Священник Георгий Максимов
Вчера Церковь праздновала день памяти всех святых. Протестанты,мусульмане и иеговисты часто упрекают православных за почитание святых и особенно за молитвы к ним. Что можно им ответить?
Во-первых, молитвословия святым в Православной Церкви бывают не только просительные, но и восхвалительные. Например, этому посвящены каноны и столь любимые в народе акафисты - в них молящиеся вспоминают о жизни и подвигах святых, прославляют и ублажают их за веру и жизнь согласно воле Божией. Это является прямым исполнением слов Писания: "поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7); "мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа" (Иак. 5:11). И Богородица сказала: "отныне будут ублажать меня все роды" (Лк. 1:48). В обоих случаях употреблен глагол "μακαρίζω", означающий "ублажать, прославлять". Протестанты же никак не ублажают ни Богородицу, ни святых, и тем самым нарушают слово Божие. Ведь даже если бы они не хотели обращаться с просьбами к святым, то они должны были бы читать каноны и акафисты на своих службах, чтобы вспомнить пример святых и прославить их.
Во-вторых, что касается просительных молитв. Протестанты и иеговисты утверждают, что такие молитвы святым будто бы нарушают слова о том, что "един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). Но эти слова сказаны об искупительной жертве (их продолжение: "предавший Себя для искупления всех"), - разумеется, никто из святых не является ходатаем в таком смысле. Однако Господь неоднократно предписывает христианам молиться за других (Мф. 5:44, 1Фес. 5:25, 2Фес. 3:1), стоит напомнить собеседнику, что и у них принято молиться друг за друга, но при этом они не считают, что делаются "иными ходатаями". Точно так же и мы просим у святых помолиться за нас Богу, а не считаем, что они действуют своей собственной силой автономно от Бога.
На это сектанты обычно возражают, что это все сказано только о живых святых, а про то, что умершие святые могли бы молиться, якобы нигде не сказано. В таком случае нужно показать им слова из Апокалипсиса: "я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр. 6:9-10). Апостол Иоанн здесь прямо свидетельствует, что умершие святые сохраняют самосознание и возможность молиться Богу.
Сектанты настаивают на том, что будто бы после смерти святые теряют возможность молиться за других людей, хотя не могут показать, где об этом прямо сказано в Писании. Между тем, Христос засвидетельствовал, что "у Бога все живы" (Лк. 20:38). Молитва за тех, кто нуждается в помощи - это проявление христианской любви, а "любовь никогда не перестает" (1Кор. 13:8). Еще они спрашивают, как умершие святые могут слышать обращаемые к ним молитвы. Это нетрудно понять, если вспомнить, что "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор. 6:17), а Господь, как известно, может слышать молитвы, значит, и святые, соединившиеся с Ним, могут. Из текстов Библии напрямую следует, что и после своей смерти, которая в Писании называется просто "отшествием" (2Тим. 4:6) праведники, соединившиеся с Господом, и сохраняющие свое самосознание, продолжают молиться Богу.
Если бы протестантов от молитвенного почитания святых удерживала только идея о том, что умершие святые не могут молиться за нас, то они молились бы, по крайней мере, пророку Илие и праведному Эноху, потому что оба этих святых еще не вкусили смерть и живыми взяты к Богу. Но поскольку они и им не молятся, это изобличает, что сектанты отвергают почитание святых просто из-за горделивого презрения к тем, кого Писание называет "друзьями Божиими" (Ин. 15:15, Иак. 2:23).
Апостол Павел пишет христианам: "вы приступили… к церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23). И мы, православные, как раз через молитвы и прославления приступаем к этим святым и имеем с ними молитвенное общение, а сектанты не приступили и не хотят приступать "к духам праведников, достигших совершенства". Именно гордость заставляет их говорить: зачем мне просить, что какой-то святой помолился за меня Богу, когда я сам могу напрямую помолиться Богу за себя?
Но Бог неоднократно говорит в Библии о том, что молитву святого человека Он слушает более прочих и даже тогда, когда молитву обычного грешного человека не примет. Вспомним, что сказал Бог друзьям Иова: "и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас" (Иов 42:8). Точно так же Бог говорит Авимелеху, что только по молитве Авраама за него он может избегнуть смерти (Быт. 20:7-17). Хотя и друзья Иова и Авимелех могли бы помолиться сами.
Стоит, наконец, сказать о почитании мощей святых. Поскольку сектанты неоднократно об этом спрашивают, полагая, что уж это точно противоречит Библии. На самом деле там как раз описано, что Бог прославляет даже телесные останки своих святых и может творить через них чудеса. Читаем: «Умер Елисей и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13. 20-21). Проявления чудесной силы Бога мы видим и через мощи последующих святых. Например, буквально на днях слепая в Санкт-Петербурге женщина обрела зрение у мощей великомученика Георгия Победоносца.
И здесь мы приходим к еще одному важному пункту, на который стоит обратить внимание собеседников. Это не теоретический вопрос "могут или не могут нас слышать святые" или "может или не может действовать Бог через мощи святых". Факт в том, что они нас действительно слышат. И не только когда-то в древности - множество современных православных христиан, и я в их числе, на своем личном опыте свидетельствуют о том, что молились святым, прося их ходатайства перед Богом, и потом Бог отвечал, и даже совершал чудеса. Если, как Вы говорите, Богу неугодны молитвы к святым, то почему Он исполняет просимое в них? Если бы было так: вот помолился напрямую Богу и все получилось, помолился святому - и ничего не произошло, то молитвы святым естественным образом прекратились бы. Но Бог, наоборот, поддерживает практику этих молитв, исполняя просимое в них, поддерживает практику почитания мощей, совершая через прикосновение к ним чудеса. Почему?
И последний вопрос, который можно задать нашим собеседникам: как вы думаете, если Бог даже тем, кто отверг обычных нищих, больных и заключенных, скажет: "идите от меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41), то что Он скажет вам, отвергших друзей Его, которых весь мир не был достоин (Евр. 11:38) и которые окружают престол Божий (Откр. 7:9-10)?
Вчера Церковь праздновала день памяти всех святых. Протестанты,мусульмане и иеговисты часто упрекают православных за почитание святых и особенно за молитвы к ним. Что можно им ответить?
Во-первых, молитвословия святым в Православной Церкви бывают не только просительные, но и восхвалительные. Например, этому посвящены каноны и столь любимые в народе акафисты - в них молящиеся вспоминают о жизни и подвигах святых, прославляют и ублажают их за веру и жизнь согласно воле Божией. Это является прямым исполнением слов Писания: "поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13:7); "мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа" (Иак. 5:11). И Богородица сказала: "отныне будут ублажать меня все роды" (Лк. 1:48). В обоих случаях употреблен глагол "μακαρίζω", означающий "ублажать, прославлять". Протестанты же никак не ублажают ни Богородицу, ни святых, и тем самым нарушают слово Божие. Ведь даже если бы они не хотели обращаться с просьбами к святым, то они должны были бы читать каноны и акафисты на своих службах, чтобы вспомнить пример святых и прославить их.
Во-вторых, что касается просительных молитв. Протестанты и иеговисты утверждают, что такие молитвы святым будто бы нарушают слова о том, что "един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). Но эти слова сказаны об искупительной жертве (их продолжение: "предавший Себя для искупления всех"), - разумеется, никто из святых не является ходатаем в таком смысле. Однако Господь неоднократно предписывает христианам молиться за других (Мф. 5:44, 1Фес. 5:25, 2Фес. 3:1), стоит напомнить собеседнику, что и у них принято молиться друг за друга, но при этом они не считают, что делаются "иными ходатаями". Точно так же и мы просим у святых помолиться за нас Богу, а не считаем, что они действуют своей собственной силой автономно от Бога.
На это сектанты обычно возражают, что это все сказано только о живых святых, а про то, что умершие святые могли бы молиться, якобы нигде не сказано. В таком случае нужно показать им слова из Апокалипсиса: "я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?" (Откр. 6:9-10). Апостол Иоанн здесь прямо свидетельствует, что умершие святые сохраняют самосознание и возможность молиться Богу.
Сектанты настаивают на том, что будто бы после смерти святые теряют возможность молиться за других людей, хотя не могут показать, где об этом прямо сказано в Писании. Между тем, Христос засвидетельствовал, что "у Бога все живы" (Лк. 20:38). Молитва за тех, кто нуждается в помощи - это проявление христианской любви, а "любовь никогда не перестает" (1Кор. 13:8). Еще они спрашивают, как умершие святые могут слышать обращаемые к ним молитвы. Это нетрудно понять, если вспомнить, что "соединяющийся с Господом есть один дух с Господом" (1Кор. 6:17), а Господь, как известно, может слышать молитвы, значит, и святые, соединившиеся с Ним, могут. Из текстов Библии напрямую следует, что и после своей смерти, которая в Писании называется просто "отшествием" (2Тим. 4:6) праведники, соединившиеся с Господом, и сохраняющие свое самосознание, продолжают молиться Богу.
Если бы протестантов от молитвенного почитания святых удерживала только идея о том, что умершие святые не могут молиться за нас, то они молились бы, по крайней мере, пророку Илие и праведному Эноху, потому что оба этих святых еще не вкусили смерть и живыми взяты к Богу. Но поскольку они и им не молятся, это изобличает, что сектанты отвергают почитание святых просто из-за горделивого презрения к тем, кого Писание называет "друзьями Божиими" (Ин. 15:15, Иак. 2:23).
Апостол Павел пишет христианам: "вы приступили… к церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства" (Евр. 12:22-23). И мы, православные, как раз через молитвы и прославления приступаем к этим святым и имеем с ними молитвенное общение, а сектанты не приступили и не хотят приступать "к духам праведников, достигших совершенства". Именно гордость заставляет их говорить: зачем мне просить, что какой-то святой помолился за меня Богу, когда я сам могу напрямую помолиться Богу за себя?
Но Бог неоднократно говорит в Библии о том, что молитву святого человека Он слушает более прочих и даже тогда, когда молитву обычного грешного человека не примет. Вспомним, что сказал Бог друзьям Иова: "и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас" (Иов 42:8). Точно так же Бог говорит Авимелеху, что только по молитве Авраама за него он может избегнуть смерти (Быт. 20:7-17). Хотя и друзья Иова и Авимелех могли бы помолиться сами.
Стоит, наконец, сказать о почитании мощей святых. Поскольку сектанты неоднократно об этом спрашивают, полагая, что уж это точно противоречит Библии. На самом деле там как раз описано, что Бог прославляет даже телесные останки своих святых и может творить через них чудеса. Читаем: «Умер Елисей и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своём коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Царств 13. 20-21). Проявления чудесной силы Бога мы видим и через мощи последующих святых. Например, буквально на днях слепая в Санкт-Петербурге женщина обрела зрение у мощей великомученика Георгия Победоносца.
И здесь мы приходим к еще одному важному пункту, на который стоит обратить внимание собеседников. Это не теоретический вопрос "могут или не могут нас слышать святые" или "может или не может действовать Бог через мощи святых". Факт в том, что они нас действительно слышат. И не только когда-то в древности - множество современных православных христиан, и я в их числе, на своем личном опыте свидетельствуют о том, что молились святым, прося их ходатайства перед Богом, и потом Бог отвечал, и даже совершал чудеса. Если, как Вы говорите, Богу неугодны молитвы к святым, то почему Он исполняет просимое в них? Если бы было так: вот помолился напрямую Богу и все получилось, помолился святому - и ничего не произошло, то молитвы святым естественным образом прекратились бы. Но Бог, наоборот, поддерживает практику этих молитв, исполняя просимое в них, поддерживает практику почитания мощей, совершая через прикосновение к ним чудеса. Почему?
И последний вопрос, который можно задать нашим собеседникам: как вы думаете, если Бог даже тем, кто отверг обычных нищих, больных и заключенных, скажет: "идите от меня проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25:41), то что Он скажет вам, отвергших друзей Его, которых весь мир не был достоин (Евр. 11:38) и которые окружают престол Божий (Откр. 7:9-10)?