Где в Ветхом Завете говорится о Святой Троице


Кристос С.П. Вульгарис: Библейское и Святоотеческое учение о Троице.
Греко-Православный богословской Обзор, том. 37 (Окт.) 3-4, Свято-Крестовоздвиженское Православное Издание, Бруклин, Масса., 1992.

2. НА СВИДЕТЕЛЯ ИЗ САМОГО ПИСАНИЯ
Ветхий Завет
Свидетельства Священного Писания Ветхого Завета о Святой Троице полностью раскрывается во втором периоде божественного домостроительства, записанные в Новом Завете, в то время как в первом периоде, записанные в Ветхом Завете, эти свидетельства необходимо исследовать. Здесь акцент лежит на Монотеизм из-за того, что Израильтяне имели склонность к идолопоклонству и многобожию, и именно это человеческое греховное состояние помешало им иметь четкое знание о Боге (см. Римлянам 1:18-2,16).
При изучении Ветхого Завета, богословы обычно ограничиваются представлением доказательств из пяти текстов, т. е. в (Бытие: 1:26, 3:22 и 11:7), где в соответствии с текстом на иврите, имя Бога встречается во множественном числе (Элохим), (Бытие глава 18), в которой фигурируют Три Ангела посещают Авраама, и (Исайя: 6:3), которое записывает три раза гимн "Свят, Свят, Свят" в исполнении ангелов вокруг Божьего престола. Вместе с тем, пристальный взгляд на Ветхий Завет раскрывает большее количество текстов с Тринитарным контекстом.
Действительно, Ветхий Завет начинается с простого утверждения: «в начале сотворил Бог небо и землю». В еврейском тексте слово «Бог»встречается во множественном числе, а глагол «сотворил» встречается в единственном числе. Объяснение, данное «учеными» иудаизма здесь заключается в том, что мы сталкиваемся с «pluralis amplitudinis» согласно которому, как в случае королей и правителей античности, в множественном числе «Элохим» подчеркивает Божье величие, в то время как многим заметна цель автора, состоящая в том, чтобы предотвратить политеистические тенденции, поставив глагол в единственном числе. Но если это так, то слово «Бог», должны были использоваться исключительно в единственном числе на протяжении всего Ветхого Завета; но этого не происходит. Кроме того, при каждом указании «pluralis amplitudinis», от которого происходит слово «Элохим», глагол должен всегда происходить в единственном числе, как в (Бытие: 1:1). Этого так же не происходит, потому что в повествование о сотворении человека в той же главе, глагол, использованный дважды, сначала помещается в единственном, а затем в множественном числе, согласовываясь с местоимением во множественном числе: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Поскольку глагол и местоимение происходят здесь во множественном числе, то слово «Элохим» обозначает единую в некотором множестве Божественную Сущность. Подобный случай встречается в (Бытие: 3:22), где за глаголом в единственном числе «сказал» следуют множественное число «один» из «нас», и в (Бытие: 11:7), где в единственном числе глагол изменяется во множественном числе: «сойдем же и смешаем там язык их». Аналогичный случай, представленный в (Бытие: 1:26) также находится в (Бытие: 3:22).
В своих усилиях навязать особую констатацию на (Бытие: 1:26, 3:22, и 11:7), “ученые” иудаизма утверждали, что здесь не диалог между лицами Божества, а скорее между Богом и духами небесными. В практическом плане это объяснение подразумевает, что Бог Творец обратился к небесным духам и попросил их принять участие в сотворении человека. Если это так, тогда человек должен быть создан «по образу и подобию» и Бога, и духов. Такая идея, впрочем, подлежит анафеме, потому что она помещает нетварного Бога и сотворенных духов в равное положение, как модели других существ. Но, что только Бог является человеческой моделью - это видно из (Бытие: 1:27), где ясно сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его;», а также из (Екклесиаста: 12; 1), где multipersonal Бога говорят: «И помни Создателя твоего» - т.е. Бога, а не духов.
Толкование вышеприведенных текстов в контексте ‘pluralis amplitudinis’ имеет еврейское происхождение, встречается во время Феодорита из Кироса, кторый говорит, что “они (евреи) утверждают, что Бог все сказал себе “сотворим человека” на примере тех, кто в высокой чести. Действительно верховным правителям привычно говорить во множественном числе “мы указ” и “напишите нам” и “мы команда”, и все остальное. Но они (Иудеи) не понимают, что Бог говорит в основном все в единственном числе, «И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.» (Бытие: 6;13) и «и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.» (Бытие: 6; 6-7) и «Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне.» (Исаия: 43; 19). Во всем божественном Писании мы слышим Бога со всеми беседующего в единственном числе, хотя несколько раз Он входит в общение также и во множественном числе, указывающее на число лиц Троицы. Когда он смешал языки, он не сказал в единственном числе “я пойду вниз и смешаю там язык их”, а «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.» (Бытие: 11;7). Каждый раз, когда говорится “Бог сказал” это означает, общую Божественную сущность; но когда он продолжает “сотворим”, то подразумевается число лиц. Аналогичным образом, когда говорится ‘образ’, это означает уникальность природы, ибо он не сказал “в образы”, но “в образ”. И когда Он говорит “по Нашему”, то Он указывает на ряд лиц”.[II, в]
Обратимся теперь к другому виду ветхозаветных текстов, где существование более чем одной личности в Божестве отражается в Новом Завете в качестве цитат на Ветхий Завет. Так, например, во 2-ом стихе 2-го Псалма, который имеет мессианское значение (соответствует цитатам: Матфея 3:17, 17:5, от Марка 1:11, 9:7, Лк. 3:22, Иоанн 1:49, Деяния 13:33 и т. д.), говорится о “Господе”и “Его Помазанника (авторское примечание переводчика: «В (Пс.: 2; 2) ПомазанникГоспода наряду с Отцом противопоставляется царям земным, что созвучно со словами Христа, что ЕгоЦарство не от мира сего (Иоанна: 18; 36)»). "Господь" - это перевод еврейского слова ‘Адонай’, означающее Бог, как творец Вселенной и Израиля. В (Деяниях: 4; 26) и (Откровение: 11; 15) “Христос” из (псалма 2: 2) явно отождествляется с Иисусом. Подобный случай - это (Псалом: 117; 26-27), также мессианский Псалом, Благословен грядущий во имя Господне! также цитируется в Евангелии от (Матфея: 21; 9) и (Луки: 19; 38) толпами народов идущих с Иисусом. Без сомнения, народное суждение об Иисусе основано на собственной убежденности в том, что Он пришел во имя Отца (от Иоанна: 5; 43). Которого даже Он называется Господом неба и земли (Матфея: 11; 25).
Кроме Отца, в Ветхом Завете слово "Господь" применяется также к другому лицу божественного статуса. Классическим примером является (Псалом: 109; 1), “сказал Господь Господу моему...” в Синоптической традиции, второй Господин идентифицируется с Иисусом, Который идентифицирует самого себя в (Мф.: 22; 44); эта идентификация появилась еще в ранней Церкви (Деяния: 2; 34-35); (Рим.: 8; 34). О Сыне явно подчеркнуто во всех этих случаях, что на Его счету участие в сотворении мира и Его искупительный труд, посредством которого Он исхитил души от власти сатаны и представил их к Себе (Ефесянам 1:3-23, Колоссянам 1:12-20, 1 Кор. 15:12-28, Евреям 1:2-3 и др.). Господство Иисуса Христа над созданием подчеркивается также (Псалме: 101; 26-28), согласно его истолкованию в (Послании к евреям: 1; 10). Есть и другие случаи применения титула ‘Господь’ другому лицу, кроме Бога Отца в Ветхом Завете (Второзаконие: 9; 10), (1 Паралипоменон: 17; 16,21), (Амос: 4; 11), (Иеремия: 50; 40) и др., где этот другой “Господь” появляется действуя особым образом, как посредник между Богом и миром и наделенный Божественной силой и властью. В Новом Завете этот человек всегда отождествлялся с Иисусом Христом, Сыном Божиим, именуется одинаково ‘Господь’ как и Его Отец.
Действительно, господство Сына основывается на Его равенстве с Богом Отцом. Так, в (Псалме: 44; 7-8) и (Исаия; 9: 6) он одинаково называется ‘Бог’ в чисто библейском смысле, так как довольно часто в Ветхом Завете будущий Давид-правитель предстает в качестве представителя Бога. Но в (Псалме: 2; 7 и 109; 3), Давида-Мессия назван не только Сыном Божьим, но Самим Богом. Подобный случай встречается в (Псалме: 44; 7-8), где слово "Бог" встречается дважды, один раз в звательном (примечание переводчика: Звательный падеж в современном русском языке существует в виде нескольких архаизмов, по большей части входящих в состав фразеологических оборотов  и  других речевых формул (Бо́же, Созда́телю, Го́споди, Иису́се, Христе́, влады́ко, метрополи́че, вра́чу, ста́рче, о́тче, бра́те, сы́не, дру́же, кня́же, челове́че и другие). В современном литературномязыке он утрачен.) и один раз в именительном падеже. Первый раз является указанием на Мессию, согласно (Посланию к евреям: 1; 8-9) (комментарий переводчика: в этой первой главе Послания к евреям говорится о превосходстве природы Сына над природой Ангелов).[III, в] 
Также “Бог крепкий” в мессианском пророчестве (Исайи: 9; 6) - это и есть помазанный “елеем радости” (см. также Деяния: 10; 38) и Ему суждено править миром на основе справедливости и праведности (см. также (Исаия: 9;7, 32;1); (Псалом: 44; 7-8).
Четвертый евангелист, упоминает “Господа Саваофа” (Исаия: 6; 10), Которого пророк видел, и чей голос он слышал в момент Его обращения, и идентифицирует Его с Иисусом. Сын последовал сказанному пророком “сие сказал Исаия, когда видел славу его и говорил о нем" (Иоанна: 12; 40-41). Толкование Иоанна (Исаии: 6; 10) обязало отцов Церкви видеть во всех theophanies Ветхого Завета Сына Божьего. Действительно, по словам отцов, Он был Сыном, тот который являлся Аврааму (Бытие 12:7, 17:1, 18:1), Исааку (Бытие: 26; 23-24), Иакову (Бытие 35:7; 48:3; 32: 28,30), Моисею (Исход: 33; 13-14), Иезекиилю (Иез: 1; 3) и др., хотя и по-разному. Невидимость Христа в Ветхом Завете была связана с тем, что Он еще не воплотился и в соответствии с Его возвещенной Моисею волей: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. (Исход: 33; 20)” или как отцы объясняли, что существам нельзя видеть нетварного естества.[глава IV]
В дополнение к этому, в мессианском пророчестве Исайи 6, древнееврейское слово ‘Господь Саваоф’ употребляется как ‘Яхве’. Интересно отметить, что многие ветхозаветные отрывки, использующие это имя упоминаются в Новом Завете отражены в личности Иисуса Христа. Таким образом, помимо (Псалом: 101; 26-28), который цитируется в (Послании к евреям: 1; 10-12). Также в (1 Коринфянам: 10; 9) нам сказано о ропоте против Яхве в Рефидиме (Исх.: 17; 2-7), (Числа: 21; 6-7), который и был Иисус. Кроме того, Господь, который послал своего посланника, чтобы приготовить путь пред Ним, согласно (Малахии: 3; 1), отождествляется с Иисусом в Синоптической традиции; а посланник отождествляется с Иоанном Крестителем (Матфея: 3; 3), (Марк: 1; 3); (Лк.: 3; 4). Наконец, в пророчестве (Исаия: 35; 5-6 и 61;1) мы видим Иисуса (Луки: 7; 19-22).
Тесно связана с вышесказанным личность Яхве в пророчестве Малахии. «Элохим» из Малахии встречается в основном в Pre-exilic текстах. Данная Личность появляет Себя в превосходстве над людьми в Знании, силе и мудрости, Он был послан Богом, чтобы защитить народ Израиля или управить им (Исход 14:19, 23:20); (Числа: 20; 26) или определенных лиц (Бытие 18, 24:7, 28:10,15, и т. д.), чтобы поразить врагов народа Божьего (2-я царств: 19; 35), чтобы наказать Израиль (2-я Царств: 24;16),(1 Паралипоменон: 21; 16), чтобы объявить послания от Бога (Бытие: 16:7-11, 22:11-25 и др.), и приходить на помощь (1-я Царств: 29;9); (2-я Царств: 14; 17,20). Довольно часто Он говорит и действует, как будто Он Сам Бог, хотя порой Он явно отличается от Него. Недавние исследования колеблется между отождествление Этой фигуры с Богом и его дифференциации от Него, в то время как отцы церкви, за исключением Августина, Григория Великого, и Фомы Аквинского, определили «Яхве» в «Малахии» как Сын Божий, который должен воплотиться в человеческое естество.[в] Однако, помимо активного присутствия Первых двух Лиц Святой Троицы в Ветхом Завете, некоторые тексты также указывают на активное присутствие Святого Духа. Таким образом, (Псалом: 94; 7-11) говорит о “голосе Бога”, который в (Послании к евреям: 3; 7-11) отождествляется со Святым Духом. Аналогично, выражение “говорит Господь” (Иеремия: 31; 31-34), цитируемое в сокращенном виде в (Послании к евреям: 10; 15-17), в котором Бог отождествляется со Святым Духом, с комментарием “и Святой Дух также свидетельствует нам об этом.”
Наконец, есть отрывки в Ветхом Завете, которые предполагают активное присутствие всех трех лиц Святой Троицы. Таким образом, помимо идентификации “Господа Саваофа” с Иисусом Христом в (Исайя: 6; 8-10), “глас Господа” в одном и том же тексте отождествляется со Святым Духом в (Деяниях апостолов: 28; 25-27). Поэтому, в этом пророчестве мы видим все три Лица присутствующих. Аналогично, в (Исаия: 48; 16-17), в словах Господа (примечание переводчика: подтверждение тому (Исаия: 48; 13)), мы видим Господа, Которого послал Господь Бог и “Дух Его”. То же самое наблюдается и в (Исаии: 61; 1-2) (комментарий переводчика: подтверждением того, что Бог говорит от первого Лица является стих (Исаия: 61;8)), который цитируется в Евангелии от (Луки: 4; 18-19). 
Указанные выше места говорят о большом количестве свидетельств о Святой Троице в Ветхом Завете. Интересно отметить, однако, что когда Ветхий Завет говорит в целом о ‘Боге’, в большинстве случаев это Божество обозначено.
[II]Sacrae, в Genesim, 19, ГУ. 80.101 А-С.

[III, в] МВ. Евсевия Интерпретации. В ПС 44.

[глава IV] см. Евсевия, Комм. В ISA, 6 ; Кирилл Иерусалимский., Catech. 10, 6-8. Иоанна Дамаскина, Православная Вера 10,4. др.

[в]МВ. Джастин, Набрать 57-60. Ириней, Хаер 1;4,5-7; Евсевий, Комм. В ISA. 6 ; Иер Кирилл, Кот 14,27 ; Афанасий, против Ариан, 3,12-14; Святой Василий, Контра Eunom. 2,18; Григорий Нисский, Контра Eunom. 11,3 т. д.