"Сыновья Агари искали земного знания,
равно и купцы Мерры и Фемана, и баснословы
и исследователи знания; но пути премудрости
не познали и не заметили стезей ее." (Книга Пророка Варуха: 3: 23)
Вопрос мусульманина: я не понимаю сущность Святой Троицы, как в это можно поверить?
Для этого нужно ответить на вопрос – «Можно ли Всевышнего, Всемощного и Всеобъемлющего Бога воспринимать через бесконечно узкие рамки человеческого умозаключения? Очевидно, что нет.
Ведь действительно, какого бы уровня не достигло сознание человека мы никогда не сможем приблизиться к бесконечно великому Богу. Ведь даже наука сама еще не может разгадать теорию корпускулярно-волнового дуализма, когда свет в одних случаях ведет себя как волна, а в других как частица. Тем более своими земными представлениями мы не можем приблизиться к пониманию сущности всевышнего Бога. Однако, чтобы умозрить своим земным умом то великое, что мы не можем постигнуть, Бог дал нам чудеса и знамения, как дал Он нам притчи, чтобы умозрить Царство Небесное, которое также не от мира сего и его мы также не можем измерить количеством выпитой или съеденной еды и количеством бесстыдных блудодеяний перед лицом Всевышнего, как это принято полагать в исламе ограниченными и прелюбодейными рамками человеческого ума.
Знамения о единосущности Святой Троицы исходят еще от Авраама. Аврааму явилась Святая Троица в лице Трех мужей, которые возвестили ему о рождении у него и престарелой супруги Сарры сына, которого нарекут Исаак (Битие Глава 18):
1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер [свой], во время зноя дневного.
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер [свой] и поклонился до земли,
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите [в путь свой]; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал [ей]: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это [сама в себе] рассмеялась Сарра, сказав:?
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и [будет] у Сарры сын.
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал [ей]: нет, ты рассмеялась.
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать!
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.
Обратите внимание к этим трем мужам Авраам обращается как единственному лицу – Богу. Далее в своем разговоре он также обращается к Святой Троице как к Единосущному Богу (Бытие Глава 18):
23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым [и с праведником будет то же, что с нечестивым]?
24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь [всего] места сего ради пятидесяти праведников, [если они находятся] в нем?
25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?
26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу [весь город и] все место сие.
27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:
28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.
29 Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.
30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.
31 Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.
32 Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.
33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.
Существует византийская икона Святой Троицы, сюжет которой основан на библейском рассказе о том, как столетнему старцу Аврааму и его супруге Сарре явились три Ангела. Ангелами были три Лица Троицы, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
Ветхозаветная Святая Троица
Когда византийские и русские иконописцы писали ветхозаветную Троицу, они обычно передавали явление Божества Аврааму со всеми подробностями.
Позднее на основе этой иконы Андрей Рублев написал другую икону Святой Троицы.
Святая Троица
На иконе преп. Андрея фигуры Авраама и Сарры не написаны сознательно, это не икона гостеприимства, здесь выражена идея единства и нерасторжимости трех Лиц Троицы.
Именно поэтому фигуры трех Ангелов на иконе вписываются в правильный круг – фигуру, символизирующую бесконечность и единство.
Таким образом на иконе представлены равнозначно Три Лица Святой Троицы. Здесь происходит диалог – мысленная, но мыслимая нами беседа: Отец обращается к Сыну и указывает на необходимость искупительной жертвы, и Сын отвечает согласием на волю Отца. И в этом иной смысл иконы, это не только образ Триединого Божества, но и изображение таинства Евхаристии.
Евхаристическим символом иконы является чаша на престоле, вокруг которого восседают Ангелы. В чаше видна голова тельца, которым Авраам угощал Ангелов. Этот телец – прообраз новозаветного агнца.
Левый и средний ангелы благословляют чашу: Отец благословляет Сына на подвиг, на смерть на кресте ради спасения человека, а Сын, освящая чашу, выражает готовность принести Себя в жертву. На светлом фоне престола отчетливо рисуется и правая рука третьего Ангела, но он не благословляет чаши и не принимает участия в беседе, а присутствует здесь как Утешитель, как вечно юное и неумирающее начало, как символ грядущего воскресения. Эта спасающая жертва Христа явлена нам еще и в том образе, что фигуры боковых ангелов образуют большую чашу, в которой помещен средний Ангел.
Воскресающий Христос дается нам в чаше Причастия, чтобы и мы могли вкусить бессмертия.
Но, вероятно, наиболее значительная и сердечная мысль, которая владела преподобным Андреем, когда он писал Троицу, была мысль о необходимости и благотворности любви, союза, основанного на доверии одной личности другой.
Любовь – вот основа христианской жизни. Как говорит Писание, любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.
Будем же и мы, дорогие братья и сестры, взирая на икону Святой Животворящей Троицы, по молитвам преподобных Сергия Радонежского и Андрея Рублева, преодолевать ненавистный страх розни мира сего. [http://www.ihtus.ru/62003/i1.shtml]
Однако в истории православия предпринимались неоднократные попытки некоторых лжепророков и лжеучителей возвести Божественную сущность в узкие рамки человеческих измышлений, которые были отвергнуты и осуждены Вселенскими Соборами, так например, еще за 285 лет до появления ислама в 325 году состоялся первый Вселенский Собор, осудивший ерись Ария. Который богохульно отрицал Божественное происхождение Иисуса Христа и само понятие о Единосущности Святой Троицы. По воле Всевышнего и на этот раз не обошлось без чудесных явлений и знамений. Для доказательства единства Святой Троицы во время спора с арианами святитель Спиридон Тимифутский взял в руки кирпич и стиснул его: мгновенно вышел из него вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках чудотворца. «Се три стихии, а плинфа (кирпич) одна,— сказал тогда святитель Спиридон, — так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество Едино».
Святитель Спиридон Тимифутский
Не случайно, что именно на Первом Вселенском Соборе был составлен Символ веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским.Свидетельством истинности данного чуда является само чудо – это нетленные мощи святого подвижника, которые остаются таковыми уже более 1700 лет.
Житие святителя Спиридона изобилует множеством чудес, которые совершались по молитвам святого, как при его земной жизни, так и по отшествии в мир иной. О чудесной помощи чудотворца рассказывают и наши современники, многие из которых принадлежат к Русской Православной Церкви. Приведем лишь несколько наиболее ярких свидетельств о чудесной помощи святителя, взятых из его жития, в разное время составленного святителем Димитрием Ростовским, А.В. Бугаевским, Феодором, епископом Пафским и др. Из достоверных источников христианам известно, что по молитвам святителя Спиридона с неба проливался обильный дождь в местах страшной и губительной засухи, воскресали мертвые, бедняки получали столь необходимую материальную помощь, а неправедные богачи чудесно вразумлялись через потерю имущества и денег. Тело святого Спиридона имеет постоянную температуру: 36,6 градусов. У него растут волосы и ногти. И что самое удивительное - одежду, которая на нем надета, меняют раз в полгода, потому что она снашивается, будто он не лежит в раке, а ходит. Хранитель раки рассказал, что бывали случаи, когда ключ просто не может открыть замок на раке. И тогда священники знают - святого в раке просто нет, он ходит по острову. Феномен нетленных мощей святого Спиридона пытались исследовать ученые со всего мира, и церковь им не препятствовала. Однако биофизики и биохимики, изучив мощи святого, лишь развели руками. Нет иного объяснения, кроме чуда, тому, что может видеть любой православный посетитель храма на Корфу.
В том же Вселенском соборе участвовал Святитель Николай Чудотворец, нетленные мощи которого источают целебное миро.
В том же Вселенском соборе участвовал Святитель Николай Чудотворец, нетленные мощи которого источают целебное миро.
Еще одно чудесное явление теперь уже Самого Бога в лице Святой Единосущной Троицы также как и Аврааму было открыто святому Александру Свирскому.
Преподобного Александра Свирского называют “тайнозрителем Святой Троицы”, вторым – русским – Авраамом: как и ветхозаветный пророк, он удостоился видения Светоносной Троицы, указавшей место будущего монастыря.
В 1507 году, после двадцати трех лет пустынножительства, святой Александр Свирский, подвизавшийся недалеко от реки Свирь, на берегу Рощинского озера, увидел трех Мужей в белых одеждах, сияющих “невыразимым светом”. Преподобный поклонился им до земли, они же взяли его за руку, подняли и сказали: “Не бойся, мужу желаний (слав. – муж, достойный любви), яко благоволи Дух Святый жити в тебе чистоты ради сердца твоего, и якоже глаголах ти древле множицею, и ныне такожде глаголю, да созиждеши церковь, и братию собереши, и обитель устроиши, яко благоволих тобою многие души спасти и в разум истины привести”.
Услышав это, преподобный пал опять на землю и, обливаясь слезами, исповедал свое недостоинство. Господь же опять воздвиг его, говоря: “Стани на ногу свою, возмогай, и укрепися, и сотвори вся, еже повелел ти”.
Святой спросил, в честь кого подобает воздвигнуть храм. Господь ответил: “Возлюбленне, яко видиши в Триех Лицах глаголюща с тобою, созижди церковь во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Единосущныя Троицы. Аз же ти мир Мой оставляю и мир Мой подам ти”.
После этого святой Александр увидел Господа, распростертыми крыльями как бы ногами движущегося по земле, и ставшего невидимым.
По благословению Святой Троицы преподобный Александр Свирский строит Троицкий собор, а затем основывает и сам Свято-Троицкий монастырь. В этом кроется особый смысл призвания России. По своему духовному идеалу Русь Святая должна стать большим храмом Божиим и монастырем, хранительницей чистоты Православия, послушницей Святой Троицы. Не в поисках земного благоденствия, но в исповедническом служении Богу - истинное призвание русского народа-Богоносца. Это духовное призвание России и народу дано свыше, о чем и повествует нам житие угодника Божия и тайнозрителя Святой Троицы преподобного Александра Свирского. [http://ru-icons.ru/icons/325.html]
Свидетельством данного чуда, по воле Создателя также является чудо – это нетленные мощи преподобного.
Нетленные мощи Александра Свирского
По молитве святого подвижника происходит множество чудес – исцеления от рака, исцеление от бесплодия, исцеление расслабленных, уходят множество других тяжелых заболеваний.
Святая Троица - постигни душой
Бог един и имеет три Ипостаси. Если отнимем хоть Одну из Них, то станем язычниками.
Если скажем, что Господь не есть Ум (Отец), то припишем Богу безумие, будем считать Его неразумной силой. Но сам таковой человек есть безумец. Он приравнивается к грубейшим язычникам, приписывая Богу качества не имеющей разума безличной природы, животных и растений, вещей. Отрицающий Вечный Ум Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись идолам, лишенным разума.
Если скажем, что Господь не есть Слово (Сын), то также впадем в страшное богохульство, уподобимся грубейшим язычникам, поскольку низведем Бога до бессловесных животных и всей тварной природы. Так представляли Бога грубейшие политеисты, приписывая ему качества бессловесной природы — животных и растений, вещей. Отрицающий Вечное Слово Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись бессловесным идолам, истуканам.
Если скажем, что Господь не есть Дух Чистейший и Невещественный, то будем думать, что Он состоит из вещества, есть часть тварного мира. Так представляли Бога все язычники, наделяя Создателя мира вещественными, телесными атрибутами. Все языческие боги были телоподобны, имели руки, ноги, телесность. Отрицающий Вечный Дух Бога равен идолопоклонникам, ибо они поклонялись материальным идолам.
Всякое отрицание Пресвятой Троицы есть заблуждение, неверие. Всякое отрицание Пресвятой Троицы ведет к язычеству, антропоморфизму. Истинно Авраам был благочестивым, ханифом. Истинно Авраам был ханифом Святой Троицы, Которая ему, благочестивому, и явилась Сама, о чем ясно книга Бытия повествует."
Слава Всевышнему Богу, за то, что он не оставляет нас во тьме.
Аминь.
Рассмотрим лишь некоторые стихи из Библии, в которых говорится о Триединстве Святой Троицы.
___________________________________________________________
«Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1 Иоанна: 2; 23)»;
___________________________________________________________
«Я и Отец – одно. (Евангелие от Иоанна: 10; 30)»;
___________________________________________________________
«7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. (Евангелие от Иоанна: 14; 7-11)»;
___________________________________________________________
«Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; (Евангелие от Иоанна: 15; 26)»;
___________________________________________________________
«13 Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. (Евангелие от Иоанна: 16; 13-15)»;
___________________________________________________________
«10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.
11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. (Евангелие от Иоанна: 17; 10-11)»;
___________________________________________________________
«21 да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня.
22 И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино.
23 Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня. (Евангелие от Иоанна: 17; 21-23)»
___________________________________________________________
“Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа со всеми вами” (2Кор.13,13)
___________________________________________________________
“Потому что чрез Него (Иисуса) и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе” (Еф.2,18)
_______________________________________________________
___________________________________________________________
В 23 главе 2-ой книги царств Давид указывает на свидетельство Святого Духа, говорящего о грядущем вочеловечивание Слова Бога – Иисуса Христа: «Дух Господень говорит во мне, и Слово Его на языке у меня. (2 Царств. 23; 2)».
В 137 псалме пророк Давид указывает на то, что «Слово Господне», есть не только то слово, которое говорит Бог, но указывает, что «Слово Божие (Откровение: 19; 13)» также есть и имя Его: «ибо Ты возвеличил Слово Твое превыше всякого имени Твоего. (Пс. 137; 2)». Это подобно тому, как в иудейской и христианской традиции имя Бога есть Саваоф. Как мы уже ранее упоминали имя «Саваоф» буквально переводится с еврейского как «Господь Небесного воинства», поэтому это имя одинаково справедливо употребляется как к Отцу, Сыну, Святому Духу, так и в целом к Святой Троице («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Ис.: 6; 3). Также еще одно из имен Бога, употреблявшееся в еврейской традиции – Яхве, в дословном переводе означает «Сущий». Напомним, что Евангелие говорит: «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.» (от Иоанна: 8; 25), также сказал Христос и Моисею: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий.» (Исход: 3; 14).
Спустя века о воплотившемся Слове Божием свидетельствует Святой Апостол Иоанн:
«Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». (Откровение: 19; 13)»
«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.» (Евангелие от Иоанна: 1; 1-3)
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (От Иоанна: 1; 14)»
С любого языка единородный Сын переводится как единственно рожденный Сын. Рожденный,а не созданный и при том единственный, а не то как мы все по человечеству своему сыны Божьи, а Он единственный – Единородный! В Ветхом Завете также говорится, что Сын Божий имеет Божественную природу: «Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.» (Ис.: 9;6-7);
Также и в другом месте Христос именуется Словом Божьим:
«1 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, – 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, – 3 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение – с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом.. (1 Иоанна.: 1; 1-3)»;
О единстве свидетельств Отца, Слова и Святого Духа говорит апостол Иоанн в своем первом послании: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном. Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие – больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. (1 Иоанна: 5; 7-9)».
Антитринитарии по обыкновению своему совершают нападки на стих (1 Иоанна: 5; 7), ставя его под мнимое сомнение в подлинности, поскольку это одно из самых прямых свидетельств о единстве Святой Троицы. Но на сегодняшний день мы располагаем свидетельством утверждающее несомненную его подлинность и несомненную принадлежность к Писанию, которое на около 200 лет старше мнимых свидетельств против стиха. [Timothy W. Dunkin: «A Defense of the Johannine Comma»] Так Святой Киприан Карфагенский между 200 и 258 г. н.э. указывает на существование этого стиха в Библии еще на заре христианства, цитируя его: «Тот, кто нарушает мир и закон Христа, тот против Христа; тот, кто собирает в другом месте вне церкви, расточает Церковь Христову. Господь говорит: «Я и отец-одно;» и еще написано об Отце, и Сыне, и Святом Духе: «и Сии три суть едино.» [Киприан Карфагенский, «О единстве Церкви», глава 6]
При этом напомним уважаемым мусульманам, что Коран велит следовать Писанию христиан [Подробнее по ссылке: https://pravoslavnyi-otvet-musulmanam.blogspot.com/p/blog-page_997.html].
Единство трех Лиц Троицы
1. В Божественности
Писания, данные по вдохновению Божьему, утверждают относительно:
а) Отца - что Он есть наш Бог Отец.
“Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати” (2Фес.2,16).
б) Сына - “А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты” (Евр.1:8).
в) Святого Духа - “Анания! для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому... ты солгал не человекам, а Богу” (Деян.5,3-4).
2. В названии - Господь
а) Об Отце - что Он есть Господь. “В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли...” (Лук.10.21).
б) О Сыне - что Он есть Господь: “Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех” (Деян.10,36).
в) О Святом Духе: “Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода” (2Кор.3,17).
3. В вечности
а) Отец есть Вечный: “... пред Богом Данииловым, потому что Он есть Бог живый и присносущий (вечный), и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно” (Дан.6,26).
б) Сын есть Вечный: “Я есмь Алфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель” (Отк.1,8).
в) Святой Дух есть Вечный: “То кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым (вечным - в греч. оригинале) принес себя непорочного Богу, очистив совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному” (Евр.9,14).
4. В Их вездесущии
а) Отец: “Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Еф.4,6).
б) Сын: “ Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них” (Мат.18,20).
в) Святой Дух: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя” (Пс.138,7-10).
5. В свойстве истины
а) Отец есть истина: “Отче! ... освяти их истиною Твоею: слово твое есть истина” (Иоан.17,1.17).
б) Сын есть истина: “Иисус сказал Ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня” (Иоан.14,6).
в) Святой Дух есть истина: “И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и вас будет” (Иоан.14,16-17).
7. В характере любви
а) Отец есть любовь (Иисус сказал): “Ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что я исшел от Бога” (Иоан.16,27).
“Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем” (1Иоан.4,16б).
б) Сын есть любовь: “Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в любви... сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” (Иоан.15,9-13). “ ... Христос умер за грехи наши” (1Кор.15,3).
в) Святой Дух есть любовь: “Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2Тим.1,7).
8. В святости
а) Отец есть Святой: Иисус сказал в Своей ходатайственной первосвященнической молитве: “Отче Святой! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал” (Иоан.17,11).
б) Сын есть Святой: ангел сказал Деве Марии: “Дух Святой найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим” (Лук.1,35).
в) Святой Дух есть Святой: “И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф.4,30).