Мусульмане, полемизирующие с христианами, очень часто прибегают за помощью к проповедям критиков христианства. Одним из таких критиков является мусульманин Юша Эванс, позиционирующий себя как бывший христианин, поверивший в истинность ислама. Многочисленные ролики, составленные из его проповедей, повсеместно распространяются в интернете: например, видеоотрывок из его проповеди с названием «10 причин, почему Иисус не является Богом. Юша Эванс».
В данном фильме Эванс приводит 10 причин, которые якобы должны опровергнуть христианское учение о Божественности Спасителя. Исследуем каждую «причину», прокомментировав слова мусульманского проповедника.
Юша Эванс: «Почему Иисус не может быть Богом. Это потому что Бог – объект для поклонения. Этот Тот, кому мы поклоняемся. Неважно, какую бы религию вы ни исповедовали, кого бы люди ни называли богом, он является объектом их поклонения. Этот тот, кому люди проявляют преданность, кому обращают свои молитвы, приносят жертву, от кого имени дают милостыню. И если бы Иисус был Богом, то сказал бы людям, чтобы они поклонялись ему. Однако мы видим, что в Евангелии от Матфея, в главах 15 и 18, Иисус говорит прямо противоположное. Он сказал людям: напрасно вы будете поклоняться мне. То есть предсказывая будущее, он говорит: «напрасно вы будете поклоняться мне и проповедовать, как убеждения, повеления людей; не повеления Бога, а повеления людей. Это значит, что вы будете учить убеждению о Троице, которое пришло от людей; вы будете учить людей, что я Бог; призывать людей отбросить закон Моисея. Однако ваше поклонение мне будет напрасным. И все мы знаем, что значит слово «напрасно», тщетно. Оно ничего не будет стоить. В день Суда люди предстанут пред Богом, до этого поклонявшиеся Иисусу 30, 40, 50 лет. И в судный день Иисус отречется от этих людей. В Коране говорится, когда Всевышний Аллах спросит Иисуса: говорил ли ты, чтобы люди поклонялись тебе? Иисус ответит: нет, Господи, ты знаешь, что я им говорил лишь то, что ты повелел мне. И все молитвы, адресованные Иисусу, окажутся тщетными. Таким образом, получается, что нас обманули. Это уловка, в которую попали люди. Если сказать прямо, то эту уловку придумал сатана. И он сказал в Коране, что заставит людей поклоняться ему, заставит людей поклоняться идолам. А в день суда он покинет вас и скажет: я обманул вас, я не причастен к вам. Я уже поймал вас, и все: я ухожу. Я не имею ничего общего с вами. На протяжении долгих лет я заставлял вас делать то, что мне было нужно. И теперь это уже ничего не значит. Это подобно пыли. Все ваши горы молитв, все ваши пожертвования, которые вы делали, станут подобно пыли, которую развеял ветер. Итак, сам Иисус никогда не говорил людям: поклоняйтесь мне! Даже когда некто пришел к нему и сказал: благий! Иисус возразил: Почему ты называешь меня благим? Благим является только Бог, истинный, единый! Или когда другие пришли к нему и сказали: «Господь», то он ответил им: Почему вы называете меня Господом и не совершаете того, что я велю вам? Иисус всегда отрицал и отвергал поклонение ему».
ОТВЕТ:
Для опровержения христианского учения о Божестве Иисуса Христа Юша Эванс ошибочно указывает, что Мессии не воздавали соответствующей почести – не молились Ему, не поклонялись, да и Сам Христос не требовал перечисленного. Так ли это на самом деле?
Юше Эвансу следовало бы обратить внимание на следующие слова Спасителя в Евангелии от Иоанна:
«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Иоанн 5:22-23). Так как человек чтит Отца (Бога) поклонением, то и Иисус Христос указывает на аналогичную почесть по отношению к Самому Себе: слушающие должны были чтить Христа так, как чтут Бога! Данную цитату можно записать следующим образом:
«Ибо БОГ и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все поклонялись Сыну, как поклоняются БОГУ. Кто не поклоняется Сыну, тот не поклоняется и БОГу, пославшему Его».
Из приведенного разбора цитаты 5 главы Евангелия от Иоанна можно свидетельствовать о том, что Господь Иисус Христос чуть ли не призывал к поклонению Себе. Однако Священное Писание имеет и многие другие слова, подтверждающие, что Спаситель принимал поклонение Себе от людей…
«И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! Если хочешь, можешь меня очистить» (Матф. 8:2).
Слепорожденный, исцелившись, поклоняется Иисусу (Иоан. 9:35-39).
«… пришли в Иерусалим волхвы с востока… и падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары…» (Матф. 2:1,11).
Апостол Павел пишет об Иисусе Христе в своем послании к Филиппийцам 2:9-1: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца». Конечно, любой мусульманин, прочитавший приведенное свидетельство Божественности Иисуса Христа, с недоверием отнесется к апостолу Павлу. Однако в том же духе апостол и евангелист Иоанн Богослов, любимейший ученик Мессии и верный свидетель Его жизни, пишет о поклонении и молитве Христу как Богу: «И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть МОЛИТВЫ СВЯТЫХ. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Отк.5:5-14).
Иоан. 14:1. «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога и в Меня веруйте». (Он дерзко требует, чтобы в Него верили)!
Матф.14:33: «Бывшие же в лодке подошли, ПОКЛОНИЛИСЬ Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (поклонение – получал Божественную почесть). Слепорожденный, исцелившись, поклоняется Иисусу (Иоан. 9:35-39). Евр.1:8: «А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты»
Евр.1: 10 - 14: «И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?»
Лука 24:51-52: «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они ПОКЛОНИЛИСЬ Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (А ведь поклоняются только Богу)!
Кроме того, Священное Писание, на которое так усердно ссылается мусульманин, свидетельствует о молитве апостолов ко Христу: «и побивали камнями Стефана, который МОЛИЛСЯ и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой» (Деян.7:59). Стефан просил Христа в точности о том же, о чем Сам Иисус просил Бога Отца, находясь на кресте, и молитвенная просьба апостола ко Спасителю свидетельствует о поклонении Иисусу как Богу с самого начала Церкви, то есть Христос для Стефана, как и для других апостолов, был Богом. Апостолы, претерпевавшие морскую бурю, молились Иисусу: «Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25). Как известно, Спасителем может быть только Бог (Исаия 43:11). Не только апостолы, но и всякий прокаженный, бесноватый, больной - все обращались ко Христу с мольбой об исцелении, чему есть множество подтверждений в Священном Писании христиан.
Юша Эванс говорит в своей проповеди: «мы видим, что в Евангелии от Матфея, в главах 15 и 18, Иисус говорит прямо противоположное. Он сказал людям: напрасно вы будете поклоняться мне. То есть предсказывая будущее, он говорит: «напрасно вы будете поклоняться мне и проповедовать, как убеждения, повеления людей; не повеления Бога, а повеления людей. Это значит, что вы будете учить убеждению о Троице, которое пришло от людей; вы будете учить людей, что я Бог; призывать людей отбросить закон Моисея. Однако ваше поклонение мне будет напрасным. И все мы знаем, что значит слово «напрасно», тщетно. Оно ничего не будет стоить». Однако ни 15, ни 18 главы Евангелия от Матфея ничего из приведенного мусульманином не содержат, нет даже близкого смысла сему.
В 15 главе Евангелия от Матфея содержатся спор и учение по поводу «предания старцев» (1–20); исцеление дочери хананеянки (21–28); насыщение четырех тысяч семью хлебами (29–39). В первой части главы Иисус выступает как Законодатель, то есть Бог. Митрополит Димитрий Тракателлис пишет комментарий на параллельное место в Евангелии от Марка (7:1-23):
«Уже во вступительных стихах (7:2-4) заметна высшая власть Иисуса; здесь сказано, что некоторые из Его учеников «ели хлеб нечистыми, то есть неумытыми, руками». Как ясно из контекста, действия учеников нарушают правило, которому следовали «фарисеи и все иудеи». И понятно, что нарушение этого правила было санкционировано Иисусом и предполагало Его Божественное владычество. Действия учеников в вопросе об омовении рук объясняются прерогативами Мессии как законодателя. Подтверждение этому мы находим в последующем обвинении, которое фарисеи адресуют Иисусу в форме вопроса (7:5). Обличительная тональность вопроса показывает, что фарисеи винили в происходящем именно Иисуса, но преступать базовые правила религиозного поведения можно было лишь при сверхчеловеческом авторитете.
Представление о Божественной власти Христа как учителя и законодателя выражено в Его ответе фарисеям (7:6-13). Этот ответ выводит дискуссию об омовении рук на новый уровень и, с помощью конкретного примера (7:10-13), показывает глубокое отличие фарисейского предания от закона Божьего. Мессия говорит очень суровые слова: «Вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (7:8); «хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (7:9); «устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили» (7:13). Здесь используется довольно сильное выражение: ἀφέντες, ἀθετεῖτε, ἀκσροῦντες. Такое резкое и бескомпромиссное осуждение, по сути низвергающее всемогущую традицию книжников и фарисеев, показывает несравненные прерогативы Христа. Это показывает, что Он находится на гораздо более высоком уровне, чем израильские учителя закона.
Аналогичную ситуацию мы видим в Христовом учении о «том, что оскверняет человека» (7:14-23). Здесь Иисус при обсуждении этической чистоты вводит революционные критерии и вообще принципиально новый подход. Для иудеев, слышавших Его слова, учение Мессия было слишком уж богословски развитым. И это необъяснимо, если Мессия не обладает Божественной властью» [Димитрий Тракателлис. ВЛАСТЬ И СТРАДАНИЕ: христологические аспекты Евангелия от Марка].
Во второй части 15 главы содержится прямое свидетельство о молитве Иисусу Христу. Хананеянка молилась Своему Спасителю: «ПОМИЛУЙ МЕНЯ, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется» (ст.22); «КЛАНЯЛАСЬ Ему и говорила: Господи! ПОМОГИ МНЕ» (ст.25).
В третьей части 15 главы Господь Иисус Христос Своей властью сотворил то же чудо, что Бог творил через пророка Моисея! Умножение хлебов не только подтверждает Божественную власть Христа, но и то, что Он по Своей человеческой природе и мессианским задачам был Тем Самым Пророком, о Котором говорил пророк Моисей во Втор.18:15,18.
В 18 главе Евангелия от Матфея содержатся спор учеников о том, кто больше в Царстве Небесном (1-5); учение о соблазнах (6-9), о спасении погибших (10-14), примирении с братьями (15-20), прощении обид (21, 22); притча о жестоком рабе (23-35), но ничего не сказано о напрасности поклонения Иисусу. В данной главе Иисус снова выступает как Божественный Законодатель и Спаситель погибших.
Таким образом, Юша Эванс солгал, пытаясь опереться в своей критике христианства на приведенные главы Евангелия от Матфея. Критика, построенная на лжи и незнании того, что критикуется, может быть проигнорирована христианами.
В конце своей лживой критики горе проповедник от ислама упоминает еще одни слова, якобы принадлежавшие Иисусу Христу: «Даже когда некто пришел к нему и сказал: благий! Иисус возразил: Почему ты называешь меня благим? Благим является только Бог, истинный, единый! Или когда другие пришли к нему и сказали: «Господь», то он ответил им: Почему вы называете меня Господом и не совершаете того, что я велю вам? Иисус всегда отрицал и отвергал поклонение ему».
Не ошибемся, если представим адресат указанных слов и их истинный смысл.
Первые слова можно встретить в следующем отрывке: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог» (От Луки, 18:18-19; См. Мф 19:16-17; Мк 10:17-18). Юша Эванс, воспользовавшийся этими словами для опровержения христианского учения, не понимает их смысла, противоположного смыслу его критического заключения. Христос приоткрывает тайну: Кем Он является на самом деле; Он, наоборот, намекает о Себе, как о Боге. Юноша, обращаясь к Иисусу словами «Учитель благий», считал, что разговаривает с великим учителем, но с простым человеком. Однако Иисус как бы говорит: если ты называешь Меня благим, то почему считаешь человеком, ведь благим называют только Бога! То есть Иисус как бы говорит: «поэтому ты и ко Мне обращаешься не просто как к обыкновенному Учителю, но Учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом». Можно сказать, что «в ответе Христа юноше мы встречаемся с прикровенным и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц учением Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу» (Лопухин А.П.). Оригинальный текст параллельного отрывка в Евангелии от Матфея более наглядно представляет указанный смысл непонятых мусульманином слов. Юноша спрашивает: «Учитель, что доброго надо сделать, чтобы получить жизнь вечную?» Иисус вопрошает: «Зачем ты Меня спрашиваешь о добром? Только Бог есть Добро», то есть только Бог может сказать. И тут же Иисус Сам отвечает: «если хочешь в жизнь вечную войти, соблюди заповеди» - отвечает как имеющий право, потому что Он и есть Бог. Поэтому Иисус не отверг обращение, а учил юношу: если же ты называешь Меня благим, то не считай Меня человеком, а Богом.
Уже упомянутый нами митрополит Димитрий Тракателлис, не вдаваясь в смысл слов Спасителя: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог», - дает следующий комментарий к представленному отрывку… «Эпизод содержит интересные экзегетические проблемы и опять-таки указывает на Божественную власть Иисуса. Это впечатление этиологически связано с тремя основными речениями Христа.
Во-первых, Иисус говорит богачу: «Одного тебе недостает: пойди, всѐ, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мной» (10:21). Судя по всему, что мы знаем об иудейских обычаях I века, этот призыв звучит революционно. Раздать все свое имущество, чтобы «наследовать жизнь вечную», - нечто такое, что иудеям и в голову не приходило. Евангелист делает особый упор на данный эпизод лаконичностью формулировок, отсутствием разъяснений и концентрацией глаголов в повелительном наклонении («продай», «раздай», «приходи», «последуй»). Такой язык выдает Божественные прерогативы и высшую власть: Иисус указывает, какие условия позволяют войти в наследие Божье. Особого внимания заслуживает фраза «приходи, последуй за Мной». Здесь именно следование за Иисусом становится окончательным критерием того, унаследует человек вечную жизнь или нет: это последнее звено в цепочке радикальных действий. Отношения с Мессией имеют абсолютную ценность и предполагают Его Божественность.
Во-вторых, Иисус, скорбя об уходе «смущенного» богача, делает вывод: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!» (10:23). Это не просто общефилософское суждение, но конкретный вердикт, имеющее решающее сотериологическое значение для богача, о котором идет речь. Здесь Мессия – эсхатологический судья, имеющий всю власть судящего Бога.
В-третьих, обратим внимание на панический вопрос учеников: «Кто же может спастись?» (10:26), заданный сразу после случая с богачом, и на ответ Иисуса: «Людям это невозможно, но не Богу, ибо всѐ возможно Богу» (10:27). Здесь опять бросаются в глаза Божественные прерогативы. Мессия выносят приговор человеческим возможностям спасения: препятствие непреодолимо. Иисус также абсолютным образом высказывается о способности Бога спасать: эта способность безгранична и беспредельна. Такие сотериологические определения отражают полное и совершенное знание эсхатологической истины, то есть знание, которым обладает только Бог. Христологическое значение этих факторов столь очевидно, что они не нуждаются в дополнительном анализе» [Димитрий Тракателлис. ВЛАСТЬ И СТРАДАНИЕ: христологические аспекты Евангелия от Марка].
Второй отрывок, упомянутый Эвансом, содержится в следующей цитате: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк. 6:46-49).
Из приведенного отрывка видно, что Иисус не отвергает Своего имени «Господь», но указывает на лицемерное призывание Его имени тех, кто не исполняет Его заповеди. Смысл этого места весьма хорошо объяснен Климентом Римским в его 2-ом Послании к Коринфянам, IV:1-4: «и так не будем называть Его только Господом, потому что это не спасет нас. Потому что Он говорит: не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! спасется, но творящий праведность», - святитель приводит слова «Не всякий, говорящий Мне: `Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23). То есть для того чтобы назвать Иисуса Христа своим Господом, необходимо исполнить Его заповеди… Кроме того, прекрасно известно, что на страницах Евангелия Иисуса часто называли Господом и даже Богом, что не только не отвергалось, но почиталось за праведность: «Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин.20:28-29).
Таким образом, последний пункт критики Юши Эванса, не знающего Священного Писания христиан, успешно опровергнут… Библия, ставшая объектом недобросовестного исследования со стороны мусульманина, свидетельствует о правоте христиан, исповедующих Иисуса Христа Богом, воплотившимся в Человека ради нашего спасения.
Другие статьи опровержения.
Другие статьи опровержения.
Составитель Венецианец Ихтис