Для размышляющих. Бог не изменяем и не нуждается ни в учебе, ни в совершенствовании своих знаний и опыта. Бог не лицеприятен. Это признают и православные и мусульмане. Но Э. Кулиев вместе со множеством мусульман косвенно, сам того не понимая, склоняет нас к мысли, что Аллах совершенствуется, лицеприятен, а Коран - личностное существо (хотя и без того Коран признан своего рода личностным Существом, Второй Ипостасью Аллаха - Его извечным Словом).
Э. Кулиев пишет: "Еще одной важной особенностью Корана, во многом объясняющей его превосходство и универсальность, является ниспослание коранических откровений частями. Этим Коран отличается от других Писаний, которые были ниспосланы целиком за один раз" ("На пути к Корану"). То есть, превосходство Корана он объясняет тем, что Коран ниспослан частями, а другие Писания - целиком за раз. Причем, он почему-то, говоря о других Писаниях, упоминает только Тору, а о Евангелии - ни слова. Хотя Евангелие как раз открывалось апостолам частями вплоть до Воскресения и Сошествия на них Святого Духа. То есть, не за раз и не за два. Но теперь же не об этом....
Будем размышлять из того, что дано в книге "На пути к Корану" Кулиевым. Итак, Коран ниспослан частями, поэтому превосходен. Если это признать, то следовало бы и признать, что Коран САМ ниспосылался. То есть, Аллах тут "ни причем", но Коран сам по себе снисходил к Мухаммаду. А если ниспослание Корана и Торы не зависело от волеизъявления Аллаха, то Коран и Тора - личностные объекты, действующие по собственным изволениям. А иначе как можно признать превосходство Корана, который ниспосылался частями?
Вывод первый: если Коран превосходен в своем ниспосылании, то личностен (одушевлен, имеет волю, действие).
Пойдем иным путем. Все-таки, допустим, что Сам Аллах ниспосылал Коран частями, а не Коран по собственной воле сходил к Мухаммаду и общине. В чем превосходство Корана от Торы, если Сам Аллах ниспосылал Тору целиком, а Коран частями? Коран тут ни причем. И Тора ни причем. Ниспосылал ведь Аллах. Превосходство следует отнести не к Писанию, а Тому, Кто ниспосылал его частями. Следовательно, Аллах стал превосходнее в ниспосылании Корана, чем когда ниспосылал Тору или Евангелие.
Вывод второй: если Коран не личностен, то Аллах совершенствуется, изменяется.
Хорошо, согласимся, что Аллах не усовершенствовался, а Сам решил так: Тору - целиком отправить, а Коран частями. Но здесь уже лицеприятие Аллаха: к евреям неудобным для восприятия способом отправил Писание, а к Мухаммаду - удобным способом (частями). Это не честно, так сказать. Не справедливо.
Вывод третий: если Аллах не изменяется, но по собственной инициативе отправляет Тору и Коран различными способами, то Он лицеприятен, не честен, не справедлив.
Э.Кулиев сам пишет: "Ниспослание Писаний целиком было ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЫМ для предыдущих общин, поскольку на верующих возлагались большие обязательства..." ("На пути к Корану"). Мало того, что Тора считается обременительным, так Аллах буквально заставил иудеев принять ее. Аллах поднял над ними Синайскую гору и, угрожая бросить эту гору на них, заставил принять Свои законы. Так же Аллах угрожал иудеям и христианам, что свернет им шеи или, по другой интерпретации, изуродует им лица, если они не примут Коран: "О те, кому было дано Писание! Уверуйте в то, что Мы ниспослали в подтверждение того, что есть у вас, пока Мы не стерли ваши лица قَبْلِ أَنْ نَطْمِسَ وُجُوهًا и не повернули их назад فَنَرُدَّهَا عَلَىٰ أَدْبَارِهَا ..." (Коран, 4:47). Или же мусульмане сами буквально свернут неуверовавшим шеи, если те откажутся принять Коран или откажутся платить налог, как это полагается в исламе. На фоне этой реальной картины исламский лозунг "в религии нет пинуждения" похож на черный юмор.
Кулиев пишет со ссылкой на Суйути: "Ибн Абу Хатим передал слова Сабита б. аль-Хаджжаджа: "Тора была дана им целиком, но она показалась им слишком велика. Они отказались принять ее, и тогда Аллах воздвиг над ними гору, словно тучу, и они признали Тору". (Ас-Суйути. Совершенствование в коранических науках. Учение о ниспослании Корана. С.164). В общем, такие вот богословские последствия возвеличивания Корана. На фото памятник Корану - материализовавшемуся извечному Слову Аллаха.