (ст. 9, 10).
Спасение этого дома наступило потому, что грешный человек сегодня переродился, очистился и стал, если хотите, святым. Это очень важно для нас, братья и сестры! Свои слова Господь обращает не только к мытарю, но и к каждому из нас. Но вернемся к Закхею. Для того чтобы увидеть Христа, он залезает на дерево, поднимается над землей, как бы отрывается от нее, хоть и не на много, но это было необходимо, чтобы увидеть Господа. Для нас в этом заключается полезный урок. Если мы в своей жизни, подобно Закхею, хотим увидеть Христа, то и нам надо оторваться от земли, оторваться от всего, притягивающего и привязывающего нас к ней; оторваться от той заземленности и греховности, которой все мы заражены.
Есть и еще один момент, который мы должны с пользой для себя уяснить. К сожалению, очень часто и не только в древние времена, не только в недавние годы богоборчества, но и сегодня толпа старается загородить от нас Господа. И этой толпой подчас бывают наши близкие родственники. Наверное, здесь, в храме, не найдется ни одного человека, кто хотя бы раз в жизни не услышал от своих ближайших родственников — мужа или жены, матери или отца, брата или сестры: «Ну, зачем ты ходишь в церковь, ну что ты там забыл? Живи нормальной человеческой жизнью! Если веруешь в Бога — веруй, но зачем в церковь-то ходить так часто: и в воскресные, и в праздничные дни? Зачем эти посты, обряды? Сходил разок, поставил свечку, и достаточно! Живи, как все. Хочешь — прими Христа в свое сердце, а остальное-то зачем?» Все мы слышали подобные слова. И, как Закхею толпа мешала встретиться с Богом, так и ныне эта же самая толпа мешает нам. Но что же сделал Закхей? Он поднялся над ней. Вот точно так же и мы должны подняться над толпой, не боясь, как о нас будут говорить, что о нас будут думать, будут ли над нами смеяться и называть психически больными. Как думает большинство: если человек молится Богу, значит у него не все в порядке с головой, потому что все нормальные люди там, за церковной оградой! Какое страшное искажение в умах, какое гибельное заблуждение и помрачение! Но мы не должны обращать на это внимание — как ни на кого не обращал свое внимание Закхей. Мы должны забыть, как и что могут о нас подумать другие. Главное для нас — как и что о нас думает Господь! Это нас должно беспокоить. Образ мытаря Закхея весьма и весьма поучителен для каждого из нас. Если мы так же будем стремиться ко Христу, то, конечно, Христос обязательно войдет в наш дом. Но здесь возникает вопрос, что является этим домом? Кто-то может сказать, что он и дома-то не имеет; есть у него комнатка, да и то, не его, а родственников, и где ему взять дом, чтобы пригласить туда Христа? Но не надо искать дом где-то на стороне, потому что этот дом — внутри каждого из нас. И этим домом является наше сердце, и именно туда мы можем пригласить Господа, но, позаботившись, чтобы там Христу было и тепло, и уютно. А приготовить свой дом-сердце мы можем, только очистив его искренним, чистосердечным покаянием, таким же, какое принес Христу Закхей.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы этот евангельский сюжет, рассказывающий нам о человеке некогда грешном, но принесшим полное покаяние, действительно был полезным и спасительным для нас, чтобы так же постараться встретиться со Христом и никогда не расставаться с ним. А то, что Закхей никогда не расставался с Господом после этой встречи, свидетельствует предание нашей Церкви: уже после Воскресения Христа Спасителя и Его славного Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами во епископа и посвятил всю свою жизнь служению Господу, Которого он однажды встретил и никогда уже не захотел расставаться с Ним. Так и мы с вами: встретив Христа, приняв Его в свое сердце, должны прилагать все зависящие от нас усилия, чтобы не расставаться с Ним, в надежде и уповании на милость Божию, что Господь никогда не оставит нас. Вот какой весьма поучительный для нас евангельский образ.
Крещением во имя Господа нашего Иисуса Христа смываются все грехи человека содеянные им в прежней жизни, это начало новой жизни - жизни в единстве и любви с Господом нашим. 21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. (Евангелие от Иоанна: Гл. 17)