Прославленные Церковью новомученики, "от агарян пострадавшие", стоят несколько особняком в ряду иных, древних и новых мучеников. Они не были замучены язычниками, как мученики первых веков, и не атеисты были их палачами, как в случае достохвального сонма новомученников Российских. Их убивали монотеисты. И это лишний раз напоминает, что нерв свидетельства христианского мученика - это не возвещение единобожия, а исповедание Христа, истинного Бога и истинного человека.
В подавляющем большинстве случаев (порядка 90%) эти святые либо обратившиеся, либо вернувшиеся из ислама (то есть некогда до того отрекшиеся от Христа) люди. Они непосредственно, на собственном опыте знали, и некоторые по многу лет, а кое-кто и с самого детства вероучение и религиозную практику ислама. Тем важнее и значимее для нас их мнение об этой религиозной традиции.
В устах сих мучеников мы находим самые суровые, самые беспощадные слова относительно ислама, его пророка и загробной участи мусульман. Их приговор религии полумесяца, выраженный в простых и безыскусных речах и подписанный собственной кровью, был куда более страшен и безаппеляционен, чем самые жёсткие выпады православных полемистов. Такого мы не встретим ни у св. Григория Паламы, позволявшего себе одобрительно отзываться о некоторых обрядах мусульман, ни у прп. Иоанна Дамаскина, отыскивавшего в Коране нечто, согласное с Евангелием, ни даже у прп. Максима Грека, который, несмотря на своё непримиримое отношение к основателю ислама, допускал, что первоначально тот движим был благими (именно с религиозной точки зрения!) побуждениями.
Ислам согласно этим мученикам - это "тёмная и скверная вера" (св. Марк Хиосский (5/18 ин)), "фальшивое и мерзкое суеверие" (св. Феодор Новый (17 фв/2 мр)), "страшное, погибельное заблуждение" (св. Давид Аргветский (2/15 окт)).
Мухаммед - "обманщик и чувственый дьявол" (свмч. Никита (4/17 апр)), "враг Христа Бога нашего и веры нашей. Никто из людей так не прогневал Бога, как Магомет, и кто надеется на него и имеет его за пророка, тот погибший" (прпмч. Иаков (1/13 нояб)); "он богоборец и лжец, своими вымыслами и фантазиями привлёк к себе простой и невежественный народ, так что сбылось предречённое о нём, что он придёт прельщать мир (сн. Мф 24:11)" (св. Иоанн Калфа (26 фев)). "Быв здесь на земле жилищем сатаны, он и теперь находится в объятиях отца своего дьявола, и вас, ослеплённых, которые уверовали в него как в пророка, ожидает одинаковая с ним мука. Знайте, что никто столько не прогневал Бога, как ваш лжепророк, который столько душ увлёк с собою в погибель, куда и вы, жалкие, самопроизвольно стремитесь. Истинно говорю вам: если не оставите веру в прельстившего вас лжепророка и не сделаетесь христианами, то навеки погибнете и преданы будете горьким вечным адским мукам" (прпмч. Евфимий Новый (22 мр /4 апр)).
Загробная участь мусульман - "все те погибнут, которые последуют ему и веруют, как в пророка" (св. Константин Агарянин (2/15 ин)). "Если не уверуете во Христа Бога, как я, то погибнете для жизни вечной и будете мучиться в пламени вечном вместе с вашим Магометом" (прпмч. Лука (23 мр /5 ап)).
При всём том у этих святых не было и тени ненависти лично к тем мусульманам, кто оказывались их мучителями. "Жалею о вас, если вы не понимаете того" - говорил своим мучителям свмч. Дамаскин (16/29 янв) после исповедания Христа. "Советую и вам выйти из непроницаемой тьма вашей ложной веры в Магомета и уверовать в истинный свет Иисуса Христа" - призывал прпмч. Макарий Новый (6/19 окт) своих палачей. "Что тебе, старец, нужно от меня? - спросил визирь св. Киприана Нового (5/18 ил); - твоего спасения, - ответил святой, - Оставь заблуждение, отрекись от обманщика Мухаммеда, уверуй в Искупителя рода человеческого Иисуса Христа и, крестившись св. Крещением получишь жизнь вечную". В свою очередь прпмч. Иларион (20 сент /3 окт), обращаясь к усыновившему его судье, так увещевал: "Много я получил от тебя благодеяний, не исключая и того, что ты сделал меня своим сыном и приблизил ко двору. Не желая остаться неблагодарным за твои милости, умоляю тебя: послушай моего совета, пойдём в Россию, где ты примешь христианскую веру и спасёшь свою душу, а я неотлучно буду пребывать с тобою и служить тебе, как отцу, до самой смерти. Лучше этой благодарности я не нахожу другой, которая бы её превосходила".
Приведённые выше слова мучеников об исламе - это собственной кровью и собственной болью вымученная истина. Вряд ли возможно объяснять эту позицию интерполяциями составителей житий. Только таковой и могла быть позиция мучеников: ибо если можно спастись и будучи благочестивым мусульманином, то тогда их подвиг - ничто, он в таком случае лишается всякого смысла. Более того, в таком случае лишается смысла сама христианская проповедь, та самая, которая заповедана Спасителем в Его последних словах на земле: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28:19-20).
"Вот крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. Верующие в Него наследуют Царство Небесное, а неверующие будут осуждены в муку вечную!" - так выразил перед мусульманами непререкаемую истину христианства прпмч. Агафангел Есфигменский (19 апр /2 мая). Это трагичная истина. Легко поддаться соблазну, обозрев то огромное количество людей, за последние четырнадцать веков умерших в исламе и искренне полагавших, что своею жизнью и смертью они послужили единому истинному Богу и столь же искренне стремившихся своей жизнью ради послушания Его воле преуможить добро в этом грешном мире. Неужели же они обречены, неужели невозможно для них оказаться спасёнными, достигнуть Царствия Божия ради своей праведности и набожности? Нет - говорит опыт мучеников. Человекам это невозможно - произносит Христос (Мф 19:26), и это становится приговором всему внехристианскому религиозному человечеству. То, что произошло на Кресте - слишком серьёзно, чтобы можно было спастись без этого. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется... (Ин 10:1;9). Если бы можно было по-иному - не было бы христианства, не было бы апостольской проповеди, не было бы снисхождения Господа во ад для благовестия душам умерших до Него.
Эта страшная правда христианства. Она накладывает огромную ответственность за души всех не просвещённых светом Евангелия на самих христиан, ибо проповедовать воскресшего Господа - их прямая обязанность, закреплённая в последней заповеди Христовой: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:15-16). Один бывший арабский мусульманин, принявший Крещение, как-то много лет спустя сказал: "Если бы все христиане были истинными христианами, ислама сегодня не было бы!".
Часто приходится слышать даже от православных то странное мнение, что-де промысел Божий действовал через Мухаммеда на арабов таким образом, что только в такой форме можно было преподать им знание единобожия. Лживость данного положения вполне очевидна, ибо не может быть народа, для которого по природе закрыта возможность усвоения проповеди Христовой, и к тому же мы имеем среди почитаемых Церковью святых - арабов уже V-VI вв. (например, прп. Юлиана Слепца). Тем не менее хочется привести слова тех же мучеников относительно этого мнения.
Когда халиф сказал: "Как вы осмеливаетесь произносить хульные слова на великого Мухаммеда... и порицаете его по безумию вашему? Ведь он всю Персию и Аравию обратил от поклонения огню и привёл к единобожию", св. Давид Аргветский ответил: "Хотя Мухаммед и отвратил вас от служения огню, но не привёл к истинному богопознанию, и поэтому не мог дать вам спасения. Он подобен кораблю, который, хотя и не потонул в середине моря, однако вблизи берега погрузился в волны морские. Какая польза в корабле, который не смог достичь берега? Что случилось с ним, то сделается и с вами".
О. Георгий Максимов