четверг, 17 октября 2024 г.

Как мусульмане относятся ко кресту

  Крест Господень для иудеев соблазн, для эллинов безумие, для мусульман бида (или беда) и ШИРКанье. "Ибо слово о кресте для погибающих глупость, а для нас, спасаемых, — сила Божия" (1Кор.1:18).

Примечание: БИДА - с араб. НОВОВВЕДЕНИЕ, а на русском с восточным акцентом это слово означает БЕДА. С нововведением -БИДА - понятно. А почему же БЕДА? Потому что мусульманин боится креста: мистически, духовно, подсознательно и т.д. Даже если открыть исламский сонник, то там написано: увидеть крест во сне - зло и несчастье. Беда...
ШИРКанье - от араб. ШИРК (МНОГОБОЖИЕ), на русском означает ширкать, шуршать, суетиться, что и происходит в уммах и умах мусульман, когда воздвигается "христианское безумие". Такая игра слов. А слова этииспользуются в двух значениях.
С праздником воздвижения Орудия победы жизни над смертью!

ПОЧЕМУ ИСЛАМ НАХОДИТ СВОИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ или СЕКТАНТСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ИСЛАМЕ

 Часто задают вопрос: почему существует и распространяется ислам (ибо в нем все так ужасно)?

Итак, по пунктам. Ислам находит своих последователей потому что…

1) Потому что ислам задевает их чувства. Здесь нет конкретики, но есть факт. А по какой причине задевает – это уже другой вопрос. На эту тему можно рассуждать много и долго, поэтому можно ограничиться простой констатацией. Хотя некоторые заключения можно сделать из следующих пунктов.
2) Потому что ислам активно занимается вербовкой. Не даваатом, не миссионерством, а именно вербовкой. Вербуют в секты. А ислам и есть слабо проявленная разновидность секты. Почему я считаю, что ислам существует за счет преобладания сектантских элементов? Об этом в следующих пунктах.
3) Ислам, как и в сектах, ограничивает информацию о других религиях или искажает ее для своих последователей. Об основах христианства, например, в исламской научной литературе до сих пор нет правдивой информации. До сих пор там питают всех ложью о христианстве.
Нужно заметить, что ислам существует и может существовать только на основе критики христианства. Христианство может и без критики ислама существовать, но ислам не может. Потому что основы ислама уже в Коране строятся на искаженном представлении о христианстве. Поэтому, чтобы оправдать Коран, мусульмане, можно сказать, вынуждены критиковать христианство.
Недавно перевели на русский язык книгу али Мухаммада ибн Мухаммада Ас-Салляби «Мессия Иса. Вся правда», Noor-Book, 2021. Очень редкая книга, потому что про коранического Ису в исламе практически не издают книг. Пришлось познакомиться с этой книгой, так как ее популяризируют сейчас в России. Многие пункты из этой книги были опровергнуты еще на заре возникновения ислама, но до сих пор повторяются мусульманскими учеными. Как это назвать? Невежество? Замутненность сознания? Очарованность Кораном? Я считаю, что Коран ослепляет ум. Разве это не признаки сектантского сознания? Если кто хочет конкретных примеров, могу привести по запросу.
Я уже не говорю о популярной литературе, о лекциях миссионеров, блогеров, которые несут в массу всякую ерундовщину про христианство с умным видом, в красивом изложении. Последний такой фантазер, на короткие видео которого меня часто выводят рекомендации нейросетей, это «бывший православный» Кирилл. Несет ведь полную чушь, но, несмотря на это, люди все это едят и хлопают в ладоши. Тут больше играет харизма человека, а не качество выброшенного ложного материала.
4) Исламская литература также полна всяких фейков про то, например, что Кусто стал мусульманином или еще какая-то знаменитость и т.д. Такой лжи и бредни полно. Мусульмане живут в своем ложном мире, куда завлекают других. Исламская Такийа (ложь) дозволена ради Аллаха и вербовки душ, несведущих в религиях и невладдеющих информацией.
5) Христиане публично могут говорить о мусульманах и об исламе не только хорошо, но даже с восхищением. Всем известны положительные высказывания об исламе медийных отцов Димитрия Смирнова, Андрея Ткачева и т.д. В исламе такого себе не могут позволить. Потому что ислам - это закрытая организация, которая боится направить умы или сердца своих последователей к представителям других религий или к идеям другой религии.
Наоборот, в исламе очень популярно цитирование положительных высказываний священников об исламе. Это признаки наличия комплекса неполноценности в исламе (об этом подробнее с набором материалов будет в светлом ближайшем будущем). Если какой-нибудь имам или муфтий похвалит христианство, то христианам до этого будет «до лампочки». Потому что христианин, в отличие от мусульман, не нуждается в том, чтобы его веру как-то хвалили другие. Это как раз признак полноценности и уверенности, в отличие от исламского сознания.
6) Вследствие искаженного восприятия реальности, с мусульманами никогда не получается здравого диалога. Это факт. Потому что подход, методологию оценки того или иного вопроса мусульмане меняют на ходу, увлекаются софизмом. Это признают все, кто имел такой опыт общения. Совсем недавно, например, одному мусульманину объяснил стих из Евангелия и привел аргументы. Но мусульмане не умеют рассуждать исходя из полученной новой информации. У них тут же включается программа атаки и начинается «закидывание камнями», хранимыми полтора тысячелетия: «а разве Христос носил Крест?», «Разве Христос говорил: Я Бог, поклоняйтесь Мне?», «Где слово Троица в Библии?», «Как Бог может родиться?». Это тоже все признаки сектантского сознания. Ведь зубрежка Корана не учит к размышлению, но тренирует лишь память и замутняет сознание.
7) Вербовка в исламе направлена на материальные, бытовые вещи, в отличие от христианства. Кому интересно слушать высокие идеи о христианской духовности, жизни во Христе? Людям интересны практичные вещи. Ислам на них и делает акцент. Людям это интересно. Например, рекламируют образ мужа в исламе, образ жены. Но никогда не будут говорить, что мусульманин может взять и вторую и третью и четвертую жену.
Мусульмане оказывают помощь друг другу. Это подкупает. Но не всегда помогают. Палестине так и не помогли, к сожалению. Россия, в отличие от исламского мира, хотя и ждала восемь лет, но бросила свои силы, чтобы оказать помощь против украинских убийц народа и культуры на Юго-Востоке Украины, хотя действия России были на самом деле направлены против серьезных по военной мощи государств. Россию это не испугало.
8) Ислам, как в сектах, разделяет мир на черных и белых. Например, вбивается в голову, что Америка, Европа, Россия – это христианство. Но когда мусульманам в пример приводишь Саудовскую Аравию, они заявляют, что там неверный шариат, что там вахаббиты, тагуты у власти, что там ложный ислам.
9) Есть и другие причины. В их числе конечно же и действия самих православных. Но человеку для того и дана голова, чтобы различать религию от носителей этой религии. В исламе очень большой акцент делается на плохое поведение «носителей креста», чтобы создать образ о христианстве. При этом ислам и мусульмане превозносятся. Выше я уже писал, что в христианстве, наоборот, совершенно спокойно могут хвалить мусульман и ислам. Это нормально, и никто не боится, что из-за этого христианин перейдет в ислам. 

Источник: https://m.vk.com/odin_li_bog?from=groups

пятница, 31 декабря 2021 г.

БЛАГОВЕЩЕНИЕ О ВОПЛОЩЕНИИ БОГА

 Если сравнить два благовещения Архангела Гавриила (Захарии об Иоанне и Марии об Иисусе), то можно ясно увидеть, что Марии благовествуется о рождении не просто Человека, но и вечного Царя и Бога.


Сравним:
а) Иоанн "будет велик пред Господом" (Лк. 1:15), а Иисус "будет велик" (Лк. 1:32). То есть, Иоанн велик "пред Господом", а Иисус Сам по Себе "Велик".
б) Иоанн "исполнится Духа Святого "от чрева матери своей" (Лк. 1:15). Иисус зачнется наитием Святого Духа (Лк. 1:35). Потому и назовется Иисус Сыном Божиим: "посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35). Сынами Божиими в Библии также называются люди за нравственно-религиозные качества. Но в благовещении Иисус назван Сыном Божиим, потому что зачат Духом Божиим.
в) Иоанн "многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их" (Лк. 1:16). Иисус же установит Царство, преходящее в вечное Царство Божие: "и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк. 1:33). Как человек - наследник престола Давида, потомок Давида. Как Бог - вечный царь, установивший вечное Царство Божие.





суббота, 6 февраля 2021 г.

Почему ислам не является Авраамической религией.

Но завет Мой поставлю с Исааком,
которого родит тебе Сара в сие самое
время на другой год.» (Бытие 17; 21)

Среди некоторых общественных кругов бытует мнение, что ислам – это Авраамическая религия. Это связано с тем, что мусульмане называют себя наследниками Авраама по линии Измаила - внебрачного сына Авраама от наложницы Агари. Рядовой человек, не вдаваясь в подробности, может принять этот исламский постулат за чистую монету. Но мы попробуем разобраться и обосновать так ли это на самом деле.
Начнем с того, что действительно в библейском Писании есть упоминание о внебрачном сыне Авраама – Измаила. Надо сказать, что сами мусульмане считают Пятикнижие Моисея (как раз те книги, в которых говорится об Измаиле) искаженным, однако все равно ссылаются на библейские источники, даже в самом Коране (главная книга ислама) есть ссылки на библейские источники. Таким образом, они сами себе противоречат, что нисколько их не смущает. Налицо явно выраженное подавление личности человека и его свободной воли. Сам ислам не предполагает веру как ее принято понимать в христианстве, более точное определение ислама – это покорность тем социальным процессам и устоям, которые есть в исламском обществе. Ислам и переводится на русский язык как «покорность». Причем в исламе не принципиально за счет чего достигается эта «покорность», все зависит от степени радикализации исламских обществ.
Что же касается подлинности Пятикнижия Моисея в том виде, в котором оно существует в Библии, то придется ответить, что между 1947 и 1956 гг. были произведены археологические раскопки в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде, в ходе, которых были найдены рукописи времен Ветхого Завета (так называемые Кумранские рукописи, или свитки Мёртвого моря). В ходе дальнейшего исследования было установлено, что содержание данных рукописей соответствует  содержанию Пятикнижия Моисея дошедшего до наших дней. Поэтому мы с полной уверенностью можем говорить о подлинности этих книг. Так в числе "свитков мертвого" моря были найдены Книга Бытия (24 находки), Псалтырь (39 находок), Книга Второзакония (33 находки), Книга Исхода (18 находок), Книга Левит (17 находок), Книга Чисел (11) и Книга Пророка Исаии (22 находки), содержащей пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа (см.: Ис. 53:1–12), о Его непорочном зачатии (см.: Ис. 7:14) и о Его божественности (см.: Ис. 9:6–7), а также всех других книг Верхового Завета кроме книг Эсфири и Неемии. Подлинность книг Нового Завета доказывается археологическими находками древних рукописей, а также трудами древних историков, епископов и даже врагов христианства, которые ссылались на все четыре Евангелия и приводили из них цитаты.
Итак, в Библии действительно говорится о внебрачном сыне Авраама Измаиле и законном сыне Исааке: «12. Но Бог сказал Аврааму…; Ибо в Исааке наречется тебе семя; 13. и от сына рабыни я произведу народ; потому что он семя твое.» (Бытие: 21; 12-13). Следует заметить, что вырывание данной фразы из библейского контекста, также является поводом для лукавого внушать, что ислам – это Авраамическая религия. Но давайте рассмотрим, что еще сказал Бог в отношении Исаака и Измаила: «15. И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но будет имя ей: Сара; 16. Я благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.»; «19. Бог же сказал: именно Сара, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет мой с ним заветом вечным и потомству его после него. 20. И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. 21. Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сара в сие самое время на другой год.» (Бытие 17; 19-21). Здесь следует обратить внимание на то, что именно через Исаака Бог поставит Завет и даст обетование Святого духа, через которого обратятся к Богу все народы земли, но по милосердию Божьему размножит потомков Измаила подобно потомкам Исаака. Потому на Измаиле не действуют Законы обетования данному Аврааму от Бога: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.» (Бытие: 12;3) Видите, как говорит Бог и благословятся в тебе все народы не один израильский народ, а все народы – это вне законов плоти.
На Измаиле же остались иные законы – законы плоти - «и от сына рабыни я произведу народ, потому что и он семя твое» (Бытие: 21; 13). Собственно говоря, этот же закон действует и у язычников. Посмотрите сколько родилось индусов – больше миллиарда, посмотрите сколько родилось китайцев – больше миллиарда, каждый шестой житель земли потомок кровожадного Чингисхана, воздвигавшего горы из человеческих голов убитых людей. Но над всеми ними Бог повелевает и солнцу всходить и дождь им посылает (Евангелие от Матфея: 5; 45), так растит Бог их потомков, которые потом обратятся ко Христу Спасителю. Посмотрите, как нелепо принимают мусульмане любовь и милосердие Божье за собственную исключительность.
Разве можно тогда говорить, что ислам Авраамическая религия, если среди потомков Измаила есть и православные христиане и язычники и мусульмане, да и что там говорить, если и среди потомков Мухаммеда возможно найдутся православные христиане. Можно было бы еще утверждать с огромной натяжкой, и то только с точки рения закона плоти, но никак по Закону обетования, что ислам Авраамическая религия, если бы по закону плоти подобно, как и у иудеев (у иудеев иудейская вера передается по наследству), наследники Измаила наследовали бы ислам, но это не так. От Измаила до Мухаммеда более 1000 лет, что же если некоторые потомки Измаила были огнепоклонники, то и огнепоклонство называть Авраамической религией.
Настоящей Авраамической религией является та, на которой действует обетование Авраамого, данное ему Богом и, которое было передано Богом Исааку. Этой настоящей и единственной Авраамической религией является православное Христианство – изначальная вера Святых Апостолов. Потому как именно в Православии мы наблюдаем действие Святого Духа, которое и есть обетование Авраамого «и благословятся в тебя все племена земные» (Бытие: 12;3).
Так же будет интересно узнать, как вера в Бога Иисуса Христа стала той самой верой по обетованию Авраамого данное от ТОГО ЖЕ Бога.
Известно, что в Ветхозаветные времена Еврейский народ разделялся на несколько колен, среди которых было колено Иудино и колено Левино, из колена Левино выходили первосвященники и фарисеи, которые составляли основу религиозного иудейского общества. Известно, что Иисус Христос был потомком царя Давида, который происходил из колена Иудина - «Иуда! тебя восхвалят братья твои…» (Бытие: 49;8). Книга Бытие является пророческой книгой и иудеи ждали своего мессию именно в то самое время, когда должен был прийти Иисус Христос: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов.» (Бытие: 49;10) А именно тогда, когда еврейский народ стал в подчинении у римских завоевателей. И вот пришел Примиритель и отошел скипетр от Иуды. Видите, в Писании говорится «Примиритель», не говорится воитель или завоеватель, который завоюет все народы, как это ожидали иудейские первосвященники и фарисеи, распявшие Христа.
Также стоит отметить, как и в другом месте пророки говорят о Мессии. «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.» (Псалтырь: 109;1). В данном контексте слово "одесную" не означает физически по правую сторону от Бога, поскольку Бог бесплотен и у Него не может быть ни правой, ни левой стороны, но это означает равенство и единосущность Бога Отца и Сына. Если не соблюсти это условие - равенство и единосущность Бога Отца и Сына, а понимать буквально именно физическое расположение, то получится что Бог Отец будет по левую сторону от Христа (Мессии), что не приличествует Богу Отцу, тем более это будет не приличествовать, если вместо Предвечного Господа Иисуса Христа - Сына Единородного окажется какой либо человек.
      Также в 109 псалме говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.» (Псалтырь: 109;4). «Ты Священник вовек по чину Мелхиседека» - видите, что говорит Господь о Господе Иисусе Христе Сыне Единородном. Что значит священник по чину Мелхиседека? Для этого нужно опять перенестись во времена Авраама и вспомнить как еще до рождения Измаила и Исаака: «18. и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, - он был священник Бога Всевышнего, - 19. и благословил его, и сказал: благословен Авраам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; 20. и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Авраам дал ему десятую часть из всего.» (Бытие 14; 18-20). Видите, как говорится «вынес хлеб и вино», которое в Новом Завете непостижимым образом претворяется в Тело и Кровь Христову. Надо ещё раз отметить, что только Святая Соборная и Апостольская Церковь сохраняет преемство от веры Святых Апостолов, которые получили ее от Господа Иисуса Христа, и только она причащает верных Телом и Кровью Христовой, претворенных от хлеба и вина. Это еще раз доказывает то, что Православное христианство – настоящая и единственная Авраамическая религия, а также и то, что католики, протестанты и др. сектанты не могут называться христианами.
Вот что также говорит апостол Павел в своем послании к евреям: «1. Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей, 2. которому и десятину отделил Авраам от всего, - во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3. без отца, без матери, без родословия, не имеющей ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. 4. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих. 5. Получающие священство из сынов Левиных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Аврамовых. 6. Но сей, не происходящий от рода их, получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. 7. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. 8. И здесь десятины берут человеки смертные, а там – имеющий в Себе свидетельство, что Он живет. 9. И, так сказать, сам Левий, принимающий десятины, в лице Авраама дал десятину: 10. ибо он был еще в чреслах отца, когда Мелхиседек встретил его.» (Евреям: 7; 1-10).
Видите, как велик тот, которому и сам Левий, будучи еще в чреслах Авраама принес ему десятину. Видите, как велик тот, которому Исаак и Измаил и все их потомки, будучи еще в чреслах Авраама принесли ему десятину. (Это значение пророчества также восходит к концу времен, когда все народы земли принесут десятину, т.е станут служить Господу нашему Иисусу Христу, Который есть Священник вовек по чину Мелхиседека.)
А раз и Исаак, и Измаил и Левий принесли десятину священнику Мелхиседеку, («Здесь берут десятину человеки смертные, а там – имеющий в Себе свидетельство, что Он живет.» (Евреям: 7;8)) то ни гораздо ли более достоин принять десятину от потомков Исаака, Измаила и Левия Господь наш Иисус Христос, Который есть Священник вовек по чину Мелхиседека, и не гораздо ли большее благословение получат они от Него?



Опубликовано по благословению отца Сергия.

В Библии нет слова «Троица». Откуда оно произошло?

 Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

То, что вы говорите об Иисусе, выглядит довольно запутанно — с одной стороны, он «целиком и полностью Бог», с другой — кто-то явно отличный от Бога, который Его посылает. Тут появляется по крайней мере, два Бога — и как это понимать?

Свидетельства Священного Писания говорят о том, что Отец Господа нашего Иисуса Христа есть Бог, Сын Божий Иисус Христос есть Бог, и Святой Дух, о Котором много говорится в Евангелии от Иоанна и в Деяниях, есть Бог. Например, Святой Дух дает повеления от Своего имени: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян 13:2).

В конце Евангелия от Матфея Иисус посылает учеников крестить все народы «во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19)».

На основании этих свидетельств Церковь сформулировала учение о Троице — Бог един по существу и троичен в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть целиком и полностью Бог, Сын есть целиком и полностью Бог, и Святой Дух есть целиком и полностью Бог. Это не три Бога — а один Бог. И в то же время это не одно лицо — а три Лица.

Учение от Троице фундаментально для нашей веры. Библия говорит о том, что Бог есть любовь. Многие люди повторяют эти слова, даже не зная, откуда он взялись. Я встречал тексты, в которых они приписывались Льву Толстому, или каким-то индийским гуру. Но, на самом деле, это слова апостола Иоанна.

Причем Бог есть любовь не только в своем отношении к миру — но и сам в Себе, до Творения и независимо от Него. Но любовь — это личное отношение, любит всегда кто-то кого-то. Учение о Троице говорит, что в Боге такие личные отношения есть. Отец, Сын, и Святой Дух прежде создания мира пребывают в совершенном общении, любви и радости.

 

Но Иисус не ходил, проповедуя, что Он — второе Лицо Святой Троицы, это учение появляется в Церкви гораздо позже!

Разумеется, Иисус в Евангелиях не говорит догматическими формулировками Вселенских Соборов — иначе люди, к которым Он обращался, Его бы просто не поняли. Но Соборы не создают какого-то нового учения — они облекают в четкие формулировки «веру, однажды преданную святым» (Иуд 1:3). Необходимость в таких четких формулировках появляется из-за еретиков, которые выдвигали лжеучения, искажавшие веру Церкви.

 

Но ведь в Библии нет слова «Троица»…

Мы используем слово «Троица» как сокращение — чтобы не произносить всякий раз «Отец, Сын и Святой Дух». В этом, развернутом написании Троица в Писании определенно присутствует: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф 28:19) или Апостольское Приветствие: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь»(2 Кор 13:13).

 

Но разве доктрина Троицы не является логическим абсурдом? Три не может быть равно единице!

Напротив, доктрина Троицы вполне логична. Иногда говорят, что Бог выше наших представлений о логике — но это ошибка. Логика относится не к Богу, а к языку — и логически противоречивые высказывания были бы, с точки зрения языка, бессмысленными. Учение о Троице ни бессмысленным, ни логически противоречивым не является. Рассмотрим это подробнее. Разумеется, три не равно одному, и утверждать, что Бог един и одновременно троичен по природе, или что Бог одновременно является одним Лицом и тремя Лицами, было бы, действительно противоречием.

Но Бог един по существу, и троичен в лицах — то есть мы относим единственность Бога к Его природе, и троичность — к Лицам. Например, когда мы говорим о том, что Ивановы — одна семья, мы не видим никакого противоречия в том, что она состоит их трех людей. Конечно, аналогия с семьей условна - Ивановы — это три разных человека, они могут существовать отдельно — но она помогает понять, как нечто может быть единицей и троицей одновременно, и в этом не будет никакого нарушения логики.

 

Но учение о Троице невозможно понять — Три Лица, но Бог при этом по существу один… Это не укладывается в голове.

Мы можем в разных значениях использовать слово «понять». Иногда оно означает что-то вроде «нарисовать в голове картинку». Например, я понимаю, примерно, как работает двигатель внутреннего сгорания. Я видел картинку — поршни, коленчатый вал, привод — и могу ее вспомнить. Говоря о Пресвятой Троице, мы не можем «нарисовать в голове картинку». Любые изображения, символы и образы, которые сложились в церковном искусстве, носят высоко символический характер. Но мы можем запомнить правильные догматические формулировки — и держаться их, в надежде, что, по мере нашего духовного и интеллектуального роста они наполнятся для нас живым содержанием.

Но «понятность» - не критерий истинности. Например, в современной квантовой физике есть масса вещей, которых я не понимаю — и которые кажутся мне совершенно противоречащими моему опыту и моим представлениям о здравом смысле. Однажды мой друг физик потратил полчаса, пытаясь объяснить мне принцип неопределенности Гейзенберга, согласно которому чем точнее измеряется одна характеристика частицы (например, координаты), тем менее точно можно измерить вторую (например, импульс). Мне это показалось — и кажется до сих пор — нелепым. По-моему, должно быть наоборот — чем лучше мы знаем импульс частицы, тем лучше должны знать и координаты! Я не понимаю принципа Гейзенберга. Но мое непонимание не говорит о том, что он ложен. Мне остается только смириться и положиться на слова компетентных в физике людей, что действительно, так вот странно устроена квантовая реальность.

Но это всего навсего физическая реальность — которая находится, в любом случае, на гораздо более низком уровне, чем реальность Бога. Если я не понимаю ее, не могу уложить в голове, свести к простой и понятной картинке — это совершенно ожидаемо.