Мусульмане, полемизирующие с христианами, очень часто прибегают за помощью к проповедям критиков христианства. Одним из таких критиков является мусульманин Юша Эванс, позиционирующий себя как бывший христианин, поверивший в истинность ислама. Многочисленные ролики, составленные из его проповедей, повсеместно распространяются в интернете: например, видеоотрывок из его проповеди с названием «10 причин, почему Иисус не является Богом. Юша Эванс».
В данном фильме Эванс приводит 10 причин, которые якобы должны опровергнуть христианское учение о Божественности Спасителя. Исследуем каждую «причину», прокомментировав слова мусульманского проповедника.
Юша Эванс: «...Помню, я как-то сказал это одному из пастырей, и он ответил: «Да, однако, Иисус был единственным рожденным сыном Бога». Я говорю: «ладно, а по какой причине он получил такой титул?» Он говорит: «об этом сказано в Новом Завете»! Я говорю: «Да, однако, должна быть причина: почему его так называют?». Он ответил: «потому что он был рожден чудесным образом – без отца, и, согласно иудейской традиции, родословная идет со стороны отца. И поскольку родословная Иисуса закончилась на Марии, и у него не было отца, то значит, его отцом является Бог». Я говорю: «Хорошо, в этом есть какой-то смысл. Однако, если это характеристика его исключительности - того, что у него не было отца, то, что вы скажите об Адаме и Еве? У них не было ни отца, ни матери. Они были созданы, как сказал Всевышний, из земли. Если титул «сын Бога» имеет исключительность, то им должен быть Адам, у которого не было не только отца и матери, но он был первым творением! Почему же у него нет титула «сын Божий»?» И тот пастырь не мог ничего ответить. У меня не было цели его смутить. Я просто хотел показать ему, что только потому, что у Иисуса не было отца, нельзя сказать, что он был сыном Бога. Это было совершенное чудо; одно из великих чудес: он был рожден без отца от девственницы, которой никогда не касался мужчина. И это было его чудо…»
ОТВЕТ:
Очень часто мусульмане заявляют, что христиане доказывают Божество Иисуса Христа фактом Его рождения без отца. Однако подобное суждение о христианах также является ошибочным: христиане указанным фактом свидетельствуют не о божественной природе Спасителя, а о целях и последствиях воплощения Сына в человека. Необходимо отметить, что ислам не способен ответить на вопрос: Почему Иисус был рожден без отца? - так как отвергает всякое знание о ПЕРВОРОДНОМ грехе – болезни человеческой природы. Для мусульман Иисус - лишь пророк, возвещавший то, что и все пророки Ветхого Завета. Нет первородного греха – нет спасения – не нужен Спаситель – Иисус–это не Спаситель! Вот логика всякого мусульманина! Однако зачатие Девой без мужа объясняется как раз наличием первородного греха в природе человека. Как мы помним: кто родится чистым от нечистого? Ни один (Иов 14:4). В безгрешном Боге невозможен грех, и потому, дабы не произошло наследования первородного греха, как это происходит с остальными людьми, Иисус рождается от очищенной Духом Святым ДЕВЫ и без отца.
«В беседе о воплощении Бога Слова от Святой Девы святой Григорий Богослов говорит: «И душа, и тело Девы были предочищены Духом». Матерь Господа Иисуса «предварительно очистил Дух». «Бог, придя через чистую Матерь, не только Сам не осквернился в утробе, но и ее очистил». Святой Ефрем Сирин пишет: «Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в очищении Божиим посещением. Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистой, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и родившись, оставил Девой… Божие Слово, внутренне пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и плотского… И стала Мария не женою, но Девою, по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что осияваемая благодатью, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (Прп. Истин (Попович). Собрание творений. Т.2. Догматика Православной Церкви).
«В беседе о воплощении Бога Слова от Святой Девы святой Григорий Богослов говорит: «И душа, и тело Девы были предочищены Духом». Матерь Господа Иисуса «предварительно очистил Дух». «Бог, придя через чистую Матерь, не только Сам не осквернился в утробе, но и ее очистил». Святой Ефрем Сирин пишет: «Христос родился от естества, подвергшегося нечистоте и имеющего нужду в очищении Божиим посещением. Как молния проницает все, так и Бог. И как молния озаряет сокровенное, так и Христос очищает и сокровенное естество. Он очистил и Деву, и потом родился, дабы показать, что, где Христос, там проявляется чистота во всей силе. Очистил Деву, предуготовав Духом Святым; и потом утроба, став чистой, зачинает Его. Очистил Деву при Ее непорочности; почему и родившись, оставил Девой… Божие Слово, внутренне пребывая в Марии, соделывало Ее чуждой всего нечистого и плотского… И стала Мария не женою, но Девою, по благодати. Не говорю, что Мария стала бессмертной, но что осияваемая благодатью, Она не возмущалась греховными пожеланиями» (Прп. Истин (Попович). Собрание творений. Т.2. Догматика Православной Церкви).
Иисус рождается так, чтобы не наследовать «первородный грех» - удобопреклонность ко греху – так как наследственная греховность передается через плотское совокупление, извращенное грехом Адама и Евы. Поэтому родившийся от Девы Иисус Христос был без греха: как первородного, так и личного! Почему Иисус Христос должен был быть безгрешным? Чтобы осуществилось спасение человечества через единую природу, воспринятую Словом (Сыном) и обоженную в Иисусе Христе! Только обоженная природа может стать участницей нетварного образа бытия и наследовать вечную жизнь, в чем и заключается спасение!
Составитель Венецианец Ихтис