О положении женщин в исламе

Общаясь со многими мусульманами, я часто слышал, что ислам дарует женщинам большую свободу, чем христианство. Так ли это на самом деле? Попытаемся ответить на этот вопрос.

1. Что о женщинах сказано в Коране?

Знаете, меня всегда удивляет: когда исламские апологеты пытаются опровергнуть «лживые обвинения о положении женщины в исламе», они приводят общие цитаты из Корана о человеке. Например, приведу статью некоего Сулеймана Сакра, рядового мусульманина. На нее я случайно наткнулся в Интернете. Автор начал свое творение с напоминания о равности всех перед Аллахом, с аята 20:124: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым». Однако, приводя положения Ислама о женщинах, он озаглавил один из пунктов словами аята 4:34: «мужья стоят над женами». Это правда, во многих местах женщина ставится ниже мужчины. 2:282 говорит, что голос одного мужчины по Шариату равен голосу двух женщин – «И берите в свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то – мужчину и двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей». Также и о вопросе наследования 4:11 говорит: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин». Да и вообще – «Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете» (2:223)... Приводя эти цитаты (и другие, о которых я буду говорить ниже), Сакр, в унисон со многими другими авторами подобных публикаций, восклицает: «Велика свобода женщины в Исламе! Как они еще могут сомневаться?!»... Это было бы смешно, если бы не было так грустно...

Мусульмане Саудовской Аравии и стран Ближнего Востока искренне верят в свободу женщины своей религии, свободу более полную, чем в иных вероучениях. И это понятно исторически. На протяжении веков общество, не затронутое религией Ветхого Завета (а в последствии и Нового), относилось к женщине потребительски, считая ее лишь способом удовлетворения своих потребностей. Появление девочки в семьях воинов-кочевников Аравии считалось проявлением немилости богов и позором. В связи с этим было распространено закапывание девочек живьем – арабское «Уа́ад аль-банат». Коран, правда, пытается отделить себя от обычаев: «когда зарытую живьем спросят, за какой грех ее убили» (81:8,9). Да, это своего рода был прорыв. Но сравним ли он с драгоценностью этих слов: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё» (Еф. 5:22–25)? Актуален ли он сейчас? Люди, защищающие коранический текст, как мы видим, боятся дать себе в этом ответ.

2. Какие примеры отношения к женщинам мы можем найти в хадисах?

Сунна вторит Корану своими текстами о женщинах. Однако в хадисах Мухаммад не забывает Коран дополнять своими собственными разъяснениями, и своим мнением. К примеру, Мухаммад говорит: «Если бы я приказывал кому-либо пасть на колени перед кем-либо, я бы приказал женщине пасть на колени перед ее мужем» (Аль-Тармизи, 1079). В другом же месте – «Женщина как ребро кривая – если захочешь распрямить и исправить ее, то поломаешь ее, а если хочешь насладиться ею, то насладишься и в кривизне ее» (Сахих аль- Бухари, 5184). Как Мухаммад относился к женщинам, откровенно рассказывает его жизнеописание. Нескончаемое количество наложниц (к которым относились как к части имущества), которых он уводил после очередных битв. Яркий пример – это штурм евреев Бани Курайза, в результате которого были убиты все мужчины, а имущество и женщины были распределены Мухаммадом среди мусульман. А «исключительное право» пророка иметь нескончаемое количество жен (напомню, их было 13) говорит само за себя. Отсюда следует вывод: так как все действия пророка «санкцианированы» свыше, то они являют пример для всех мусульман и поныне.

3. Что собою представляет брачное право в исламе, и каковы в нем права у мусульманок, тождественны ли они правам мужчин?

Положим, юноша решает жениться. Естественно, первый его шаг – это выбор. Критерии выбора определил сам Мухаммад: «лучшая женщина это та, при взгляде на которую наслаждаешься, которая слушает тебя в приказах твоих, которая верна тебе собой и деньгами твоими» (Ан-Насаи, китаб аль-никах, 6/68, № 3231). В Саудовской Аравии невесту ищут родители. Жених имеет право встретиться и поговорить с избранницей своих родителей (естественно, в присутствии родственников – своих и невесты). Дотошность проверки невесты со стороны жениха и его семьи поражает. Сам Мухаммад при сватовстве посылал своих родственниц с увещанием: «Проверьте все! Нюхайте ее рот! Нюхайте ее подмышки!» (Марасиль Аби-Дауд, № 190). При согласии жениха, отца невесты при двух свидетелях совершается т.н. «Никах». Это обряд, при котором словами отца (или представителя невесты в случае смерти отца – дяди, брата и т.д.) устанавливается брак невесты «дочь (или сестра, племянница...) моя жена твоя». При этом жених отвечает: «принял я ее женой своей». С этого момента жена полностью подчиняется мужу. Она даже не может выходить из дома без разрешения мужа (Маталиб аули аль-нахи, 5/271), иначе она считается непокорной и горделивой, и муж вправе прекратить ее содержание и общение с ней, а в случае ее «непокорности» и в дальнейшем, имеет право развестись с ней.

Известны уровни наказания «непокорных» жен. Если жена, например, уклоняется от выполнения «супружеского долга», то Коран (4:34) предписывает вразумление словами. Если же это бездейственно, прекращается общение и проведение ночи с ней на одном ложе. Если и это не дало результата, то в ход идут удары. Ибн Аббас, передавая слова Мухаммада, говорит: «…Бить надо не сильно и до тех пор, пока она не согласится на совокупление» (Ат-Табари,6/709). Книга «Аль-бахр Аль-мухит» в главе 3/252 разъясняет правила избиения: «В начале – легкая пощечина. После – палка или хлыст... бить больно, но без следов, пускания крови и уродования... если же и удары не подействовали, то следует связать ее и совокупиться, так как это – его право». Как говорится, без комментариев...

Пытаясь оправдать это насилие, мусульмане прикрываются цитатой «избиение без следов». Но всегда при этом мне вспоминаются строки детективного романа Б. Акунина «Декоратор»:

« – Из семнадцати интересующих нас мясников четверо татары и трое жиды. Они – на подозрении первые. Но чтобы избежать упреков в предвзятости, я арестую всех. И поработаю с ними как следует. Слава Богу, опыт имеется, – он хищно улыбнулся и потер руки. – Стало быть, так. Перво-наперво нехристей солонинкой покормлю, ибо православный пост им не указ. Свинину они жрать не станут, так я говядинкой велю попотчевать, мы чужие обычаи уважаем. Православных – тех селедочкой угощу. Пить не дам. Спать тоже. Ночку посидят, повоют, а с утра, чтоб не заскучали, буду по очереди вызывать, и мои ребята их «колбаской» поучат. Знаете, что такое «колбаска»?

Тюльпанов потрясенно покачал головой.

– Преотличная штуковина: чулок, а в нем мокрый песочек. Следов никаких, а очень впечатляет, особенно если по почкам и прочим чувствительным местам.

– Леонтий Андреевич, вы же университет кончали! – ахнул Анисий.

– Именно. И потому знаю, когда можно действовать по правилам, а когда общественный интерес позволяет правилами пренебречь».

В случае ислама, интересы достигаются уже узаконенными средствами, которые не чета перечисленным акунинским следователем. Но, несмотря на это, – «в исламе равноправие мужа и жены»...

4. Что такое гарем, каково правовое положение находящихся в нём женщин, насколько практика создания гаремов популярна у современных мусульман, кто такие наложницы?

Вероятно, слово «гарем» произошло от арабского «haram» – «запретное», «закрытое для других», «неприкосновенное». Это правда, наложницы (женщины, захваченные в боях мусульманами) были частью неприкосновенного имущества их хозяина. Это право ислам не отменяет и по сей день: наложниц может быть нескончаемое множество. Прав у них нет, они делают лишь то, что желает их обладатель. Единственный запрет, предписываемый хозяину, – это использование женщин в неправедных целях – против веры и братьев-мусульман. Кто считает, что это лишь пережитки прошлого, того я отсылаю ко многим фетвам (например, №№ 8720, 18851)331, изданным профильным министерством Катара в конце XX – начале XXI веков.

5. Что собою представляет временный брак, существует ли он только у шиитов или присутствует и в других направлениях ислама? На чём основана данная практика, на Коране или каких иных вероучительных источниках?

Практика временного брака существуют только в шиизме. Заключается он в том, что мужчина и женщина заключают «никах» на определенный срок, по истечении которого они перестают быть супругами без свершения развода (в его исламском значении). При этом дети этого брака остаются с отцом. Временный брак – это результат вольного толкования Корана, в частности – аята 24-го четвертой суры: «Все остальное [браки между мужчиной и женщиной, не подпадающие под вышеупомянутые запретные категории, заключать] разрешено для вас, когда вы имеете намерение жениться и передаете соответствующие свадебные подарки, а не планируете прелюбодействовать. Женившись, свадебный подарок вы должны передать в обязательном порядке. После этого нет греха, если вы договоритесь друг с другом, о чем пожелаете». Суннизм толкует последнее предложение аята как договор о размере подарка, шииты же – как разрешение на такой вид брака. Как видите, обоснование крайне слабое.

6. Существует ли в исламских странах проституция?

Да, существует. И более того – процветает. В Саудовской Аравии действует целая сеть подпольных гостиничных номеров, пользующихся особой популярностью среди молодежи. Отчаянные попытки религиозной полиции их обнаружить не увенчиваются успехом. Процветает также и подпольная порноиндустрия. Правительство закрыло доступ к порнографическим интернет ресурсам, и ответом явилось распространение посредством пересылок MMS. Это главная проблема и болезнь школ и ВУЗов страны.

7. Может ли мусульманка учиться, работать, заниматься бизнесом без разрешения мужа?

Нет, женщина не имеет право делать что-либо без разрешения мужа, иначе она считается горделивой и непокорной. Этот вопрос даже не возникает, особенно в исконно мусульманском обществе. Мусульманки давно смирились со своим положением в религии и обществе. Ее задача – быть угодной мужу и матерью своих детей.

8. Развод в исламе, что это такое? Как к разведённым женщинам относится мусульманское сообщество? Какие имущественные права у разведённой мусульманки? С кем чаще всего остаётся ребёнок после развода?

Развод в исламе наступает после слов мужа: «Я объявляю тебе развод», причем при трехкратном произнесении. Если развод не окончательный, муж еще может одуматься и вернуть жену в свой дом. Также он должен удостовериться, не беременна ли жена. Для этого установлен определенный срок, т.н. «аль-удда» (для беременной это девять месяцев, для небеременной – три месяца, а для той, с которой не было близости, аль-удда отсутствует). Об этом говорит аят 65:4. Если же был совершен окончательный развод, то, согласно 2:230, мужу «не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого, и если тот разведется с ней».

Теперь об имуществе. 2:241 гласит: «Разведенных жен полагается обеспечивать разумным образом. Такова обязанность богобоязненных». Итак, компенсация разведенной положена. Размер ее устанавливает судья исходя из материальных возможностей бывшего мужа. Однако, если развод произошел до близости между супругами, то компенсации жене не положено (в исключительных случаях, если махра (свадебного подарка) не было, то предписывается компенсация). Также муж обязан обеспечивать ребенка, который по законам ислама, должен оставаться с матерью на период кормления и до его юношества: «ребенок должен оставаться с матерью из-за ее нежности и любви» (Ат-Табари. Джамиа ал-байан, т. III, стр. 160). Существует также не особо распространенная практика «хульаа», когда мусульманка требует своеобразного «развода», возвращая махр (или сумму большую или меньшую, чем махр), а также «фасха», когда через суд, в случае ущемления прав женщины, объявляется о расторжении брака.

9. Что говорит ислам о посмертном существовании мусульманок? Правда ли, что в представлении мусульман рай – это публичный дом в саду?

Да, это правда. Однако возникает вопрос: если мужчинам положены «полногрудые сверстницы» – гурии и кубки вина (ср. 78:33,34), то что ждет мусульманок? Об этом Коран и Сунна говорят туманно. Некоторые толкователи считают, что у женщин тоже будет множество таких же партнеров мужского рода. Но цитаты из хадисов скорее говорят о том, что женщины будут в раю со своими мужьями. «Услышав это, женщина сказала: О Посланник Аллаха! Если женщина в своей жизни была два, или три, или четыре раза замужем, потом умерла и попала в Рай, и ее супруги тоже – кто будет ее супругом в Раю?» Он ответил: «О Умм Салама! Она сама выберет. Она выберет того, кто относился к ней лучше других. Женщина скажет: «О мой Господь! Вот этот относился ко мне лучше других. Выдай меня за него!» Гляди, Умм Салама! Добрые души берут в этом мире и в будущем мире все доброе с собой» (Ибн Касир). Поясняя, алим говорит: «Верующая женщина в Раю, с позволения Премудрого Господа, снова выйдет замуж за своего мужа, если она была замужем за мусульманином. В Коране сообщается, что ангелы молятся за верующих: «Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Гафир, 8).

10. Как мусульмане относятся к христианкам и представительницам иных религий?

Как и ко всем неверным, считая их падшими и заблудшими. Однако иудейка или христианка могут стать женами мусульманина.

11. Каково представление среднего жителя Саудовской Аравии о христианках?

Лучший пример – слова имама одной из мечетей городa Карья-аль-Улия Саудовской Аравии: «Все женщины Запада – блудницы, проститутки, нечистые и неверные своим мужьям. Они непокорные мужьям, и зачастую курящие и наркоманки. Она не уважает ни отца, ни мать... Не дай Бог быть нашим дочерям такими...»

12. От чего придётся отказаться христианке, если она вдруг захочет выйти замуж за мусульманина?

В первую очередь, ей нужно будет забыть о своей вере. Хоть ислам и разрешает браки мусульман с христианками, но только с надеждой обратить их в свою веру («Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют: конечно, верующая рабыня лучше многобожницы, хотя бы она и восторгала вас» (2:221). Мусульманкам категорически запрещено выходить замуж за иноверцев. Дети тоже будут принадлежать иной культуре. Ей придется забыть о словах «равенство», «равноправие» и «постоянство в семейной жизни». Ей придется отказаться от окружения и общества христиан... И если для нее все это дорого, то стоит много раз подумать: а стоит ли?..

331http://www.islamweb.net/fatwa/printfatwa.php?Id=96456&lang=A