Очень часто в разговоре с мусульманами мы можем услышать, что Мухаммед был "пророком" для всего человечества, а Спаситель пришел только к евреям. Дабы доказать эту теорию, приверженцы ислама обычно используют две новозаветные цитаты (Мф.10:5 и 15:24), в которых Христос говорит о хронологическом первенстве проповеди среди иудеев. В своей статье я собираюсь рассмотреть эти цитаты в контексте православного учения, а также приведу несколько других библейских стихов, доказывающих всемирный характер евангельской проповеди.
► 1) Цитата Первая - «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24).
Итак, первым рассматриваемым нами стихом будут слова Господа, обращенные к женщине — хананеянке (целиком этот разговор описан в Мф.15:22-28 и Мк.7:25-30), язычнице, молившей Спасителя об избавлении своей дочери от власти бесов. Господь несколько раз отказывает ей в её просьбе, говоря, что послан только к погибшим овцам дома Израилева, и даже сравнивает язычников с псами, а иудеев с детьми (Мф.15:26). По мнению бл. Феофилакта Болгарского и бл. Иеронима Стридонтского, сравнение с псами вызвано тем, что язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольской кровью, в то время, как иудеи поклонялись только лишь Единому Богу. Услышав такие слова, хананеянка не отчаивается, но напротив, проявляет смирение и вновь молит Христа о помощи:
• «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»
(Св. Евангелие от Матфея 15:27).
На что Господь отвечает ей:
• «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.» - (Св. Евангелие от Матфея 15:28).
В этой последней фразе Спасителя и заключается причина, по которой Он откладывал исцеление дочери той женщины. Блаженный Феофилакт трактует данное место следующим образом:
«Именно, чтоб обнаружились вера и благоразумие этой жены, Он не тотчас согласился на ее прошение и даже отсылал ее, а теперь, когда открылась вера и мудрость жены, хвалил ее, говоря: "велика вера твоя". Слова же: "да будет тебе по желанию твоему", показывают, что, если бы она не имела веры, то не получила бы просимого. И нам, если захотим, нет препятствия получить желаемое, когда имеем веру»
(Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея).
То есть, отсылая от Себя хананеянку, Спаситель хотел явить апостолам силу её искренней веры. Подобную же точку зрения разделяют свт.Иоанн Златоуст и Евфимий Зигабен.
Стоит также заметить, что если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12). Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники (цитата по А.Лопухину).
Наконец, одним из самых главных доказательств, что миссия Спасителя предназначалась не только для «погибших овец дома Израилева», но и для всего мира, является цитата из Евангелия от Иоанна:
● «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:16).
Этими «другими» овцами, о которых говорит Спаситель, являются язычники, приведенные к своему Пастырю благодаря проповеди апостолов.
► 2) Цитата Вторая - «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Св. Евангелие от Матфея 10:5).
Объяснить эту цитату даже проще, чем предыдущую, ибо она трактуется самой же Библией, в частности, книгой Деяний Святых Апостолов. 13-я глава книги Деяний повествует нам о трудностях, с которыми столкнулись апостолы Павел и Варнава, проповедующие в Антиохии Писидийской. Встретившись со злословящими их иудеями, апостолы объявили им о Завете, заключенном со всем миром:
● «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. »
(Деяния 13:46-47)
То есть именно иудеям как сопричастникам Завета надлежало первыми услышать проповедь Евангелия (Деян.3:26; Рим.1:16). Однако, тот факт, что Спаситель был ими отвергнут, сделал проповедь Слова Божия доступной и среди язычников. Именно поэтому Господь сперва и повелевает Своим ученикам проповедовать только среди иудеев, которые после этого не могли уже сказать, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, тем самым приводя этот факт в свое извинение. Впоследствии, после Воскресения, запрет на проповедь среди язычников был отменен (Св. Евангелие от Матфея 28:19; Деяния 1:8).
* * *
Теперь, когда мы разобрались с наиболее любимыми среди наших оппонентов цитатами, давайте посмотрим на несколько других библейских стихов, доказывающих, что Спаситель пришел ко всему миру, а не только к иудеям.
● «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
● «И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем ВСЕХ НАРОДОВ,
свет к ПРОСВЕЩЕНИЮ ЯЗЫЧНИКОВ и славу народа Твоего Израиля.»
(Св. Евангелие от Луки 2:27-32)
● «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии И ДАЖЕ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ.»
(Деяния Святых Апостолов 1:8)
● «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство ВСЕМ НАРОДАМ; и тогда придет конец.»
(Св. Евангелие от Матфея 24:14)
● «...Я сделаю Тебя СВЕТОМ НАРОДОВ, чтобы спасение Мое простерлось ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ.»
(Исаия 49:6)
● «...и Он возвестит МИР НАРОДАМ, и владычество Его будет от моря до моря и от реки ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ»
(Захария 9:10)
● «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы ВСЕ НАРОДЫ, ПЛЕМЕНА И ЯЗЫКИ служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. »
(Даниил 7:13-14)
● «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание МИРА нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.»
(Исаия 53:5)
● «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за ГРЕХИ ВСЕГО МИРА.»
(Первое послание Иоанна 2:2)
● «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы ВСЯКИЙ, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»
(Св. Евангелие от Иоанна 3:14-15)
Наконец, в Евангелии есть множество притч, в которых Спаситель намекает на то, что Его миссия предназначена не только для евреев, но для всего человечества. Примером этому может служить притча о злых виноградарях (Мф.21:33-41; Мк.12:1-9; Лк.20:9-16), притча о званных на большой ужин (Лк.14:16-24) и т.д.
* * *
Как видим, исходя из Библейского текста совершенно невозможно сделать вывод, что миссия Иисуса Христа распространялась только лишь на евреев, а не на весь мир. Поэтому, разговаривая с мусульманами, поведайте им об этом и, быть может, сей факт заставит их задуматься о бесполезности абсолютно ЛЮБОЙ религии, появившейся после вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо по слову Самого Спасителя, пророков-законодателей после Него уже не будет (Св. Евангелие от Луки 16:16), а прийти к Отцу можно только лишь через Сына (Св. Евангелие от Иоанна 14:6), воплотившегося две тысячи лет назад, распятого и воскресшего за весь мир.
► 1) Цитата Первая - «Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Св. Евангелие от Матфея 15:24).
Итак, первым рассматриваемым нами стихом будут слова Господа, обращенные к женщине — хананеянке (целиком этот разговор описан в Мф.15:22-28 и Мк.7:25-30), язычнице, молившей Спасителя об избавлении своей дочери от власти бесов. Господь несколько раз отказывает ей в её просьбе, говоря, что послан только к погибшим овцам дома Израилева, и даже сравнивает язычников с псами, а иудеев с детьми (Мф.15:26). По мнению бл. Феофилакта Болгарского и бл. Иеронима Стридонтского, сравнение с псами вызвано тем, что язычники вели нечистую жизнь и осквернялись идольской кровью, в то время, как иудеи поклонялись только лишь Единому Богу. Услышав такие слова, хананеянка не отчаивается, но напротив, проявляет смирение и вновь молит Христа о помощи:
• «Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их»
(Св. Евангелие от Матфея 15:27).
На что Господь отвечает ей:
• «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.» - (Св. Евангелие от Матфея 15:28).
В этой последней фразе Спасителя и заключается причина, по которой Он откладывал исцеление дочери той женщины. Блаженный Феофилакт трактует данное место следующим образом:
«Именно, чтоб обнаружились вера и благоразумие этой жены, Он не тотчас согласился на ее прошение и даже отсылал ее, а теперь, когда открылась вера и мудрость жены, хвалил ее, говоря: "велика вера твоя". Слова же: "да будет тебе по желанию твоему", показывают, что, если бы она не имела веры, то не получила бы просимого. И нам, если захотим, нет препятствия получить желаемое, когда имеем веру»
(Блаженный Феофилакт, Толкование на Евангелие от Матфея).
То есть, отсылая от Себя хананеянку, Спаситель хотел явить апостолам силу её искренней веры. Подобную же точку зрения разделяют свт.Иоанн Златоуст и Евфимий Зигабен.
Стоит также заметить, что если бы Христос прямо отпустил женщину, как просили Его ученики, то у нас не было бы прекрасного примера, который поясняет, каким образом «Царство Небесное силою берется» (Мф.11:12). Оно берется несмотря на все препятствия и даже унижения, которым подвергаются или могут быть подвергнуты язычники (цитата по А.Лопухину).
Наконец, одним из самых главных доказательств, что миссия Спасителя предназначалась не только для «погибших овец дома Израилева», но и для всего мира, является цитата из Евангелия от Иоанна:
● «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.»
(Св. Евангелие от Иоанна 10:16).
Этими «другими» овцами, о которых говорит Спаситель, являются язычники, приведенные к своему Пастырю благодаря проповеди апостолов.
► 2) Цитата Вторая - «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите» (Св. Евангелие от Матфея 10:5).
Объяснить эту цитату даже проще, чем предыдущую, ибо она трактуется самой же Библией, в частности, книгой Деяний Святых Апостолов. 13-я глава книги Деяний повествует нам о трудностях, с которыми столкнулись апостолы Павел и Варнава, проповедующие в Антиохии Писидийской. Встретившись со злословящими их иудеями, апостолы объявили им о Завете, заключенном со всем миром:
● «Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. »
(Деяния 13:46-47)
То есть именно иудеям как сопричастникам Завета надлежало первыми услышать проповедь Евангелия (Деян.3:26; Рим.1:16). Однако, тот факт, что Спаситель был ими отвергнут, сделал проповедь Слова Божия доступной и среди язычников. Именно поэтому Господь сперва и повелевает Своим ученикам проповедовать только среди иудеев, которые после этого не могли уже сказать, что первоначальная проповедь была направлена не к ним, тем самым приводя этот факт в свое извинение. Впоследствии, после Воскресения, запрет на проповедь среди язычников был отменен (Св. Евангелие от Матфея 28:19; Деяния 1:8).
* * *
Теперь, когда мы разобрались с наиболее любимыми среди наших оппонентов цитатами, давайте посмотрим на несколько других библейских стихов, доказывающих, что Спаситель пришел ко всему миру, а не только к иудеям.
● «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.
Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»
(Св. Евангелие от Матфея 28:19)
● «И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем ВСЕХ НАРОДОВ,
свет к ПРОСВЕЩЕНИЮ ЯЗЫЧНИКОВ и славу народа Твоего Израиля.»
(Св. Евангелие от Луки 2:27-32)
● «...но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии И ДАЖЕ ДО КРАЯ ЗЕМЛИ.»
(Деяния Святых Апостолов 1:8)
● «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство ВСЕМ НАРОДАМ; и тогда придет конец.»
(Св. Евангелие от Матфея 24:14)
● «...Я сделаю Тебя СВЕТОМ НАРОДОВ, чтобы спасение Мое простерлось ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ.»
(Исаия 49:6)
● «...и Он возвестит МИР НАРОДАМ, и владычество Его будет от моря до моря и от реки ДО КОНЦОВ ЗЕМЛИ»
(Захария 9:10)
● «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы ВСЕ НАРОДЫ, ПЛЕМЕНА И ЯЗЫКИ служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. »
(Даниил 7:13-14)
● «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание МИРА нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.»
(Исаия 53:5)
● «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за ГРЕХИ ВСЕГО МИРА.»
(Первое послание Иоанна 2:2)
● «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
дабы ВСЯКИЙ, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.»
(Св. Евангелие от Иоанна 3:14-15)
Наконец, в Евангелии есть множество притч, в которых Спаситель намекает на то, что Его миссия предназначена не только для евреев, но для всего человечества. Примером этому может служить притча о злых виноградарях (Мф.21:33-41; Мк.12:1-9; Лк.20:9-16), притча о званных на большой ужин (Лк.14:16-24) и т.д.
* * *
Как видим, исходя из Библейского текста совершенно невозможно сделать вывод, что миссия Иисуса Христа распространялась только лишь на евреев, а не на весь мир. Поэтому, разговаривая с мусульманами, поведайте им об этом и, быть может, сей факт заставит их задуматься о бесполезности абсолютно ЛЮБОЙ религии, появившейся после вознесения Господа нашего Иисуса Христа. Ибо по слову Самого Спасителя, пророков-законодателей после Него уже не будет (Св. Евангелие от Луки 16:16), а прийти к Отцу можно только лишь через Сына (Св. Евангелие от Иоанна 14:6), воплотившегося две тысячи лет назад, распятого и воскресшего за весь мир.