Cегодня Михаил – студент Московской православной духовной академии Русской православной церкви. Его прежняя ижевская жизнь была совсем другой: когда-то он занимался велоспортом, учился в Удмуртском государственном университете по специальности«Банковское дело».
- Я родился в татарской семье и считал себя мусульманином. Но в студенческом возрасте стал задумываться над глубокими жизненными вопросами и начал изучать религиозную литературу. Сначала хотелось больше узнать о мусульманстве, но потом возник интерес к иудаизму, затем к христианской вере. Став православным, я сделал осознанный выбор.
- У меня не было ситуации, которая бы перевернула мое сознании (какой-то беды или трагедии), и человека, который бы обратил меня в новую религию. Но с детства я много читал, встреча с Ф. М. Достоевским была предсказуема. Его «Братья Карамазовы» – это книга, где открываются истины православной веры, где хорошо виден промысел Божий и как он действует в мире, и она разбудила желание узнать, что за религия такая – христианство?
- В 20 лет я крестился, начал ходить в храм. Как семья отнеслась к моему выбору? Естественная реакция в татарской семье на крещение – как на предательство. Это измена традициям предков: если ты этнически родился в определенных религиозных устоях, то и должен в них находиться. Права на переход в иную веру нет.
- Родители и высказали такое мнение. Но не давили на меня: из дома не выгнали, отношения наши не испортились. Более того – они слушали меня. Я постоянно с ними беседовал, много им рассказывал о нашей христианской вере. Эти объяснения, видимо, стали более убедительны, когда я поступил в духовную академию. Мой брат тоже крестился, и мой отец уже признает, что Господь - Иисус Христос, сын Божий, Спаситель, который пришел на землю. Отец еще не крестился, но его настороженная реакция на мое духовное преображение прошла. Родители сказали мне, что я открыл им глаза на христианскую веру, и они рады, что я выбрал этот путь. Христианство - это религия любви. Наш Бог есть любовь. В мусульманстве нет такого постулата. Они говорят, что Аллах справедлив, но никто не посмеет сказать, что Аллах есть любовь. А почувствовать любовь Бога важно.
- Я работал экономистом в банке и успел проработать 6 лет, поступив туда в 18 лет и одновременно учась заочно в университете. Это были интересная работа и учеба. Но когда я начал углубленно изучать религию, то понял, что наша человеческая жизнь – это не просто существование, она имеет высшую цель.
- Есть Божий промысел, когда от создания Адама Бог ведет по своему пути и отдельного человека, и все человечество в целом. Он совершает план домостроительства.
2015 лет назад случилось событие, которое перевернуло весь ход нашей истории, – родился сын Божий, Спаситель мира, обещанный Богом. Много говорит тот факт, что Бог вочеловечился. Он заботился о людях и был ими, будучи безгрешен, предан позорной смерти на кресте. Но Бог это все совершил, чтобы спасти человека от первородного греха Адама, сделавшего человечество смертным. Спасая его, Бог не послал на землю ангела или пророка – только сам Бог мог это сделать в своей безграничной любви и только через крестную смерть, когда он сошел в ад и через три дня воскрес.
- В этом факте Воскресения – вся проповедь христианства: если Христос воскрес, то и наша жизнь не ограничена только земным существованием, душа человека бессмертна. Воскресение Христа было настолько важным для меня осознанием, что я крестился, начал жить церковной жизнью, заметил в себе эти благодатные изменения.
- Радость от христианской жизни возрастала, а светская жизнь для меня угасала, и в работе в банке я уже не видел интереса и цели. Меня полностью поглотила любовь к Богу – я хотел ему послужить, чтобы хоть чуть-чуть ответить благодарностью на то, что Господь совершил для нас.
- Думаю, это чувство есть у всех православных христиан, кто осознанно верит. Из моих ижевских сверстников и коллег никто не сказал мне, что я ошибаюсь, не осудил за отказ от работы в банке. Мне кажется, они рады за меня, за то, что я выбрал этот путь. Мой выбор не исключительный. Среди моих нынешних однокурсников много тех, кто имел хорошую высокооплачиваемую светскую профессию, но они осознали бренность этого мира, бесцельность жизни ради денег, потакания своим страстям… Мирские удовольствия не давали им того, что требовала душа, она от них не насыщалась.
- В Московскую духовную семинарию я поступил в 2011 году. Впереди еще три года обучения. Оно идет по системе государственного образования: 4 года бакалавриат, 2 – магистратура. Перед бакалавриатом есть и подготовительный год. Мои ближайшие планы – получить духовное образование, диплом, стать священником.
- В академии учатся истинно верующие люди. Даже есть ребята, которые выбирают монашеский путь. Их меньшинство: гораздо больше тех, кто, получив образование, создает семьи, живет в миру, служит священниками. Монашеский путь – это великий подвиг, и не все способны к нему.
- Мне очень важно нести проповедь о Боге людям – вера в Христа, сына Божия, дает возможность в этой, земной, жизни жить в благодати. «Царствие Божие внутри вас есть», – говорит Иисус Христос. Оно не зависит от внешних обстоятельств – мир в душе можно иметь, если ты находишься в общении с Богом, и чем ближе ты стремишься к Богу, тем больше у тебя радости и мира в душе. Радость богообщения не могут заменить никакие земные радости, нет ничего похожего по силе воздействия.
- Мы не всегда осознаем, как важно, чтобы человек был счастлив и жил в любви. Грех, который совершил Адам, преступив заповедь Божию, есть в каждом из нас и приносит страдание. Грехи и страсти мучают человека, и он не может с ними справиться: к примеру, не хочет гневаться, но злится, испытывает чувство зависти, ревности…. Сам себе он никогда не поможет – нужно осознать, кто ему может помочь. Это Бог.
- Соблазны сейчас в изобилии, но мы, христиане, ограничиваем себя от них. Не могу не сказать, что я достиг такого бесстрастия, что никакие соблазны на меня не действуют, но я борюсь со своей греховной природой: с помощью молитв, церковных таинств, постоянного покаяния в грехах. Я чувствую свои немощи, свои слабости и понимаю, что полного совершенства можно добиться только в монашестве.
- Но я хочу служить в миру: меня привлекает то, что нужно помогать людям, а это обязанность священника. Когда он служит на приходе, к нему нередко обращаются люди, переживающие тяжелые жизненные ситуации. Важно помогать им советом и делом, чтобы они не чувствовали себя забытыми или опустошенными.
Но в церковь идут не только в несчастии. Я являюсь помощником заведующего церковно-археологическим кабинетом Московской духовной академии. На данный момент это крупнейший музей Русской православной церкви: там много икон, картин, образцов древнерусского искусства. У нас ежедневно проходит много экскурсий, и люди на них приезжают благополучные: среди них представители бизнеса, властных структур. Эти люди имеют вес в обществе, и при этом они воцерковленные христиане – их ведет в церковь не беда, а жажда духовного спасения.
- В этом Россия отличается от современного христианского мира.
В Европе христианство угасает: храмы пустеют, люди отходят от Бога. В нашей стране ситуация обратная: православие в силе. Такого благодатного для Русской православной церкви времени, может быть, еще не было. Я спокойно хожу по улицам в подряснике, и никого это не задевает и не смущает. Хорошо и то, что у нас мирно существуют разные религиозные традиции.
- Другой вопрос, что современная молодежь считает, что дозволяется жить по желанию, они интересуются только собой, и это объявляется уважением чужого мнения. В такой ситуации миссия Церкви – объяснить смысл нравственных ценностей: это не выбор каждого человека что-то считать добром или злом. Церковь говорит, что есть непреложные нравственные ориентиры, что зло нельзя объявлять добром. Есть истинные критерии, данные Богом, и не нам выбирать, что хорошо и плохо. Нравственные законы, как и физические, существуют вне нашей воли. Если мы их принимаем, нам хорошо.
Факты
C 1999 по 2002 г. серьезно занимался велоспортом в одной группе со своим другом Андреем Соломенниковым, ныне профессиональным велоспортсменом.
В 2011 году получил диплом экономиста банковского дела на кафедре«Финансы
и кредит» УдГУ.
В 2011 году поступил в Московскую духовную академию.
С 2012 года стал помощником заведующего церковно-археологического кабинета Академии и редактором сайта этого музея www.acmus.ru
http://acmus.ru/about/sotrudniki/index.php
В 2014 году был пострижен во чтеца (этот чин дает право растить волосы, ходить в подряснике, читать на службе в храме, произносить проповеди).
Источник:
http://day.org.ru/news/842