Принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Меньше ли Христос Отца?

Очень часто мусульмане задают нам вопрос - как это Христос мог быть Богом, когда Он сам говорил: "Отец Мой более Меня?" и ссылаются на отрывок Иоанна 14:28 "Вы слышали, что Я сказал вам: Я ухожу и приду к вам опять. Если бы вы любили Меня, то обрадовались бы, что Я иду к Отцу; потому что Отец более Меня"

На самом деле очень важно понимать, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит не о Своей вечной природе и сущности (ранее Христос сказал: "Я и Отец - одно" [Иоанна 10:30]), а о том положении, которое Он, уничижив Себя, занял после Воплощения. Афанасьевский Символ Веры утверждает, что Христос "равен Отцу по Божеству, менее Отца по человечеству".

Важно понимать разницу между греческими словами "больше" (meizon) и "лучше" (kreitton). Иисус выразился очень точно: "Отец более Меня", а не "Отец лучше Меня". Слово "более" указывает на более высокое положение Отца (на небесах), а не на превосходство природы Отца. Вот если бы Иисус использовал слово "лучше", это означало бы, что Отец больше Иисуса по природе.

Это различие ясно видно в Евреям 1:4, где превосходство Иисуса над ангелами описывается словом "превосходнее" (kreitton). Слово "превосходнее" в этом стихе свидетельствует, что Иисус выше ангелов не только по положению, но и по самой Своей природе. Иисус отличается от ангелов (в большую сторону) и по чину, и по существу.

Это различие между "больше" и "лучше" можно увидеть и на другом примере. Президент государства занимает более высокое положение по сравнению с рядовыми гражданами. Поэтому он больше (meizon) своих соотечественников по статусу. Но президент по-прежнему остается человеком - следовательно, он ничем не превосходнее (kreitton) нас по природе.

Отметьте для себя, что Иисус никогда не использовал слова "превосходнее" (kreitton) для описания Своих отношений с Отцом, потому что Он не меньше и не ниже Отца по природе. Для этого Иисус использовал слово "более" (meizon), которое указывает лишь на более высокое положение, которое занимал Отец. Низшее положение Иисуса по сравнению с Отцом было обусловлено тем, что Иисус жил в человеческом мире.

Можно ли сказать, что президент страны непременно превосходит нас по природе, или же будет правильнее сказать, что он занимает более высокое положение, чем мы?

Учитывая различие между греческими словами "более" (которое означает превосходство по положению) и "лучше" (которое означает превосходство по природе), разве не очевидно, что в Иоанна 14:28 Иисус говорит о более высоком положении Отца, а не о большем превосходстве Его природы?

Уничиженное положение Христа: Филиппийцам 2:6-9. Беседуя о том, в каком смысле Отец "более" Христа, стоит уделить некоторое внимание отрывку Филиппийцам 2:6-9. Говоря о Воплощении, апостол Павел пишет, что Христос, "будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (стихи 6, 7).

Утверждение Павла о том, что Христос был "образом Божиим", крайне важно. По Своей природе Христос всегда был и продолжает оставаться вечным Богом - таким же, как и Отец, и Дух Святой. Богослов Чарльз Райри отмечает, что греческое слово morphe, переданное в Синодальном переводе понятием "образ", в греческом языке означает "неотъемлемый и внутренне присущий атрибут. В нашем случае это означает, что Христос до воплощения обладал сущностью Божества".

После всего, что было сказано выше об извечной божественности Христа, нам остается ответить на ключевой вопрос: в каком смысле Он "уничижил Себя Самого", когда облекся в плоть (Филиппийцам 2:7)? Утверждение Павла о том, что Христос в воплощении уничижил Себя Самого, имеет три основных значения: Он скрыл Свою предземную славу; Он добровольно отказывался (в отдельных случаях) использовать некоторые из Своих божественных качеств; и Он проявил снисхождение к человеку, уподобившись ему.

Во-первых, мы можем быть уверены, что, облекшись в плоть, Иисус не отрекся от Своей божественности. Бог просто не может перестать быть Богом. Что же до сокрытия предземной славы, Писание говорит, что Он должен был отказаться от внешнего облика Бога, чтобы принять вид человека. Но на самом деле Христос, конечно же, никогда не отрекался от Своей божественной славы. Вспомните, как на Горе Преображения (еще до распятия), Иисус на короткое время позволил Своей славе воссиять, и она осветила всю гору (Матфея 17). Тем не менее, чтобы обитать среди смертных людей, Иисусу пришлось скрыть Свою предземную славу.

Если бы Христос не скрыл Свою божественную славу, люди не смогли бы на Него смотреть. С ними случилось бы то же, что с апостолом Иоанном - через 50 лет после воскресения Христа, он увидел Господа во славе и "пал к ногам Его, как мертвый" (Откровение 1:17) - или Исаией, который, получив в храме видение славы Христа, воскликнул: "...Горе мне! погиб я!.." (Исаия 6:5; см. Иоанна 12:41).

Во-вторых, уничижив Себя при воплощении, Иисус добровольно не пользовался некоторыми божественными качествами (в некоторых случаях). В действительности отказаться от каких-либо Своих качеств Он не мог, ведь тогда Он уже не был бы Богом . Однако Он мог добровольно отказаться использовать некоторые из них во время Своего пребывания на земле (примерно с 4 г. до н.э. до 29 г. н.э.), чтобы жить среди людей со всеми их немощами.

Хотя Христос предпочитал не пользовался Своими божественными качествами, порой Он все же использовал их. Например, в различные моменты Своего трехлетнего служения Иисус проявлял такие божественные способности как всеведение (Иоанна 2:24; 16:30), вездесущие (Иоанна 1:48) и всемогущество (о чем свидетельствуют Его многочисленные чудеса - Иоанна 11). Следовательно, какие бы ограничения Христос ни возложил на Себя, "уничижив Себя Самого" (Филиппийцам 2:7), Он не утратил ни одного божественного качества, и ни в коей мере не сделался меньше Бога.

В-третьих, "уничижив" Себя в воплощении, Христос сделался "подобным" (букв., "приняв форму, вид") человеку и принял на Себя образ ("сущность, природу") раба. Таким образом, Христос поистине был человеком. И Его человеческая природа была подвержена искушениям, слабости, боли, печали и ограничениям. Однако следует заметить, что "подобие" предполагает и сходства, и отличия. Богослов Роберт Лайтнер поясняет: "Хотя Он обладал подлинно человеческой природой, Он отличался от всех людей безгрешностью". И все же уподобиться человеку было огромным самоуничижением со стороны второго Лица Троицы.

Богословы всегда подчеркивали, что Воплощение - это принятие человеческих качеств, а не отказ от божественных. Апостол Павел ясно выразил эту мысль, когда сказал, что в Воплощении Христос "принял образ раба", "сделался подобным человеку" и "по виду стал как человек" (Филиппийцам 2:7-8). Дж. И. Пакер выразил эту мысль так: "Тогда [в Воплощении] Он был Богом в не меньшей степени, чем раньше; но Он стал человеком. Он был не Богом минус какие-то божественные элементы, но Богом плюс все, что Он усвоил, облекшись в человеческое естество. Он, сотворивший человека, теперь узнавал, каково это - быть человеком" (курсив ориг.). Иными словами, Воплощение подразумевало не вычитание божественности, а добавление человеческой природы.

Итак, для того, чтобы жить среди людей, Христос уничижил Себя - скрыл Свою прежнюю славу, добровольно отказался использовать (но не иметь) некоторые божественные качества и уничижился, облекшись в человеческую природу. Все это придает еще более глубокий смысл словам Иисуса: "Отец Мой более Меня" (Иоанна 14:28). Иисус явно произнес их как человек.
Источник: https://vk.com/club116850773