О ТОМ КАКУЮ СЛАВУ ИМЕЛ ИИСУС ПРЕЖДЕ БЫТИЯ МИРА. ВОСЬМОЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛЖИВЫХ ИЗМЫШЛЕНИЙ МУСУЛЬМАНИНА ЮШИ ЭВАНСА.



Мусульмане, полемизирующие с христианами, очень часто прибегают за помощью к проповедям критиков христианства. Одним из таких критиков является мусульманин Юша Эванс, позиционирующий себя как бывший христианин, поверивший в истинность ислама. Многочисленные ролики, составленные из его проповедей, повсеместно распространяются в интернете: например, видеоотрывок из его проповеди с названием «10 причин, почему Иисус не является Богом. Юша Эванс».
В данном фильме Эванс приводит 10 причин, которые якобы должны опровергнуть христианское учение о Божественности Спасителя. Исследуем каждую «причину», прокомментировав слова мусульманского проповедника.
Юша Эванс: «Иисус прямо утверждает, что он - не Бог. Например, «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан.17:3). Он говорит, что это и есть то, чему «я пришел обучить вас, чтобы вы узнали истинного Бога, и Иисуса Христа, которого Бог отправил к людям. И для любого, кто называет себя мусульманином, это утверждение является более простым и понятным и имеющим смысл. Ведь это часть нашей веры: мы говорим, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – его посланник. Также и Иисус – посланник Божий, то есть они оба были отправлены – это столп нашей веры… Верить в одного истинного Бога и верить во Иисуса Христа, как в посланника Бога. Также в Библии Иисус сказал после того, как он был поднят к Богу… Обращаясь к Марии Магдалине, он сказал: я был поднят к моему Отцу и твоему Отцу, к моему Богу и твоему Богу. Он совершенно ясно сказал, что ее Бог и его Бог – это один и тот же Бог. Он не сказал, что собирается подняться к самому себе… В этом нет никакого смысла. Если кто-то скажет подобное, то про него скажут: «Этот парень, наверное, дурак». Нет, он очень просто и ясно говорит: «есть один Бог, истинный Бог, и я поднимаюсь к своему Богу» - невозможно выразиться более понятнее».
ОТВЕТ:
В представленном критическом отрывке Юша Эванс обращается к двум цитатам Евангелия от Иоанна Богослова, силясь убедить слушателя в том, что словами упомянутых текстов Иисус утверждает: Он не является Богом, а лишь Его посланником, подобным Мухаммаду. В этом случае, как и в предыдущем пункте, горе-проповедник из ислама вырывает цитаты из контекста книги Священного Писания и придает им свой субъективный ошибочный смысл. Для того чтобы понять истинный смысл цитат, необходимо соотносить содержание одного стиха Евангелия с контекстом всей книги. Подобное касается и стихов Ин. 17:3, и Ин 20:17. Обратим внимание на контекст каждой цитаты:
«После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин.17:1-8).
В данном отрывке представлено начало первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа. В этой первой части (1-8 ст.) Христос молится за Себя Самого: Он просит о Своем собственном прославлении или о даровании Ему, как Богочеловеку, Божественного величия, так как Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ее Христос будет прославлен. Если прочесть приведенный отрывок более внимательно, то можно заметить, что Отец дал Сыну власть над всякой плотью такую, что Сын дает вечную жизнь человеку (Ин.17:2). Какой пророк или посланник Ветхого Завета имел такую власть? Ни один. Подобное просто не может относиться к человеку! Однако Иисус Христос говорит о Себе как о Боге – единственном источнике жизни. Когда Иисус Христос употребляет слова: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» - то имеет в виду познание Единого Бога через аналогичное познание в любви Иисуса Христа. Единство Бога было употреблено в противовес иного, ложного богопознания, характерного для язычников. Христос здесь Отца, как Единого истинного Бога, противопоставляет не Себе Самому, а богам ложным, которых чтили язычники. Затем, Христос говорит, что познание Бога Отца достижимо только через Него, Христа, и что познание Самого Христа так же необходимо для получения вечной жизни или спасения, как и познание Бога Отца. Не ясно ли, что в этом Он свидетельствует о Себе, как о Едином с Богом Отцом по существу? Что же касается того, что Он говорит о познании Его отдельно от познания Бога Отца, то это объясняется тем, что для достижения живота вечного необходима не только вера в Бога, но и в искупление человека перед Богом, которое совершено было Сыном Божиим через то, что Он стал Мессией - Богочеловеком, посланным от Бога (Отца) в мир. Кроме того, апостол Иоанн Богослов, транслировавший слова Господа Иисуса Христа, еще в своем Прологе к Евангелию написал смысл данного «посылания»: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, ОН ЯВИЛ» (Ин.1:1-3,14,18). Поэтому и надо понимать слова, отмеченные Эвансом, следующим образом: Отец послал Своего Сына, Свое Слово, для спасения мира:
«И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин.4:14-15) – пишет автор Евангелия в своем первом соборном послании. Явно все перечисленное нельзя сказать о простом пророке.
Самым примечательным стихом 17 главы является 5-ый, где указано, что Иисус имел славу у Бога до создания мира. Теперь Отец и со Своей стороны пусть прославит Христа у Себя Самого, т. е. вознесет Его на небо и даст Ему то величие, в каком Он пребывал от века (ср. Ин. 1:1 и сл. ; Ин. 8:58). Христос и на земле владел божественною славою, но эта слава все-таки была сокрыта и только изредка вспыхивала (напр., в преображении). Скоро она будет осенять всем своим величием Христа-Богочеловека. Не случайно в Писании написано, что Господь Иисус Христос во время Второго Своего Пришествия явится «на облаках небесных во всей Своей славе», «во славе Отца Своего» - подобное выражение приписывается только Богу.
Что касается второй цитаты (Ин.20:17), приведенной критиком христианства, то у любого христианина, знающего Священное Писание, возникает вопрос: Неужели апостол и евангелист Иоанн Богослов, писавший во всей своей книге о Божестве Иисуса Христа – особенно в 1, 5, 8, 10, 17 …главах, вдруг в одной цитате решил написать противоположное? Конечно, такого быть не может. Видимо, надо искать смысл этой вырванной мусульманином фразы в контексте всего Евангелия от Иоанна, слова которого были названы Юшей Эвансом «словами Самого Бога».
Так выглядит полная фраза цитаты Ин.20:17:
«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не ВОСШЕЛ к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: ВОСХОЖУ к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».

Уже первые слова этой цитаты адресуют нас к разобранным словам 17 главы того же Евангелия, где Иисус говорит о Своем ВОЗВРАЩЕНИИ к Отцу (Ин.17:11) и ПРОСЛАВЛЕНИИ той славою, какую Он имел у Бога Отца до сотворения мира (Ин.17:5). Поэтому Иисус и сказал Марии Магдалине: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»! То есть в 20 главе мы видим начало той реальности, продуцированной в процессе, о которой Иисус возвещает в 17 главе. В предыдущем пункте разбора критики Юши Эванса было показано, что в 17 главе Господь Иисус Христос говорит о Своей Божественной славе, которую Он имел до сотворения мира, то есть до сотворения всего сущего. Однако в той же главе Он говорит и об иной славе, которую уже Иисус дает верным Своим (Ин.17:19-24) через освящения тех истиной. Явно это не та слава, которую имел Сын до сотворения мира, но это освящение человеческой природы Христа, единой с каждым человеком, последовавшим за Ним. Как бы желая показать, что Он еще не вошел в состояние божественного прославления, Христос здесь называет Отца Своим Богом: такого выражения Он не употребляет нигде в других речах Своих, имеющихся у Иоанна. Однако Христос говорит отдельно о Своем отношении к Богу и отдельно об отношении к Богу учеников: этим Он показывает, что Он есть Сын Божий Единородный, Который сокрыл вечную славу Свою в состоянии воплощения и снова идет принять ее, как нечто от века Ему принадлежащее - принять именно как Богочеловек, чтобы и немощная человеческая природа удостоилась с Ним прославления, а вместе с этой природой – и всякий христианин, пребывающий в Его Церкви. Вот поэтому Иисус Христос говорит, что восходит не к Отцу нашему и Богу нашему, но говорит раздельно – «восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему»! Контекст Евангелия свидетельствует об истинном смысле этих слов Господа нашего Иисуса Христа.

Составитель Венецианец Ихтис.