среда, 27 января 2016 г.

Часть 1.2. Миссия Исы Масих

Прейти к содержанию           

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе" 

Как было указано в предыдущем параграфе, Иса уже в колыбели (в первый день своего рождения) свидетельствовал о себе как о посланнике Аллаха: «Воистину, раб я Божий. Ниспослал Он мне Писание и воздвиг пророком (Своим)»[1]. И уже в колыбели он произносит пророческую речь о себе, упоминая некоторые религиозно-практические и нравственные основы ислама: «Вменил Он мне в обязанность творить обрядовую молитву и (раздавать) милостыню искупительную (в пользу бедных) до конца дней моих; повелел быть попечителем к матери моей, - не создавал Он меня притеснителем, ослушником»[2]. По мнению М. Али эти «младенческие айаты» следует понимать в будущем времени. Потомучто слова Исы о том, что он - пророк, могли быть произнесены только во взрослом состоянии. М.-Н. О. Османов же в комментариях к Корану указывает, что интерпретация М. Али не соответствует исламской традиции[3]. Но в данном случае важно только отметить с уверенностью, что это была речь Исы, который в первый день своего рождения говорил о причинах и цели своего появления на свет.
Иса Масих, будучи научен Писанию (Торе и Инджилю), был послан к сынам Исраила (Израиля): «Твоего ребенка научит Он Писанию, мудрости (Божественной), Торе и Евангелию (и воздвигнет его) посланником (Своим) к сынам Исраила»[4]. Также в другом айате: «О сыны Исраила! Воистину. Посланник Я к вам Божий»[5]. Отсюда исламские толкователи заключают, что Иса был послан исключительно к сынам Исраила для того, чтобы довести до конца религию Мусы (Моисея): облегчить и усовершенствовать некоторые положения Торы. С этим Иса Масих принес им Новое Писание (Евангелие), подтверждающее истинность предыдущих. Иса, по исламскому учению, своей Миссией подтверждает то, что о нем говорилось в предыдущих Писаниях и исправляет заблуждения сынов Исраила.
Из этого коранического положения мусульмане склонны считать, что и в Евангелиях якобы передается о том, что Иисус Христос пришел благовествовать только к иудеям, а апостол Павел, исказив учение Христа, начал всюду распространять «лжехристианство», то есть, то христианство, которое по основным своим догматическим положениям аналогично современному христианству. При этом ссылаются на стихи из Евангелий: «на путь к язычниками не ходите…, а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:15)[6]и др.. На самом деле, пришествие Мессии действительно ожидалось и подготавливалось в еврейском народе. И первыми Мессию должны были именно иудеи признать и принять своим Спасителем. Сам Христос в Евангелии говорит, что Он должен открыться не только иудеям, но и другим народам: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16) и др.[7].
Новизна же этого нового Писания (Инджиля), который якобы принес Иса, заключалась в отмене какого-то, не оговаривающегося в Коране, запрета, некогда установленного через пророков до прихода Исы: «Я пришел…, чтобы разрешить вам часть того, что было вам запрещено», - говорит Иса в Коране[8]. Также и в другом айате Иса говорит, что пришел разъяснить иудеям что-то, в чем они расходятся, но о предмете этого «разъяснения» умалчивается: «Я пришел к вам с мудростью и для того, чтобы разъяснить вам часть того, относительно чего вы расходитесь во мнениях»[9]. Таким образом, о предмете новизны закона Исы Коран ничего конкретно не сообщает, обходя эту тему лишь общими понятиями.
Но комментаторы все же пытаются «расшифровать» эти айаты. Например, по мнению М.-Н.О. Османова, эти айаты следует понимать так, что Иса разрешил кое-чего из пищи христианам: «Очевидно, имеется в виду различия между пищевыми запретами иудеев и христиан». И при этом он добавляет: «у мусульманских комментаторов нет ясности в этом вопросе»[10].
В другом айате Корана, например, есть указание на некогда бывший «иудейский запрет», который в интерполяции некоторых переводчиков и в тафсирах осмысливается как  запрет на яства (снеди) для иудеев.  Но в содержании этого айата нет конкретного указания именно на пищевой запрет, а использовано слово طَيِّبَاتٍ («благо», «хорошая вещь») с широким лексико-семантическим значением. Поэтому именно в значении запрета некоторых благ, а не пищи переводят практически все известные переводчики Корана[11].
По поводу новизны в шариате[12]Исы, ссылаясь на достоверный хадис Муслима, можно предположить, что с приходом Исы было отменено почитание субботы: «Иудеям была суббота, а христианам — воскресенье»[13]. Хотя и этот хадис можно понимать в различных и противоположных смыслах, но в любом понимании смысла этого хадиса, он не укладывается ни в исламскую богословскую систему, ни в исторический контекст.
Из этого хадиса нельзя точно понять: Аллах Сам дал через пророков иудеям субботу, а христианам воскресение или же иудеи и христиане в своем заблуждении так далеко отошли от пятницы и придумали «субботу» и «воскресение». В Коране же недвусмысленно передается, что иудейская суббота является Богоустанговленным Законом, который иудеи часто нарушали. Из-за нарушения субботы Аллах превращал их в «обезьян презренных», то есть, наказывал[14]. В Коране так же говорится, что Аллах дал субботу из-за разногласий у иудеев по этому вопросу[15]. Из чего комментаторы выводят, что изначально иудеям была дана не суббота, а пятница. И что  ясного повеления о пятнице не было, поэтому иудеи спорили с Моисеем.  Затем якобы Аллах дал им субботу из-за того, что они не хотели принимать «славную пятницу».  Есть, например, и другие достоверные  хадисы  Бухари (465, 475), где говорится о последующих за пятницей днях, которые даны иудеям и христианам, и о том, что иудеи и христиане в этом вопросе  разошлись во мнениях.
Из этих комментариев об иудейской субботе следует заключить, что или Аллах пошел на поводу человеческих страстей, согласившись дать им субботу, или же намеренно лишил людей пятницы[16]. Из Корана же известно, что Аллах буквально заставил иудеев принять Закон Торы. Когда иудеи отказались принять Закон, Аллах поднял над ними гору Синай. Это действие Аллаха следует понимать как угрозу: «Вот Мы подняли над ними гору, словно тучу, и они подумали, что она упадет на них»[17]. Ас-Саади, комментируя этот айат, пишет: «Аллах поднял над ними гору и повелел им выполнять ниспосланные заповеди». Под таким террором можно не только субботу принять, но и вообще отказаться от каких-либо своих амбиций, и, тем более, согласиться на пятницу.
Если допустить, что иудеи тогда приняли пятницу, но потом через некоторое время начали спорить с Моисеем и, в конце концов, доспорились до того, что Аллах повелел им исполнять субботу, то такая гипотеза принижает Аллаха, Его законы и пророков. Ведь «если пророк склонен идти на поводу у толпы и потакать эгоистическим стремлениям людей, то вместо того, чтобы стать во главе искателей истины, он сам рискует превратиться в последователя заблудших»[18], - вполне справедливо утверждается в комментариях к Корану.
Э. Кулиев на этот счет замечает, что Тора была ниспослана сразу и целиком, поэтому израильтянам показалась неудобоносимой. А Коран, в отличие от Торы,  открывался постепенно - по мере укрепления веры и уменьшения привязанности верующих к мирским утехам.  И в этом последовательном характере ниспослания коранических айатов усматривается огромная польза для людей. Но во всех этих толкованиях субботы, характера ниспослания Торы и Корана проскакивает нотка лицеприятия Аллаха. Потомучто Он лишил иудеев «славной пятницы» и ниспосылал Коран по частям для удобства, а иудеев лишил пятницы и  удобства восприятия Закона, заставив их все сразу и целиком принять из Закона[19].
В Коране и хадисах не сообщается, когда и как была дана иудеям пятница. Если переводить буквально с арабского оригинала хадис Муслима, то получится, что Аллах ввел в заблуждение иудеев и христиан, отведя их от пятницы. Такой смысл заблуждения, то есть отрицательный, передается глаголом أضل «сбивать с пути», «вводить в заблуждение». Этот глагол, как передающий  действие Аллаха или любого другого лица, вводящего в заблуждение, часто используется и в Коране[20] и в переводах передается в соответствующем значении.
На этом вопрос о якобы бывшей изначально иудейской пятнице можно оставить. Для дальнейшего построения мысли важно отметить, что Аллах Сам повелел исполнять субботу. И об этом говорится прямо, без двусмысленности в Коране.  
О повелении исполнять субботу как раз и говорится в упомянутом выше хадисе, где передается, что иудеям была суббота, христианам – воскресение, мусульманам – пятница. О христианском же отделении воскресного дня ничего не говорится ни в Коране, ни в хадисах. Кто же дал христианам почитание воскресения - можно узнать методом аналогии (кыяс)[21]. Из Корана точно известно, что Аллах дал субботу иудеям, а мусульманам – пятницу. Так как в хадисе, в котором постановления субботы и пятницы перечисляются как Богооткровенные повеления в одном ряду с христианским воскресением, то христианское воскресение тоже нужно считать Божественным установлением.
Итак, Аллах установил посредством Исы Масих воскресение для христиан. Но тут опять неувязка: обнаруживается косвенное и, конечно же, не осмысленное подтверждение Христова Воскресения Мухаммадом. Ведь христиане почтительны изначально к первому дню недели именно потому, что в этот день Воскрес Христос, а не потомучто через Иисуса Христа был выделен этот день.
У мусульман также распространено мнение, что воскресный день христиане выдумали сами – исказили субботу, установив официально в четвертом веке воскресение выходным днем. Но, как говорилось выше, уже с апостольских времен христиане начали выделять воскресный день, потомучто в этот день Воскрес Христос. А Воскресение Христово – основа христианства. И было бы не правильно не почтить этот день воспоминанием такого величайшего в истории человечества события первых веков.
Как известно из Евангелий, Христос говорил про субботу, но не призывал «вернуться» к пятнице. В Его проповедях нет ни малейшего хотя бы намека на то, что выделение субботы может быть человеческим искажением, отходом от пятницы. Иисус Христос лишь призывал отойти от скрупулезного исполнения субботы, говоря, что «не человек для субботы, а суббота для человека», потомучто иудеи дошли до грубых и фанатичных форм законничества в соблюдении дня покоя, что отказывались даже творить добро в этот день. Смысл субботы был в том, чтобы человек один из дней хотя бы посвящал Богу, отойдя от повседневных мирских забот. Поэтому и содержит название этого дня значение покоя.
Суббота настолько проникла в культуру семитских народов, что Мухаммад так же использует общее для семитских языков слово שַׁבָּת «шабат», значение которого сохранилось и в арабском языке. В арабском языке слово, передающее день недели между пятницой и воскресением называется السبت («суббота»), которое, так же как на иврите, имеет значение покоя: глагол سَبَتَ («сэбэтэ») означает «находиться в покое», «соблюдать субботу». И Мухаммад использовал это слово السبت («суббота»), не называя его заблуждением. Ведь буквально субботствовать – это значит находиться в покое.
Кроме того, что Иса Масих отменил субботу, он возвестил иудеям благую весть о будущем посланнике Аллаха, имя которому Ахмад: «А вот Иса, Сын Марьям, сказал: “О сыны Исраила! Я послан к вам, чтобы подтвердить правдивость того, что было в Таурате до меня, и чтобы сообщить вам благую весть о Посланнике, который будет воздвигнут после меня и имя которому – Ахмад”»[22]. То есть, миссия Исы включала еще возвещение иудеям о новом посланнике Мухаммаде (имена собственные Мухаммад مُحَمَّدٌ и Ахмад أَحْمَدُ одного корня, означающие «хвалимый», поэтому имя «Ахмад» ассоциируется с именем «Мухаммад»).
Не все израильтяне вняли призыву Исы Масих, относительно которого возникло много споров и разделений. Большинство сочли Ису лжецом, а мать обвинили в распутстве. Поэтому новый пророк Исраила нуждался в помощниках. Они нашлись: помогать ему вызвались некие люди из народа, которых Коран называет словом حَوَارِىٌّ, что значит «последователь», «ученик». Этих последователей в исламской традиции называют апостолами[23], аналогично тому, как называли ближайших учеников Христа. И в смысловых переводах Корана арабское слово حَوَارِىّ переводят на русский язык как «апостол», хотя учеников Исы нельзя назвать апостолами в полном смысле этого греческого слова: «Когда почувствовал Иса, что исходит неверие от них, спросил он: “Кто (готов стать) помощниками моими на пути к Всевышнему?”». Ответили апостолы: “Мы будет помощниками Божиими”»[24].
Миссия Исы имела успех благодаря его помощникам - апостолам и последователям. Об этом передается в Коране: «…спросил у апостолов Иса, сын Марьям: “Кто мои помощники на пути к Аллаху?”. Апостолы ответили: “Мы – помощники Аллаху”. И тогда уверовала некоторая часть из сынов Исраила, а другая часть не уверовала. Мы поддержали тех, которые уверовали (в Ису) против их врагов, и они одержали верх»[25]. Из этого айата следует, что уверовавшие в Ису победили неуверовавших. И успех, надо полагать, был военного характера, как и у самого Мухаммада. Об этом прямо пишет в комментариях к Корану ас-Саади: «часть сынов Исраила уверовала и ответила на призыв пророка и его учеников. Часть народа израильского не уверовала и отвергла проповеди апостолов. И тогда верующие вступили с ними в священную борьбу, а Аллах помог уверовавшим одержать верх над их противниками[26]». Мухаммад действительно считал, что и в Евангелии тоже, как и в коранических откровениях, было заповедано сражаться: «Они сражаются на пути Аллаха, убивая и погибая. Таково Его обещание и обязательство в Таурате, в Инджиле (Евангелии) и в Коране»[27]. Причем, по общепринятой исламской доктрине, Иса пришел с Инджилем, который лишь по немногим только предписаниям отличался от Торы. Некоторые склонны комментировать этот айат, полагая, что здесь имеется в виду интеллектуальная победа: «Мы поддержали верующих в противостоянии их с врагом. И они победили (их аргументы оказались намного более сильными и убедительными)»[28]. Подробная критическая оценка этого толкования будет представлена во втором параграфе второй главы.
Об апостолах Исы в Коране больше ничего не сообщается, кроме момента ниспослания им трапезы для укрепления в них веры в посланничество Исы Масих: «Мы хотим отведать ее (трапезу), чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». В ответ  Иса сначала увещевал их, взывая к вере и страху перед Аллахом, но потом испросил трапезу:  «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел». Аллах в ответ ниспослал трапезу, но с условием, что кто после такого знамения не уверует, то будет подвержен мучениям, которым Он еще не подвергал «никого из миров»[29]. Эти айаты скорее всего навеяны Мухаммаду услышанными евангельскими рассказами о «чуде умножения хлебов», которые приводятся в Евангелии[30]и рассказами о ниспослании трапезы израильскому народу в пустыне: «и говорили против Бога и сказали: «может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?» (Пс. 77:19). Чудо ниспослания трапезы апостолам имеет особое место и значение в Коране. Так, пятая сура, где размещен этот рассказ, называется: «Трапеза» (аль-Маида المائدة).   Причем, из 118 айатов только 4 передают об этом чудесном ниспослании трапезы[31].
Для осуществления посланнической миссии также Иса был подкреплен Святым Духом (Джибриилем) и знамениями: «Укрепили (волю) его (ниспослав) Духа Святого»[32]. Он, по воле Аллаха, показывал людям чудеса, которые должны были свидетельствовать о нем как о посланнике. Одно из чудес, сотворенных Исой, дает повод приписать за ним даже атрибуты Творца.   В Коране передается, что он слепил птицу из глины, подул на нее и оживил. Этот мотив перекликается с «Евангелием детства от Фомы» и с «Арабским Евангелием детства Спасителя». Также Иса исцелял слепых, прокаженных, воскрешал покойников[33]. Сравнивая его с другими пророками ислама, можно заметить, что Иса обладал сверхъестественными способностями, естественно, как добавляют мусульмане, «по воле Аллаха». Такими качествами или дарами не обладал ни один из известных пророков ислама, даже «печать пророков» Мухаммад.
Таким образом, следует отметить, что подкрепленная различными знамениями (чудесами), помощниками (апостолы и Дух Святой (Джибриил), миссия Исы включает  в себя следующие основные пункты, передаваемые в Коране:
1. Утверждение и разъяснение нового Писания - Инджиля (Евангелия).
2. Подтверждение предыдущих Писаний (Торы).
3. Отмена некоторых запретов в законе иудеев. О предмете отмены Коран ничего не сообщает. А по М.-Н.О. Османову и тафсирам - отмена пищевых запретов. Логично также предположить, что он отменил иудейскую субботу.
4. Разъяснение некоторых религиозных разногласий у иудеев. О предмете разногласий также ничего не сообщается.
5. Возвещение иудеям о скором посланничестве последнего пророка - Ахмада (Мухаммада).







[1] Коран, 19:30
[2] Коран, 19:31
[3] Османов М.Н. Указ. соч. С. 275
[4] Коран, 3:48
[5] Коран, 61:6
[6] Мф. 10:15
[7] Евангельские стихи с аналогичной тематикой: Мф. 28:19; Лк. 2:27-32
[8] Коран, 3:50
[9] Коран, 43:63
[10] Османов М. Н.-О. Указ. соч. С. 58
[11]  Э. Кулиев, Абу-Адель, Крачковский. Саблуков в своем переводе упоминает о снедях, но в скобках
[12] Шариат – с араб. означает «путь», «образ действия». Свод религиозных и гражданских законов, основанных на Коране и Сунне. Шариатом называют также законы, которые были ниспосланы предыдущим пророкам (Исе Масих, Мусе, Ибрагиму и т.д.)
[13] Муслим, 856
[14] Коран, 2:65; 4:47, 154; 5:60; 7:63. Некоторые толкователи Корана считают, что эти айаты следует понимать аллегорически, а не буквально. Но, к примеру, в авторитетном хадисе Бухари (1333 (3305)) сообщается со слов Абу Хурайры, что Мухаммад сказал: «(Некогда) пропала община израильтян, и никто не знает, что с ней стало; что же касается меня, то я считаю, что они (были прокляты и превращены в) мышей, ибо, когда перед ними ставят верблюжье молоко, они не пьют (его), если же поставить перед ними овечье молоко, они будут пить». Итак, в хадисе говорится, что община Израильтян пропала. Из чего следует, что и айаты о превращениях израильтян в животных вполне допустимо понимать в буквальном смысле, а не метафорично
[15] Коран, 16:124
[16] Аллаху свойственно менять Свои заповеди по просьбе пророков. Например, Мухаммаду изначально, как и Мусе (Моисею) Аллах заповедал совершать пятидесятикратный намаз. Муса упросил Аллаха уменьшить количество молитв, потомучто народ не смог вынести пятидесятикратный намаз, как бы Муса не старался их приучить к этому.  Муса, в свою очередь, убедил Мухаммада поступить так же: «я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, (но напрасно,) возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!» (Бухари, 221 (349), 1513 (3887); Муслим, 162). В итоге намаз стал пятикратным, но с наградой в будущей жизни как за пятидесятикратный. Даже когда Аллах послал к Мусе ангела смерти, Муса воспротивился ему, так как еще не собирался умирать, и «выбил глаз» тому ангелу. Хотя в комментариях к хадису говорится, что Мусса не знал, что это ангел и выбил ему глаз, потомучто тот зашел к нему без разрешения. Но на основе слов ангела можно догадаться, что Муса воспротивился смерти, а не начал драться с «непрошенным гостем»: «“Ты послал меня к рабу, который не желает смерти!” Аллах вернул ему глаз и велел: “Возвращайся и скажи ему, чтобы он положил руку на спину быку, ибо он проживёт ещё столько лет, сколько волосков накроет его рука”» (Бухари, 639 (1339), Муслим, 2372)
[17] Коран, 7:171 Скорее всего этот айат возник под влиянием Талмуда:  «Равви Авдими сын Хама, сына Хазиса говорит: из этого следует, что Святый - да будет Он благословен, - опрокинул над ними гору, как бочку, и сказал им: если вы примете закон, то хорошо, если же нет, здесь будет ваша могила» (Тракт. Шаббат fol. 88)
[18] Сейед К. Ф. И. Указ. соч. Т1, с. 134
[19] О лицеприятии Аллаха можно сказать и при упоминании того обстоятельства, что Аллах охраняет от искажения только Коран, а предыдущие Писания Он поручил хранить первосвященникам и раввинам . «Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Коран, 15: 9).
[20] Коран, 2:26; 4:88; 4:143; 6:39, 125; 7:30, 155, 178, 186 и т.д. 
[21] Кыяс – измерение, суждение по аналогии. Метод, который используется большинством суннитских богословов и правоведов в принятии различных решений. В этом случае решение основывается на аналогичной ситуации, приводиомой в Коране или Сунне
[22] Коран, 61:6
[23] Имеется ввиду, что в русско-язычной исламской среде их называют апостолами. Но хотя и, например, в казахском и английском переводе Корана слово حَوَارِىّ   переведено калькой «хауари», под этим понятием подразумеваются все же апостолы Христа
[24] Коран, 3:50
[25] Коран, 61:14
[26]Ас-Саади. Указ. соч.
[27] Коран, 9:111
[28] Аляутдинов Ш. Р. Перевод смыслов Корана [Электронный ресурс] URL: http://umma.ru/tafsir
[29] Коран, 5:112-115
[30] Мк. 6:34
[31] Для Корана характерно не адекватное отражение в названиях Суры самого содержания, так как содержания Сур разнообразны. Например, совсем не понятно, почему Сура названа «Корова», тогда как о корове в ней говорится лишь в 4 айатах из 286, и сама корова, как жертвенное  животное не имеет отношения к религиозным обрядам ислама.
[32] Коран, 2:87; 5:110
[33] Коран, 5:110

Часть 1.3. Вознесение и второе пришествие Исы Масих

Прейти к содержанию           

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе" 

Большинство иудеев, не уверовавших в послание Исы Масих, строили против него козни и искали удобного случая, чтобы убить его. Почему они хотели его убить, об этом не сообщается ни в Коране, ни в хадисах, поэтому комментаторам Корана приходится пополнять эти пробелы с различных исторических источников, в том числе и из Евангелий. Из Корана же известно, что коварные замыслы иудеев против Исы оказались напрасными, потомучто Аллах оказался хитрее их: «Они хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах – наилучший из хитрецов»[1].  Аллах, желая спасти Своего посланника Ису от тяжелой и позорной смерти, вознес его к Себе на Небо. Иса предположительно был вознесен на второе Небо, где его и видел Мухаммад: «(Мухаммад) встретился во втором Небе с Исой и Яхьей (Иоанном Предтечей)»[2].
Таким образом, по распространенной среди мусульман версии, Иса был благополучно вознесен на Небо, а вместо него Аллах представил другого человека, внешне похожего на Ису Масих. Этого «другого» и распяли вместо Исы. Поскольку в Коране относительно личности, подменившего Ису, ничего не сообщается, у исламских толкователей существуют различные мнения на этот счет. Одни считают, что вместо Исы распяли Иуду Искариота. Например, авторитетный для суннитов толкователь аль-Байдави пишет: «Тогда Иса спросил своих учеников: “Кто из вас хочет принять сходство со мной, чтобы быть убитым и распятым, и войти в рай?”. Один из них согласился, и тогда Аллах придал ему сходство с Исой, и он был убит и распят. Сказав также, что им был тот, кто предал Ису и привел к нему иудеев. Но Аллах придал ему внешность Исы, и он был распят и убит»[3]. Мнение о том, что распят был Иуда, становится еще более популярным среди мусульман благодаря распространению подложного «Евангелия от Варнавы», где передается об Иуде, который против своей воли, становится внешне похожим на Ису Масих[4]. Это подложное Евангелие привлекательно для мусульман тем, что в его текстах Иса Масих не двусмысленно предвозвещает о следующем за ним пророке - Мухаммаде. Хотя и сами исламские исследователи признают, что в «Евангелии от Варнавы» много подложных и несопоставимых с исламским вероучением моментов, например, - чрезмерное возвеличивание Мухаммада, и другие курьезные моменты[5], но это подложное Евангелие все же находит свое почетное место и в российских исламских книжных полках, чтобы удовлетворить потребность мусульманина ознакомиться с более «адекватным Евангелием». Хотя Мухаммад говорил, что «последнее откровение» (Коран) - для мусульман достаточно и Библию не стоит читать[6].
Идентичное толкованию аль-Байдави предлагает и ибн Касир[7]. Но ибн Касир не называет конкретного имени того, кто подменил Ису. Он отмечает лишь его примерный возраст, называя его юношей. Другие толкователи предлагают и Симона Киринеянина, Понтия Пилата и даже Варраву. Разбирать и критиковать все эти толкования не представляется целесообразным в этой работе, потомучто они не имеют коранических оснований. И историю с подменой мусульманин может принимать, а может и отказаться от него в зависимости от ситуации. 
Поэтому вполне естественно, что существует и другое исламское мнение, которое отрицает какие-либо подмены Исы с другим лицом. Это мнение основано на том факте, что о подмене Исы ни в хадисах, ни в Коране ничего не сообщается. В Коране о распятии Исы передается только в одном стихе: «им это  только показалось». Поэтому следует считать, что распятие Исы было лишь иллюзией без подмены личностей[8]. Такое мнение надо признать более адекватно отражающим содержание Корана и Сунны. По крайней мере, ничего в этом толковании не надумывается того, чего нет ни в хадисах, ни в Коране. Возможно, в теории показавшегося распятия Исы есть влияние еретического учения докетов.
Критикуя христианское учение о Распятии Христа, мусульмане утверждают, что надо признать Христа проклятым перед Богом, потомучто по Библии «проклят перед Богом всякий повешенный на дереве»[9]. Из этих стихов якобы следует, что если Христос распят на древе, значит – проклят. Но считать кого-то проклятым перед Богом только за то, что он висит на дереве, было бы неразумным и смысл библейских стихов здесь иной, чем как толкуют превратно мусульмане. Ведь на позорную смерть могли осудить и праведника. И если ложно осудят праведника и повесят на дерево, то из этого разве можно заключить, что он проклят Богом. Проклятым считается, по данному стиху, впавший в страшные грехи, за которые полагалась смертная казнь и повешение на дереве в ветхозаветные времена. А Христос и есть Праведник, которого несправедливо осудили.
Также, говоря о Распятии, излюбленной темой мусульман является понятие первородного греха и искупления. Грубой ошибкой исламских критиков в этом случае является то, что они критикуют не православное понятие первородного греха, а собственное или, можно сказать, католическое, то есть, как обычно, происходит подмена понятий. В реальности эти критики чаще сталкиваются не с западным христианством, а с православным, поэтому странно, что они искажают православное понятие первородного греха и в основе своей критики используют подмену понятий, что, в принципе, свойственно модели исламской критики. Тот же Вячеслав Полосин, закончивший православную духовную семинарию (2 года очно и 3 – заочно) пишет: «Ислам категорически отрицает ответственность человека за несовершенные им лично поступки - так называемую концепцию “первородного греха”, якобы передаваемого по наследству от Адама через родителей к детям»[10]. Можно подумать, что православное христианство учит иначе. Так же пишет и Айдын Али-Заде, критикуя понятие первородного греха: «Согласно исламской доктрине человек несет ответственность перед Богом только за свои грехи, а не за грехи других людей. Именно за  них он и будет судим в день Страшного Суда»[11].
Достаточно открыть православную энциклопедию и прочитать, что, согласно православной антропологии, «человеку вменяется в вину лишь то, что он, как личность, совершает свободно и сознательно. Поэтому, хотя грех прародителей и оказывает прямое воздействие на каждого человека, личная ответственность за него ни на кого, кроме самих Адама и Евы, не может быть возложена»[12]. Но критики христианства, даже обучавшиеся в православной духовной семинарии, не знают основ православного учения и критикуют лишь свои домыслы.
На самом деле Мухаммад признавал первородный грех. Например, он говорит:  «Если бы не Хавва, то женщины не обманывали бы своих мужей»[13]. То есть из-за Хаввы (Евы) испортилась натура женщин и они обманывают мужей. Согласно 1340 хадису Бухари, Каин берет на себя часть бремени греха любого убийцы, убившего невинного: «Кого бы ни убили несправедливо, на первого сына Адама обязательно ляжет часть (бремени греха за пролитую) кровь, ибо начало убийствам положил он». И здесь тоже как раз и говорится о том, что потомки согрешившего человека наследуют склонность ко греху, т.е. явно показано влияние одного греха на последующие поколения, потомучто начало убийству положил Каин. После убийства Каина по земле распространился грех убийства. И основоположником этого греха является Каин. Поэтому следует сказать, что некий основополагающий элемент первородного греха есть и в исламском учении.
Итак, можно отметить следующие моменты вознесения Исы, которые не подвергаются сомнению:
1.              Иса распят не был, но благополучно вознесен на Небо
2.              За место него распяли другого или, что более вероятно из Корана,  никого не распинали, а распятие лишь показалось людям (здесь оставляются два мнения как более популярные).
3.              В том, что Иса избежал смерти проявилась хитрость или, как мягче переводят толкователи, «мудрость Аллаха». Никого из других пророков Аллах так не оберегал, как Ису. Многие пророки, посылавшиеся Аллахом ранее, были убиты. И об этом часто упоминается в Коране[14]. Никого из них Аллах подобным образом, как Ису, не возносил к себе в самый опасный момент для их жизни.            
Таким образом, по сообщениям Корана, Иса был вознесен и он должен будет вернуться. В возвращении Исы или во втором его пришествии прослеживается также влияние христианских идей. Некоторые мусульмане даже утверждают, что никакого второго пришествия Исы не будет. Исходят они в своих размышлениях из того, что если он придет, то это будет противоречить словам Мухаммада: «После меня не будет пророков»[15] и своим приходом отменит шариат Мухаммада. На это ан-Навави отвечает, что «'Иса придёт не как пророк с новым Законом, отменяющим Шариат… он придёт в качестве справедливого правителя»[16]. С утверждением ан-Навави, которого поддерживают большинство мусульман, можно согласиться и отталкиваться в дальнейших размышлениях из этой позиции.
В конце времен (Ахир Заман) Иса Масих должен сойти на землю, чтобы сразиться с Даджалем (Антихристом), уничтожить народы Яджуджа и Маджуджа[17], уничтожить свиней и сломать кресты[18]. Пришествию Исы Масих должны предшествовать важные военные события: победа над римлянами и завоевание Константинополя. Причем, наряду с мусульманами против римлян будут сражаться и христиане: «И после военной победы один из христиан поднимет крест и скажет: “Победил крест!”. Тогда один из мусульман  разгневается и сломает этот крест. После чего римляне опять вступят в сражение с мусульманами и падут мучениками»[19]. Но через некоторое время мусульмане со значительными потерями одолеют римлян. По предположениям толкователей, имеется в виду, что одолеют Ватикан. То есть будут сражены две христианские центры: Константинополь и Ватикан. Естественно, что для Мухаммада Константинополь и римляне (Ватикан) были крупными и мощными врагами, средоточием христианства, которых нужно было завоевать.
Мусульманская община перед вторым пришествием Исы будет возглавлена некой загадочной личностью – имамом Махди[20], при котором будет установлена справедливость, будет много богатства и возвысится религия ислама. Этот правитель будет из рода Мухаммада. Некоторая часть мусульман отвергает идею появления нового правителя и имама-спасителя Махди в последние времена, ссылаясь на то, что ни в Коране, ни в достоверных хадисах нет о нем каких-либо прямых упоминаний. Но, в опровержение их мнения, другая часть (большая часть) мусульман ссылается на следующие хадисы с крепким иснадом: «Не наступит конец миру этому, пока не станет правителем арабов человек из людей дома моего, причём имя его будет совпадать с моим», «Махди — из моей семьи, из потомства Фатымы»[21] и другие хадисы.
Иса спустится, когда мусульманская община соберется на войну с Даджалем, который будет сеять смуты и беспорядки во всем мире. И они с этой целью отправятся в Шам (в Дамаск) и, «когда они уже припустятся на битву, выравнивая свои ряды, внезапно будет объявлено о начале молитвы. Тогда снизойдет Иса  сын Марьям, и возглавит их молитву. Увидев его, враг Аллаха (Даджаль) начнет таять, как тает соль в воде. Если б он остановил его, тот бы итак дотаял и погиб, однако, Аллах убьет его рукой его (Исы), и он покажет им кровь его на своем копье»[22], - так описывается в одном из хадисов Муслима встреча Исы с Даджалем. В этом хадисе прямо говорится, что именно Иса возглавит молитву, когда снизойдет на землю, но исламские ученые, ссылаясь на хадисы Муслима и другие сборники хадисов, утверждают, что Иса возглавлять молитву откажется, а уступит место имаму Махди: «И спустится 'Иса ибн Марьям, и их предводитель скажет: "Иди к нам и руководи нашей молитвой". Но он скажет: "Нет, одни из вас — предводители для других. Это почёт, оказанный Аллахом этой общине"»[23]. Также в другом хадисе:«И когда их имам будет совершать вместе с ними утреннюю молитву, спустится 'Иса 'ибн Марьям. Имам начнёт отходить назад, чтобы уступить место 'Исе. Но 'Иса положит руку на его спину и скажет ему: "Пройди вперёд и совершай молитву, ибо она для тебя", — и имам совершит с ними молитву» (Ибн Маджа; Ибн Хузайма; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир)[24].«'Иса спустится после его прихода и убьёт Даджжаля или поможет Махди убить его, и будет совершать молитву под руководством Махди»[25].Поэтому хадисы, передающие об Исе, возглавляющем молитву, противоречат хадисам об Исе, уступающем на молитве место имаму Махди.  
Даджаль будет убит Исой в Шаме: «Помазанник (Даджаль) приходит со стороны востока и его цель – Медина, а когда опустится на запад Ухуда, тогда ангелы отвратят его лицо в сторону Шама, и там он сгинет»[26].
Шам – название территории, куда входят нынешние Сирия, Ливан, Иордания, Палестина. На этой территории, согласно вышеприведенному хадису, будет убит Даджаль. Подробнее о месте и обстоятельствах его поражения сообщают другие хадисы, в которых говорится, что Даджаль с большой группой иудеев в количестве семьдесят тысяч человек, захватит мусульман в Иерусалиме. Иса же, помолившись, подойдет к воротам этого города и повелит открыть их. Ворота откроют. Далее не понятно, почему Даджаль позволит открыть ворота, и кто их откроет. Но Даджаль, увидев Ису, начнет таять. Не дождавшись пока он весь растает, Иса убьет его своим копьем[27] для того, чтобы люди увидели, что Даджаль не является Богом, а представляет из себя обычного смертного и слабого человека. 
В другом хадисе указывается, что Иса «снизойдет возле белого маяка (минарета) на востоке Дамаска меж двух одежд, окрашенных желтым цветом и шафраном, положив ладони свои на крылья ангелов»[28]. По исламским преданиям имеется ввиду, что Иса снизойдет возле одного из минаретов Омеййадской мечети в Дамаске. Возле этого минарета, построенного в 1347 году в честь Исы Масих, имам каждый день стелет новый ковер – там, где должна ступит нога Исы[29]
Затем Аллах пошлет на Ису и на его сподвижников племена Яджуджа и Маджуджа, которые, по исламским преданиям,  со времен некого коранического персонажа Зуль-Карнайна, пребывают до сих пор в заточении за медной железной оградой, и «которые своей численностью превышают численность всего, с чем бы их ни сравнили»[30]. Эти племена и в наше время находятся за железной стеной, установленной Зуль-Карнайном, и безнадежно пытаются выйти из заточения.
Мухаммад, согласно хадисам, видел во сне, как эти племена - Яджуджа и Маджуджа - вскопали маленькую дыру в одной из стен своего заточения: «Пророк очнулся ото сна, произнося: “Нет бога, кроме Аллаха! Горе арабам от зла уже приблизившегося! Открылась сегодня в железной стене Яджуджа и Маджуджа (брешь) вот такая”. При этих словах Суфьян загнул десять пальцев. Я спросила: “Посланник Аллаха! Неужто мы погибнем? Но ведь среди нас есть и годные”. Он ответил: “Да. Если умножится мерзость”»[31].
Племена Яджуджа и Маджуджа Аллах освободит из заточения в последние времена. «Аллах внушит Исе: “Истинно, Я выпустил рабов, принадлежащих Мне. Ни одному не суждено сразиться с ними. Поэтому огради рабов Моих на [горе] Тур”. Тогда Пророк Аллаха, Иса, взмолится к Аллаху со своими спутниками и пошлёт Аллах на них червей в их шеи и они передохнут все разом. После этого Пророк Аллаха, Иса, сойдёт на землю вместе со своими спутниками и не найдут они на земле ни одной пяди, которая не была бы заполнена их тухлятиной и зловонием их. Поэтому, Пророк Аллаха, Иса, и его спутники взмолятся к Аллаху, и Аллах пошлёт птиц, как шеи верблюдиц, и они понесут их (трупы яджуджей и маджуджей), и выкинут их туда, куда пожелает Аллах. Затем Аллах пошлёт дождь, укрыться от которого будет невозможно ни в глинобитном доме, ни в кожаном. Он омоет землю и сделает её как зеркало. Затем будет сказано земле: “Взрасти плоды твои и верни благодать твою!”»[32].
Но по свидетельству других хадисов, на которые ссылается Аль-Ашкари С. У., трупами Яджудж и Маджудж будет питаться скот: «…скоту нечего будет есть, кроме мяса яджуджа и маджуджа, однако, поев этого мяса, животные будут давать столько молока, сколько никогда не давали раньше, когда питались лучшей травой»[33].
Интересно, что оружием у этих племен будут луки, стрелы и щиты. Ведь после их уничтожения мусульмане будут «использовать их луки и стрелы, их оружие и щиты в качестве топлива в течение семи лет»[34]. Таким образом, ссылаясь на многие другие подобные хадисы, Сулейман аль-Ашкари предполагает, что современная цивилизация с ее оружием, бомбами и ракетами уйдет в небытие – уничтожит самого себя. Возникнет новая цивилизация, которая вернется к использованию древних орудий, лук, стрел, копий, лошадей и т.д.. Во время этой новой цивилизации и придет Иса. Но, как заключает тот же ученый, Аллах знает лучше.
Кроме того, Иса Масих должен уничтожить свиней. С какой целью он будет их убивать, и какими средствами – в хадисах не уточняется. Многие склонны понимать акт уничтожения свиней как запрет употребления в пищу свинины, как и толкуется в комментариях к хадисам. Но понимал ли сам Мухаммад метафорично свои слова пророчества об убийстве свиней – не известно. Также многие считают убийство свиней аллегорией, потомучто, по их мнению, представляется неразумным, чтобы Иса убивал свиней.
Другой объект, который подлежит уничтожению Исой, - это Кресты. В этом же своем разрушительном акте Иса, в рамках христианского понимания последних времен, уподобляется  Антихристу. Такие хадисы, надо полагать, навеяны Мухаммаду ненавистью ко Кресту, христианам и христианству, представлявшему, как ему казалось, угрозу в лице Константинополя. Как бы не утверждали мусульмане, что христиане, в представлениях исламского шариата занимают особое место, приводя при этом «мирные» коранические айаты о христианах: «Ты увидишь, что ближе к тебе из всех людей те, которые следовали за Исой и говорили: “Мы - христиане!”. И это потому, что среди них есть иереи и монахи, хорошо знающие свою религию и боящиеся своего Господа. Они не превозносятся в гордыне, слушая истину»[35], но однако же, такие «добрые» айаты имели в истории становления ислама лишь временный характер. Есть множество других, противоположных им айатов и хадисов, выражающих негативное отношение ко христианам[36]. Поэтому естественно, что эсхатологические представления Мухаммада пропитаны ненавистью ко христианам, ко кресту, к римлянам. Также в период пребывания Исы Аллах уничтожит все верования, кроме ислама. 
Следующим пунктом мирового переустройства Исы Масих является отмена джизьи[37]. Отмена джизьи предполагает, что уже не будет неверных (иудеев, христиан, маджусов[38]и т.д.), но все на земле будут мусульманами, поэтому и вполне логична отмена этого вида налога – не с кого его будет брать. Если сегодня по законам шариата нужно брать джизью с тех людей, которые отказались принять ислам, то с приходом Исы у нежелающих стать мусульманами, в связи с отменой джизьи, выбора будет меньше: ислам или смерть. То есть положение шариата о джизье останется неизменным до пришествия Исы[39].
После всех преобразований Исы Масих на земле будет господствовать одна религия – ислам, все будут следовать принципам Корана, восторжествует мир, справедливость, благоденствие, «после чего денег будет [так] много, что никто не станет их принимать», - передается в хадисах[40]. В толкованиях к этому хадису дается понять, что благодаря тому, что все будут жить по законам ислама, благосостояние людей возрастет на столько, что они не будут нуждаться в деньгах. Они не будут заниматься верблюдами и овцами, так как не будут иметь в этом нужды из-за довольства во всем, между ними исчезнет взаимная злоба, ненависть, люди будут свободно, без страха общаться с животными, так же и животные не будут причинять друг другу вреда. 
По единогласному мнению большинства улемов (исламских ученых), которые ссылаются на хадисы Муслима и Абу Дуда, Иса будет пребывать на земле по втором пришествии сорок лет (до старости). Существует и другое мнение, основанное тоже на хадисах Муслима, согласно которому благоденственное  пребывание Исы Масих на земле после ряда военных побед продлится до семи лет: «И пошлёт Аллах Ису сына Марйам… и он взыщет его (Даджаля), и погубит его. Затем пробудут люди семь лет, да так, что вражды не будет даже меж двумя. Затем пошлёт Аллах холодный ветер со стороны Шама и тогда не останется на лике земном ни одного имеющего в сердце на вес пылинки добра или веры - каждого (из этих) он заберёт. Вы хоть вглубь горы спрячьтесь, но он всё равно войдёт к нему и заберёт его…»[41].
Чтобы согласовать две версии хадисов о сорокалетнем и семилетнем пребывании Исы Масих на земле, выдвигается некоторыми учеными и третье мнение: Иса пробудет семь лет на земле после второго пришествия плюс к тем тридцати трем годам,  которые он уже прожил на земле в первом пришествии. Отсюда выводят итоговую сумму в сорок лет.
То есть, через сорок (семь) лет, после победы над Даджалем, Аллах заберет с земли всех верующих, а на земле останутся худшие люди «в лёгкости птиц, и рассудках хищников[42]». Естественно, надо полагать, что Иса не останется среди худших людей на земле. По свидетельству Корана, Иса должен будет умереть[43]. Как он умрет - об этом нигде не сообщается.  В слабых хадисах говорится, что Иса будет похоронен вместе с Мухаммадом.
Таким образом, по распространенной исламской концепции, Иса Масих был благополучно вознесен Аллахом, когда ему угрожала расправа от преследовавших его иудеев. В последние времена он должен вернуться во время правления имама Махди, чтобы уничтожить Даджаля (аналог Антихриста), убить неверных, основать всемирный халифат и стать правителем, при котором благоденствие мусульман значительно увеличится. А затем через сорок или семь лет в мире опять наступят беспорядки, хаос, ислам претерпит забвение в народе, и земной мир будет разрушен.
Если смотреть с православной позиции, то ожидаемый мусульманами Иса Масих - не более, чем антихрист, который должен прийти в конце времен. Например, потомучто Иса будет принуждать всех принять ислам. А кто откажется - будет убит. Естественно, предполагается, что все христиане тоже будут убиты. Или неверные погибнут от дыхания Исы[44].  Доводы некоторых суфиев о сосуществовании христиан и мусульман в конце времен являются надуманными. Сейчас большинство мусульман отвергает тот факт, что ислам завоевывал себе души людей под страхом смерти и территориальных завоеваний. Но все это на самом деле имело место. Здесь как раз привлекает внимание то обстоятельство, что Иса в своем распространении ислама не будет пользоваться мирными средствами, а даже наоборот: средства обращения в ислам с пришествием Исы ужесточатся. Теперь уже не будут предлагать платить джизью, как это было раньше по шариату. Теперь, если человек откажется от принятия ислама, его убьют или он сам умрет от дыхания Исы Масих. И это все будет происходить при совершенномисламском халифе Исе Масих, обладающем сверхспособностями. Только благодаря таким жестким условиям, поставленным перед немусульманами, может наступить рассвет ислама, его распространение в мире и последующее короткое благоденствие мусульман.
Также некоторые образы Исы Масих у христианина могут ассоциироваться с антихристом, потомучто Иса сломает Кресты, то есть, уничтожит храмы. Иисус Христос предупреждал в Евангелии, что «Многие придут под именем Моим, и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят» (Мф. 24:5). Подобно тому заявил о себе и Иса Масих в Коране и априори заявит о себе в конце времен, унифицируя идеологию и захватывая власть по всей земле. После него, должно быть, и придет настоящий Иисус Христос, который предупреждал, что на Него невозможно будет указать, как в первом пришествии, потомучто придет Он как молния «от востока до запада», т.е. Его второе пришествие увидят все живущие в то время на земле. Его Второе Пришествие знаменует собой конец мира, а не восстановление религии и земного благоденствия: «солнце померкнет, луна не даст света своего…»(Мф. 24:29) .         
Апостол Иоанн писал, что «отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:22) является антихристом. А Иса Масих как раз и отвергает, причем очень яро отвергает христианскую идею «Сына», хотя и понимает его очень превратно и искаженно.
Библейский антихрист будет иметь всемирную власть: «Царствование антихриста будет всемирным: ...и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком, и племенем» (Откр. 13:7). Так же и Иса должен иметь всемирную власть, всемирный халифат.
Восток для христиан имеет особый духовный смысл, потому что оттуда ожидается Второе пришествие Христа (Мф. 24:27). С востоком ассоциируется Рай, как насажденный Сад, установленный на востоке. Отсюда и стремление к востоку у христиан. И храмы, соответственно, алтарем возводятся на восток в знак ожидания Второго Пришествия Спасителя Христа и в знак устремления в Рай. Неудивительно, что именно восток так презирается Мухаммадом. Почему? Здесь могут иметь место две причины: 
1.                   Потому что на востоке жили племена, не поддающиеся Мухаммаду[45]. Это географический аспект.
2.                    Потому что на духовном уровне Мухаммад страшился перед Востоком. Это мистический аспект.
Надо заметить, что Бог называется у христиан еще Востоком. Если с географическим аспектом все понятно и естественно для Мухаммада, то довольно интересен духовный аспект. Ведь если в Евангелии говорится, что от востока явится как молния Христос (Мф. 24:27), то для Мухаммада на востоке «появляется край головы шайтана»[46], отсюда же и «восходят оба рога сатаны»[47], и «сатана поднимается вместе с солнцем каждый день, кроме ночи предопределения»[48], хотя он считал и время заката временем, когда солнце садится между двух рог сатаны[49]. В последние дни человечества огонь погонит людей к месту сбора с востока на запад[50]. Огонь в исламе - пламя ада, огнем наказывает Аллах в аду. И этот огонь погонит людей с востока на запад. Христианам известно, что явление Христа во Втором Пришествии для кого-то может стать пламенем ада, а для кого-то - Раем. Поэтому вполне логично предположить, что Мухаммад видит исход огня из востока. Если христианин с востока ожидает Пришествия Христа, то Мухаммад - Даджаля (антихриста): «Помазанник (антихрист) приходит со стороны востока и его цель – Медина»[51]. Естественно, что для кого-то Иисус Христос - мучитель: «(бесы) закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас», - передается в Евангелиях[52]. А для кого-то Христос - Спаситель. Поэтому и можно предположить причины мистического ощущения Востока Мухаммадом. Это мистическое ощущение не оставляло его во все время, что видно из многих хадисов.
Но к тому же, образ Даджаля во многих аспектах сходится с образом антихриста, о котором говорится в Библии и в Преданиях. Например, в Послании к Солунянам говорится, что «Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего»[53] антихриста. Почти что так же Иса Масих убьет Даджаля, хотя и добьет его еще и копьем. Антихрист объявит себя Богом[54]. Так же и Даджаль будет говорить, что он – Бог. Естественно, предполагается, что Даджаль, как и антихрист,  будет творить нечестие по всей земле, убийства, войны. Но, несмотря на эти сходства нельзя отождествлять Даджаля с Библейским антихристом. Скорее, тут имеет место влияние христианских идей. Хотя и не так много формальных сходств между Исой Масих и Антихристом, но, по-сути, Иса Масих вполне может ассоциироваться с антихристом.
Итак, из айатов и хадисов видно, что образ Христа и Его миссии отражены в них частично. Хотя и повторяется имя Исы в Коране много раз, но развернутой информации о Нем ни Коран, ни Сунна[55] не содержат. Коранические мотивы о Христе пересекаются с апокрифами и с христианскими Преданиями. Его образ, соответственно, наделяется множеством сверхъестественных способностей, а рождение и миссия сопровождаются знамениями, которые не были даны даже «печати пророков» Мухаммаду.
Несмотря на то, что критики христианства, в частности доктор Махмуд Гази, утверждают, что «Коран дал информацию о крупнейших религиозных системах, господствовавших в то время… и предложил свои комментарии и критику этих верований»[56], ни в Коране, ни в хадисах нет этой «информации о крупнейших религиозных системах». В Коране не различаются еретические течения от истинных. Крупные религиозные системы делятся на христианство и иудаизм. И под христианство и под иудаизм[57]попадают все течения, которые тогда определяли себя соответствующими наименованиями. Мухаммад мало был знаком с христианством и иудаизмом. Даже в хадисах передается, что некий «христианин» принял ислам и записывал «откровения» из уст Мухаммада, в частности Суры «Корова» и «Семейство Имран». Потом этот христианин снова принял христианство и говорил: «Мухаммад знает лишь то, что я записал для него»[58]. Наверно, не с проста так говорил этот «христианин» и ушел из ислама. Ведь в Коране и в хадисах нет достойной информации о христианстве. Также в Коране и хадисах нет критики крупных религиозных систем. Но критикуется лишь их превратное, искаженное понимание, о чем более подробно будет упомянуто во второй главе этой работы.




[1] Коран, 3:54
[2] Муслим, 164
[3]ГайслерН., Салиб А. Сын Свободной: http://www.answering-islam.org/russian/authors/geisler/answeringislam/glava1.htm
[4] Евангелие от Варнавы, глава 216
[5] Гилкрист Д. Подложное Евангелие в мусульманской апологетике //Бог или пророк [Электронный ресурс] URL: http://www.answering-islam.org/russian/authors/gilchrist/challenge/ch6.html
[6] Библия для мусульман запрещена для чтения, если только мусульманин не занимается научно-исследовательской деятельностью и достаточно хорошо изучил собственную религию.
[7]Исмаил ибн Касир (1301—1373) — известный исламский ученый-правовед, историк, один из лучших толкователей Корана и хадисов.
[8] Сейед К. Ф. И. Свет Священного Корана / Спб, 2008. Т.1, С.338
[9] Втор. 21:23
[10] Полосин Али Вячеслав. Почему я стал мусульманином [Электронный ресурс]: Ислам. М., 2009. - 1 электронный оптический диск (CD–ROM). – С. 45
[11] Али-Заде А. А. Исламская апологетика: ответы критикам ислама. Баку, 2007. – С. 100
[12] Православная энциклопедия / Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. 2003. – С. 349
[13]Бухари, 1338
[14] Коран, 2:61, 91; 3:21, 112, 181; 4:155
[15] Ашкари У. С. Судный День / пер. с араб. М., 2013. С.205
[16] Ашкари С. У. Судный день / пер. с араб. М., 2013. С.205
[17] Эти племена принято ассоциировать с библейскими Гога и Магога
[18] Муслим, 155-0; Бухари, 993
[19]  Умар Сулейман аль-Ашкари Указ. соч.  С.177
[20] В суннитской традиции Махди – справедливый правитель, который будет возглавлять мусульманскую общину перед концом света. При нем ислам будет возвышен. Хотя некоторыми учеными оспаривается учение о Махди. Шииты-имамиты считают Махди своим последним двенадцатым имамом
[21] Хадисы приводит Умар аль Ашкари, ссылаясь на  Тирмизи, Абу Давуд
Ибн Маджа, аль-Хаким и Сахих аль-джами' ас-сагир (Ашкари С. У. Судный День. С. 162)
[22] Муслим, 2897-0
[23] Муслим, 156
[24] Ашкари С. У. Судный День. С. 203
[25] Там же. С. 165
[26] Муслим, 1380
[27] Муслим, 2897
[28] Муслим, 2937
[29] Путилов С. Крест в мире полумесяца / М., 2006
[30] Хадис приводит Сулейман аль-Ашкари в книге «Судный День» со ссылкой на Бухари и Муслима
[31] Муслим, 2880
[32] Муслим, 2937-0
[33]Ашкари С. У. Судный день. С. 217
[34] Этот хадис приводит Сулейман Аль Ашкари Тирмизи; Ибн Маджа; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1940
[35] Коран, 5:82
[36] Надо сражаться с теми из людей Писания, кто не верит в Аллаха(Коран, 9:29-41); «Бог проклял иудеев и христиан» (Муслим, 529), а кого проклял Аллах, того можно и мусульманам проклинать; «‘Умар изгнал иудеев и христиан с земли Хиджаза» (Бухари, 1029); нельзя приветствовать иудеев и христиан первыми и не уступать им дорогу при встрече с ними на узкой тропинке (Булуг-аль Марам, 1310; Ан-Навави, 866; Муслим, 2167); «Я непременно выгоню иудеев и христиан за пределы Аравийского Полуострова (Булуг аль-Марам, 1300) и т.д.

[37] Джизья - подушная подать, налог, который платили и должны платить немусульмане в пользу мусульманского государства. Выплата джизьи гарантирует неприкосновенность и защиту. Джизья будет отменена с пришествием Исы Масих в конце времен
[38] Маджусы - зороастрийцы
[39] Ашкари С.У. Судный день. С. 209
[40] аль-Бухари, 993; Муслим, 155-0
[41] Муслим, 2940
[42] Муслим, 2940
[43] Коран, 4:159
[44] Муслим, 2937
[45] Бухари, 3301
[46] Бухари, 3279
[47] Муслим, 2905
[48] Цитирует Кулиев Э. Р. слова Ибн Аббаса без указания ссылок на хадис (Кулиев Э. Р. На пути к Корану. С.95)
[49] Ан-Навави, 438
[50] Бухари, 1337
[51] Муслим, 1380
[52] Мф. 8:29
[53] 2 Сол. 2:8
[54] 2 Сол. 2:4
[55] Сунна - обычай, пример, путь. Сунной обычно называют слова, дела Мухаммада и его сподвижников, записанных в виде хадисов
[56] Гази М. Догматы христианства [Электронный ресурс] URL: http://www.whyislam.ru/islam-i-xristianstvo/dogmaty-xristianstva.htm
[57] Про иудаизм, например, говорится, что «Иудеи сказали: “Узейр (Ездра) – сын Аллаха”» (Коран, 9:30). Возможно, Мухаммад сталкивался с какой-нибудь иудейской сектой и ее догматы определил как иудейские.
[58] Бухари, 1441 (3617)