четверг, 23 июля 2020 г.

АЛЬ-МАСИХ (ХРИСТОС) УМИРАЛ ИЛИ НЕТ?


На пасхальное приветствие христиан "Христос Воскресе!" мусульмане советуют отвечать: "а Он и не умирал!" или "Воистину Воскреснет!". Большинство мусульман уверены, что Христос не умирал на Кресте, но незаметно вознесся, а вместо Него распяли другого (ученика). Другие же мусульмане считают, что, согласно Корану, Христос умер, что не следует мусульманам ожидать Его Второго пришествия. Позицию последних, например, представляет мусульманин, доцент, преп-ль (Аджибадем и Бахчишахер, Стамбул) Эмре Дорман ( Emre Dorman) [1]. Его аргументы: 



1) в Коране говорится, что никому из людей Аллах не даровал бессмертия: "Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрешь, они будут жить вечно?" (Коран 21:34), "Мы не сотворили их (посланников) телами, которые не потребляют пищу, и они не были вечными(Коран 21:8). Отсюда Эмре Дорман заключает, что Исе масих тоже не было даровано бессмертие, то есть, он умер, как и все обычные люди. Аргумент слабоватый. Можно поспорить, представляя позицию других мусульман. В айатах может иметься в виду под вечностью вечное пребывание на земле, не умирая и без вознесения на небо. А Масих взят из земли, он не живет вечно на земле, поэтому можно сказать, что ему тоже не было даровано бессмертие, как и всем людям. 



2) Мухаммад - последний пророк, "печать пророков" (Коран 33:40). Поэтому ни о каком втором пришествии Аль-Масиха как пророка не может быть и речи. Обычно говорят, что Масих не придет с новым Писанием и шариатом, но с Кораном. Но ведь Масих будет убивать свиней и ломать Кресты и многие другие вещи... все это говорит о том, что у Масиха новый шариат, новые законы, не имеющие основы в Коране. Так мельком рассуждает Эмре Дорман. Вполне убедительно. 

3) В Коране говорится, что Масих был УМЕРЩВЛЕН Аллахом: "О Иса (Иисус)! Я УПОКОЮ тебя (مُتَوَفِّيكَ) и вознесу тебя (رَافِعُكَ) к Себе" (Коран 3:55). Иса отвечает Аллаху: "Когда же Ты УПОКОИЛ меня (تَوَفَّيْتَنِي), Ты стал наблюдать за ними" (Коран 5:117). "Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я СКОНЧАЮСЬ (أَمُوتُ), и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (Коран 19:33). Немного здесь спорный айат есть (19:33). 

К сожалению, этим аргументы Эмре Дормана ограничиваются. И он не разбирает всех подробностей и противоположные мнения. 

Итак, умирал аль-Масих, согласно Корану, или нет? 

Однозначно - умирал. Его умертвил Аллах перед вознесением. Это однозначно подтверждается следующими айатами: "Я упокою тебя (مُتَوَفِّيكَ) и вознесу тебя к Себе" (Коран 3:55), - говорит Аллах Исе. Или же аль-Масих говорит Аллаху: "Когда же Ты упокоил меня (تَوَفَّيْتَنِي), Ты стал наблюдать за ними" (Коран 5:117). 

Многие мусульмане говорят, что под словом УПОКОИЛ (وفى) имеется в виду "вознес" (телесно), но не умерщвлен. Некоторые так и переводят айат 5:117 (Sahih International, Yusuf Ali, Sаrwar...). 

Профессор доктор Абдульазиз Байындыр (Стамбульский Университет) объясняет, что под словом وفى может иметься в виду и усыпление и умерщвление . Толковать нужно из самого Корана. Ведь написано: "Это — Писание, аяты которого ясно изложены, а затем РАЗЪЯСНЕНЫ Мудрым, Ведающим (11:1). "Вефат" (وفى) означает вытащить что-то из какой-то вещи. Это ясно видно из айата, где употребляется это глагол: "Аллах забирает (يَتَوَفَّى) души в момент смерти, а ту, которая пока не умирает, — во время сна" (Коран 39:42). То есть, Аллах вытаскивает душу (йатаваффа аль-анфуса يَتَوَفَّى الْأَنفُسَ). Таким образом, получается два вафата (смерти): во время сна и в момент смерти. Какой же из вафатов имеется в виду в айате: "Когда же Ты УПОКОИЛ меня (تَوَفَّيْتَنِي), Ты стал наблюдать за ними" (5:117)? Очевидно, что имеется в виду смерть, кончина, а не сон. Что это за сон до времен общего воскресения из мертвых (кыйамат)? Поэтому это не сон, а смерть, - заключает Абдульазиз Байынды [4]. 

Трудной для понимания представляются следующие айаты: "Однако они не убили его (Ису аль-Масих) и не распяли... нет, Аллах вознес его... из людей Писания не останется такого, который бы не уверовал в него до его смерти, а в День Воскресения он будет свидетелем для них" (Коран 4:157-159). Отсюда трудно понять: умерщвлен Иса перед вознесением или же нет? Проблема все из-за тех же "пустых слов в Коране" [3]. Пустым словом здесь является притяжательное местоимение "его" ("до его смерти" قَبْلَ مَوْتِهِ). Муфассиры здесь разделились. Они относят это местоимение к Исе или к Людям Писания. Вопрос практически нерешаем. Толкователи приводят и то и другое мнение.

Таким образом у мусульман нет основания говорить, что Христос не умирал. А "достоверные" хадисы на эту тему, естественно, являются дальнейшим творчеством мусульман.

[1] Emre D. Allah’a Öğretilen Din. Istanbul, 2016. S.378-379. 
[2] Там же. С.378. 
[3] Подробнее о пустых словах: https://vk.com/topic-22126537_36325576 В последующем эта тема ожидает дополнения. 
[4] İsa Aleyhisselam hem ruhen hem de bedenen mi Allah katına yükseltildi? https://youtu.be/Vl7xXGQ80Lo

Источник: https://vk.com/odin_li_bog