Ветхий Завет ясно говорит об Иисусе как о Боге Иегове. Священное Писание знает Мессию Иисуса, Господа нашего, знает, что Он является Богом во плоти, предсказывает Его распятие и воскресение. Мусульмане считают, что количество пророков не ограничивается теми, которые упомянуты в Коране (21), и что существует еще очень много пророков, посылаемых Аллахом на землю.
Все религии мира возникли позднее библейской веры, потому что истинная вера непрерывно существует со времен Адама и Евы и до сих пор.
Как обосновать тождество христианства и религиозной общины Авраама, общины Моисея? Если не основываться на пророчествах, то обосновать этого нельзя, потому что в Ветхом Завете написано: «Закон вечный Я поставляю тебе» или «это правило вечное». Попытка оторвать Новый завет от Ветхого – это попытка лишить нас Христа, потому что если Христос пришел от иного Бога и с иной вестью, чем весть пророков, то он лжец и казнь его вполне оправдана (на основании 18-й главы Второзакония – как лжепророк). В Ветхом Завете есть 33 указания на эпизоды из жизни Спасителя (это самое малое число, некоторые называют и 50, и 80 эпизодов), а в Новом Завете содержится 276 цитат из Ветхого Завета, причем 272 из них совпадают с переводом семидесяти, а 4 совпадают с еврейским текстом.
Христос рожден дважды. От Отца без матери – извечно, и от матери без Отца – во времени. В соответствии с этим пророчества деляться на два типа: пророчества, говорящие о Божественной природе Христа, и пророчества, говорящие о Его явлении во плоти. Самое древнее пророчество связано с явлением Господа во плоти: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
Мы должны понимать, что сейчас поднимает голову новое арианство. Это касается и стран Запада (так называемое либеральное христианство) – например, Лондонский архиепископ Ганс Кюнг посвятил свою жизнь доказательству, что Христос не Бог. С другой стороны, усиливающаяся мусульманская экспансия в Европе показывает, что основная атака мусульман идет на Божественность Христа Спасителя. И богословы – сторонники толерантности и терпимости на Западе пытаются исключить упоминание Божественности Христа из своих текстов, чтобы не оскорблять религиозные чувства мусульман. А ведь христианин, миссионер должен всегда оскорблять религиозные чувства мусульман, никогда не стесняться это делать, потому что это единственная возможность получить Царство Небесное.
Божество Иисуса Христа.
1. «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: ТЫ СЫН МОЙ; Я НЫНЕ РОДИЛ ТЕБЯ; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. ПОЧТИТЕ СЫНА, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути [вашем], ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2, 1–12). Этот псалом прямо (никак иначе истолковать его невозможно) относится к Иисусу Христу. Псалом говорит о Господе как о Сыне, рожденном ныне, потому что Он вечнорожденный.
2. «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты – жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему ПОМАЗАЛ ТЕБЯ, БОЖЕ, БОГ ТВОЙ елеем радости более соучастников Твоих. Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя. Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему» (Пс. 44, 7–12).
Этот псалом говорит об обоих явлениях Господа во плоти. О Божестве – «престол твой Боже вовек». О Царе как великом завоевателе: Он выступает в сражении ради истины, кротости и правды, чтобы победить весь мир, – «народы падут пред Тобою» (Пс. 44, 6). Упасть можно сраженным стрелой, а можно – перед величием. Те, кто поверят в Господа, падут ниц перед ним, а те, кто не поверят, будут сокрушены божественной силой. Стрелы – это Его Слово, апостолы – вестники Его Слова, поэтому в церкви поется: «Ты как стрелы послал апостолов в мир Твой, Господи. Престол твой, Боже, во век». Мессия – Бог, престол его вечен. Вечный престол, только у вечного Бога. Помазал Бога Бог елеем радости (Дух), т. е. Мессия – помазанник, соучастники этого – христиане, соучастники в том же Духе. Дальше в псалме рассказывается о Невесте царя – это и Церковь, и Пречистая Дева.
3. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей; совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит голову в земле обширной. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу» (Пс. 109, 1–7). Сам Господь Иисус относил этот псалом к Себе. Апостол Павел доказывал иудеям сначала, что Мессия есть Бог во плоти, который пришел, чтобы избавить нас от греха проклятия и смерти, а потом, что это и есть Иисус.
Пророчество о происхождении Мессии.
1. Мессия должен быть семенем жены, Он должен уничтожить власть Сатаны: «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 15).
2. Мессия является потомком Сима – не Хама и не Иафета. «Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему» (Быт 9, 26).
3. Мессия должен быть потомком Авраама. «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12, 2–3).
4. У Авраама было 10 детей, «в Исааке наречется тебе семя». «Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21, 12).
5. Исав или Иаков – Иаков был благословлен. «Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт 27, 29).
6. У Иакова 12 детей. «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока» (Быт 49, 8–12).
7. Мессия придет тогда, когда власть отойдет от Иуды (евреи лишаться самоуправления). В 9 году по Рождестве Христовом Синедрион лишился права на смертный приговор.
8. Мессия будет примирителем. Он примирит Бога и людей, язычников и иудеев. 11-й стих предсказывает, как Христос привяжет осленка к виноградной лозе (золотой виноградной лозе на воротах храма).
Священник Даниил Сысоев