ОБРАЗ СУЛЕЙМАНА (СОЛОМОНА) В КОРАНЕ - из САХИХ АТ-ТАЛМУД


Как и многие другие рассказы о пророках, образ коранического Соломона (Сулеймана) сформировался под влиянием не только Библии, но, по большей части, под влиянием еврейских легенд, которые сочинили раввины. 
В сборнике легенд Аггаде, входящем в состав Талмуда, про Соломона говорится, что "Он разумел язык птиц и животных, и зверей полевых. Олени и газели были его скороходами, львы и барсы - оруженосцами его". "Рыбы морские, птицы небесные, животные и звери полевые сами приходили на бойни, чтобы быть закланными для стола Соломонова". "Помощью (червя) "шамира" обтесывался строевой камень для храма и дома Соломонова...". А чтобы получить этого червя для строительства храма Соломон якобы домогался до князя дьяволов Асмодея. Вот этот рассказ из Аггады в сокращенном виде:

"Знал Соломон, что место нахождения червя "Шамир" известно одному только Асмодею, князю дьяволов. Обитал же Асмодей в пещере под горой, и был там колодезь, закрытый камнем с печатью Асмодея на нем.
Изо дня в день всходил Асмодей на небо, где изучал мудрость небесную...
Привели Асмодея к Соломону.
- Я от тебя ничего не домогаюсь,- отвечал Соломон,- кроме одного. Я собираюсь построить храм Господень, и мне нужен для этого "Шамир".
- "Шамир",- отвечал Асмодей,- находится не у меня, но у духа морского, а дух морской доверяет его, под присягой, только петуху Бар.
- А что делает с "Шамиром" петух Бар?
- Придя в необитаемую скалистую местность, положит "Шамира" на утес, утес раскалывается; бросит Бар в расселину семена древесные,- на том месте и возникнет поселение.
Отыскали гнездо петуха Бар. Покрыли гнездо матовым стеклом. Явился петух Бар. Видя невозможность проникнуть в гнездо, взял он "Шамира" и положил его на стекло, дабы оно раскололось. Бросили в петуха Бар комом земли, выронил он "Шамира"; подобрали червя и унесли.
Увидал петух Бар, что не сдержал клятвы своей, пошел и удавился..." (XXV. ШАМИР).
Вообщем, Соломону, по легендам, служили все люди и духи и дьяволы. И "Рав Симеон бен Манасии учил:
– Не осуществись грехопадение, искуситель стал бы вечным слугою роду человеческому. Каждому добродетельному человеку дано было бы в услужение по два змея, которые добывали бы для него из сокровищниц Севера и Юга жемчуг и всевозможные драгоценные камни (Санг., 59)" .

Подобный образ Соломона, повелевающего людьми, духами и природой, отразился, как ни странно, и в Коране. Ведь Мухаммад не отличал раввинские легенды, которые имели больше функцию воспитательного характера, а не передачи истинных историй, от Писаний.
Поэтому и сформировался такой образ Соломона в Коране, близкий к раввинистским сочинениям.
1) Коранический Соломон знал язык птиц и всех животных, и они служили ему:
"Сулейман (Соломон) наследовал Давуду (Давиду) и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего. Это и есть явное превосходство (или явная милость)». И собраны были к Сулейману (Соломону) его воины из числа джиннов, людей и птиц. Они были разделены на боевые порядки. Когда они прибыли в долину муравьев, муравьиха сказала: «О муравьи! Войдите в свои жилища, чтобы Сулейман (Соломон) и его воины не погубили вас, даже не почувствовав этого». Он улыбнулся, рассмеявшись от ее слов" (Коран, 27:16-19);
2) Коранический Соломон повелевал ветрами, джиннами, дьяволами, служившими ему: 
"Мы подчинили Сулейману (Соломону) ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа. А того из них, кто уклонился от Нашего повеления, Мы заставили вкусить мучения в Пламени" (Коран, 34:12); "Мы подчинили ему ветер, который нежно дул по его велению, куда бы он ни пожелал, а также дьяволов - всяких строителей, ныряльщиков и прочих, связанных оковами" (Коран, 38:36)
3) В отличие от Библии, согласно которому Соломон просил себе у Бога мудрости, по Корану - Соломон просит власти:
"Он сказал: «Господи! Прости меня и даруй мне такую власть, которая не будет полагаться никому после меня. Воистину, Ты — Дарующий» (Коран, 38:35). А в Библии же просит мудрости: "даруй же рабу твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло... " (3Цар. 3:9). 
В Коране нигде не указывается, что Соломон просил себе мудрости. Хотя этот момент никак не должен упускаться при повествовании о Соломоне - о человеке, который прославился именно своей мудростью. Но по Корану - Соломон всего лишь просит себе власти, чтобы все и всё подчинялись ему: ветры, животные, насекомые, джинны, дяволы. ..
Скорее всего, Мухаммад слышал библейское повествование о том, как Соломон просил себе мудрости. Но, услышав, забыл. В памяти Мухаммада осталось только, что Соломон чего-то просил и получил от Бога: власть, влияние, богатство, мудрость... Затем Мухаммад слышал и еврейские легенды о Соломоне, в которых описывается необычайная, даже нереальная ВЛАСТЬ Соломона над природой, животными и духами. Из всего этого услышанного Мухаммад и заключил логически, что если Соломону дана власть над живой и неживой природой, то он, соответственно, должно быть, просил у Бога власти. 

В Коране рассказывается как Сулейман (Соломон) осматривал птиц, входящих в число его войск со всеми людьми, джиннами и духами. И он при этом не обнаружил птицу Удод и рассердился: "Почему я не вижу удода?... Я подвергну его суровым мучениям или же зарежу его, если он не приведет
ясного довода" (Коран, 27:19). Похожая легенда передается и в Агаде с некоторыми отличиями: 
"Однажды, “когда развеселилось сердце Соломона от вина”, созвал он царей ближайших стран, восточных и западных... Соломон повелел и птицам небесным и, и зверям полевым, и пресмыкающимся, и бесам, и оборотням, и дьяволицам явиться и хоровод устроить перед ним. Среди пернатых не оказалось одной птицы, петуха Бар (комментарий: "сказочная птица"). Разгневанный ее ослушанием, Соломон повелел разыскать эту птицу и подвергнуть ее строжайшему наказанию". Эта сказочная птица - "петух Бар" - и есть, скорее всего, тот выше описанный персонаж из сказки о том, как люди Соломона забрали у петуха червя "Шамир". После чего тот петух Бар удавился. В Коране же сказочный петух Бар называется Удодом.
Далее Коран рассказывает, что Соломон не обнаружил птицу Удода, потому что тот летал в Сабу. Там Удод видел царицу Савскую. О чем и доложил Соломону. А Соломон отправил птицу Удод обратно к царице с письмом. То же самое говорится и о петухе Бар, который передает Соломону: "царствует в стране той женщина, а зовут ее царица Савская...Написали писцы царские грамоту и к крыльям петуха Бара привязали ее" (Агада. XXIII "Царица Савская").
О содержании письма в Коране ничего не говорится. А в Агаде она приводится. Стоит его процитировать:
"От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим. Ведомо тебе, что Всесвятой-Благословенный царем-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придете вы по доброй воле с приветом ко мне, я приму тебя, царица, с почетом превыше всех царей, пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете, и не придете, и не поклонитесь мне, я пошлю на вас царей с легионами и колесницами. А спросите вы: что за цари, легионы и колесницы у Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас, и птицы небесные склюют мясо с костей ваших" (XXIII. ЦАРИЦА САВСКАЯ).
Вообщем, согласно Корану и Агаде, царица Савская прибывает к Соломону. 
По Корану - царица входит во дворец Соломона из хрусталя и тут же становится мусульманкой:
"Ей сказали: «Войди во дворец». Увидев его, она приняла его за водную пучину и обнажила свои голени. Он сказал: «Это — отшлифованный дворец из хрусталя». Она сказала: «Господи! Я была несправедлива к самой себе. Я покоряюсь вместе с Сулейманом (Соломоном) Аллаху, Господу миров» (Коран, 27:44). 
Это не удивительно, что в перессказе Мухаммада она становится новообращенной мусульманкой. Так в свою веру Мухаммад обратил многих исторических и не исторических персонажей, живших до него: Зуль Карнейн, фараон, Адам, Авраам и т.д.. Подобно ему и сейчас мусульмане "обращают в свою веру" известных личностей (Юрий Гагарин, Кусто, Толстой и т.д..). 
Естественно, в Агаде не говорится, что царица обратилась веру Единого Бога Израилева:
"Повел Беная царицу Савскую к Соломону. Соломон же, для встречи ее, выбрал павильон, весь из стекла построенный. Показалось царице, что царь не стеклом, а водою окружен - и безотчетным движением подняла она края одежд, до колен своих обнажив ноги свои. Увидел Соломон, что ноги у нее волосами обросли, и сказал он:
- Красота твоя - красота женская, а волосы - волосы мужчины. У мужчины красиво оно, у женщины изъяном почитается.
А царица так Соломону сказала:
- Загадаю я тебе три загадки. Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный:
"Колодезь деревянный, ведро железное, черпает камни, поит водою. Что это?"
- Сурьмило,- ответил Соломон.
"Из земли исходит, землею питается, льется, как вода, а разливает свет. Что это?"
- Нефть.
"Буря ходит по верхушкам его, и стонет, и вопит горестно, и, как тростник, сгибает их; почет для мертвых, позор для живых, радость для воробьев, горе для рыб. Что это?"
- Лен.
Предстали перед Соломоном отроки и девушки - все одинакового облика и роста и одетые одинаково.
- Отличи,- сказала царица,- кто отрок, кто девушка.
Велел Соломон принести орехи и поджарен-ные зерна и стал угощать их. И вот, отроки, не стесняясь, поднимали края одежд и всыпали в них предложенное угощение; девушки же за-стенчиво клали орешки в чадры свои.
- Вот,- сказал Соломон,- те - мужчины, а эти - женщины.
Тогда сказала царица Савская:
- Не доверяла я слухам, но теперь, когда сама вижу, убедилась я, что и наполовину не знала, сколь велика мудрость твоя. Блаженны подданные твои и блаженны рабы твои!
Привел Соломон царицу в покои чертога своего.
Подарила Соломону царица Савская дары из золота и лучшего серебра. А Соломон, в благодарность ей, дал царице Савской все, чего желала она".

Так Мухаммад и собирал свой Коран - из того, что было. Поэтому у него и получился образ Соломона сказочный, близкий к раввинистским легендам, вошедшим в Талмуд или просто бытовавшим устно.