суббота, 23 января 2016 г.

Критическая оценка исламского учения о Христе. Заключение.

Прейти к содержанию           

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе" 

В соответствии с целью и поставленными задачами в дипломной работе были исследованы переводы и арабские оригиналы текста Корана и хадисов, их толкования, исламская и христианская литература. В ходе исследования в первой главе были систематизированы положения Корана и хадисов относительно Личности Христа и Его служения, параллельно представлены актуальные апологетические размышления о христианском вероучении. Во второй главе изложены лингвистические, исторические, богословские и логические размышления касательно исламских представлений об Иисусе Христе и сопряженных с Ним и с Его миссией явлений и личностей.
В этой связи следует тезисно изложить исламские представления о Христе и явления, связанны с Его миссией, которые рассматривались в этой работе критически и были представлены как дающие повод к сомнению относительно исламского вероучения об Иисусе Христе:
1) Некорректное заимствование и использование понятий. Имя Исы (عيسى), Его Титулы (Масих مسيح, Слово كلمة, Дух روح ) понятие «апостолы» (حواريون) свидетельствуют о некорректных заимствованиях из христианской и околохристианской культуры. В то же время и внутри исламской доктрины эти понятия не могут быть адекватно растолкованы, как и понятия, обозначающие антихриста (Масих مسيح, Даджаль Масих مسيح دجال).
Если считать христианское вероучение о Христе абсурдным, нелогичным, как представляют то исламские критики, то эта «абсурдная христология» как раз и отразилась частично на исламских представлениях о Христе. Это можно, в частности, заметить в заимствовании понятия «Слово», которым выражается Божественность Иисуса Христа в Евангелии и в последующем христианском богословии.
2) Сверхчеловеческие способности Исы Масих и сверхъестественное рождение. Иса Масих отличается от других пророков тем, что  он наделен способностью к творению живого существа из глины. Если обычный человек даже не может нарисовать или слепить из любого материала целостного внешне человека или животного, потомучто он тем самым притязает на роль Единственного Творца, то Иса творит из глины птиц и дыханием своим дает им жизнь. Этот момент в Коран привнесен, скорее всего, из апокрифа «Евангелие детства Иисуса» или из «Арабского Евангелия детства Спасителя» и противоречит исламскому учению о дозволенном в изобразительном искусстве.  Библейская заповедь: «не изображай ни того, что на небе, ни того, что на земле» была воспринята исламом буквально и обросла дополнениями о запрете на изображение живых существ.
3) Основы христианских вероучений в Коране и хадисах отражены некорректно. К тому же, они противоречат исламским богословским доктринам. Например, Мухаммад говорит, что христианам дано воскресение, как день почитания, а иудеям – суббота[1], называет Ису Словом, Духом, отделяя тем самым от других пророков, не предлагает корректной критики «Сына Божьего», «Троицы».  Нет конкретных изложений о предмете отмены в шариате Исы Масих.
4) Многие моменты из жизни Исы (свидетельство в колыбели, посланническая миссия) должны быть резонансными событиями и, соответственно, найти отражение в истории. Но в истории они не оставляют никаких сведений. Также племена Яджудж и Маджудж, которых должен убить Аллах, послав на них червей по молитвам Исы Масих, не находят научного подтверждения подлинности их существования на земле. Площадь их заточения должна быть огромной и заметной со спутников. Ведь, освободившись из заточения, эти племена заполонят собой всю землю, представляя тем самым угрозу всем людям. 
5) Деятельность помощников Исы - апостолов - так же должна иметь отражение в истории, так как они, согласно Корану, одержали победу в сражении с неуверовавшими в посланника Ису Масих. Но с исторической точки зрения это невозможно и абсурдно само по себе. Отсюда следует, что Мухаммад, будучи неграмотным, не был знаком даже с историческими реалиями Палестины I-II веков по Р.Х.. Так же Мухаммад не был знаком с христианским вероучением и ценностями, что подробно доказывалось в основном содержании дипломной работы.
6) Миссия Исы не имела смысла в  его посланническом служении, так как его учение быстро затерялось на земле, как и его община. Он, в свою очередь был вознесен, а вместо возведения истинного учения Аллах буквально спровоцировал[2]появление самой крупной и «ложной» религиозной системы – христианства, потому что Аллах создал иллюзию «спектакля на Галгофе». Второе пришествие Исы также не имеет смысла и пользы для человечества в глобальном масштабе, так как он придет лишь установить временный всемирный халифат сроком на сорок или семь лет. И этот халифат разрушится, когда через сорок (семь) лет мусульмане предадутся порокам. Само учение о миссии Христа абсурдно и лишено смысла. И это учение дает повод думать об Аллахе как о злой Личности, придумавшей новую религию, за исповедание которого Сам же будет потом наказывать.  
Из этих шести основных пунктов, очерчивающих в кратких формах обсуждаемые в дипломной работе темы, можно заключить, что исламские богословские представление об Иисусе Христе являются несостоятельными, противоречащими не только сложившейся библейской традиции, но и основополагающим исламским доктринам.
В дипломной работе рассмотрены только те сборники Бухари и Муслима, которые переведены на русский язык с их параллельными доступными оригиналами на арабском языке. Ссылки на другие сборники хадисов произведены посредством трудов авторитетных исламских ученых как Сулейман Умар Аль-Ашкари, Элмир Кулиев и др.. Многие хадисы из авторитетных сборников Бухари и Муслима до сих пор не переведены на русский язык и доступны только в оригинале, а некоторые хадисы - и в английских переводах. Поэтому для более глубокого и подробного изучения означенной темы дипломной требуется хорошее знание арабского языка.
  




[1]Если признавать, что христианам дано воскресение, то нужно и признать Воскресение Христово. Потому что отделение воскресного дня христианами связано с Воскресением Христа
[2] В Коране передается, что Распятие лишь показалось людям (Коран, 4:157)