Молитва прп. Серапиону Кожеозерскому об обращении сродников и ближних, исповедующих Ислам
О предивне и преславне отче наш Серапионе! Зловерие родителево отринув, и любви Христовой поревновавше, подвиги покаяния, труда и воздержания подъял еси, того ради сосуд Божественныя благодати и причастник Божескаго естества явился еси: Отцем прославлен, уневещен Христу, освящен Духом Святым; тем же и мы вопием ти: испроси нам от Господа исправление сердец наших, во еже научитися нам творити волю Бога Всевышнего и Царствие Небесное возлюбити паче благ земных, ближния же и сродницы наша по плоти молитвенным твоим предстательством да изведет Всемилостивый Господь из тьмы погибельнаго агарянскаго заблуждения, да просветит светом веры истинныя, да сопричтет святой Своей Церкви, да наставит на путь правды,
Ему же подобает честь и поклонение
Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков,
Аминь
Житие
Как и святые Петр и Стефан, татарин Турсас (будущий монах Серапион) жил в Казанском ханстве. Он происходил из знатного рода, к моменту взятия Казани был достаточно молод. Судя по немногим дошедшим до нас упоминаниям об этом периоде его жизни, можно сделать вывод, что он принимал участие в обороне родного города и сражался против русских. После войны изъявляет просьбу сподобить его таинства Крещения.
В крещении Туртас получает имя Сергий и, около четырёх лет живёт в доме боярина Плещеева, жене которого (крещёной татарской царевне Ильякше (Иулиании)) приходится дальним родственником. Именно здесь и происходит его воцерковление, в результате коего Сергий так искренно, так глубоко, так чисто полюбил Господа нашего Иисуса Христа, что решился расстаться с миром, чтобы выполнить самые высокие правила новой веры.
Это не единственный случай подобного рода. Можно, например, вспомнить схимонаха Николая, прожившего немногим более двух лет в скиту Оптиной пустыни. “Из представленного им свидетельства Херсонской духовной консистории известно, что ранее он был магометанского вероисповедания, имя ему было Юсуф-Абдул-Оглы. Турок, родом из Малой Азии, служил в турецкой армии офицером. Видя мужество русских пленных воинов, их стойкость в вере, он почувствовал желание переменить ислам на Православие.
Сородичи возненавидели его, не давали ему пищи, как “гяуру”, мучили его, вырезая целые куски из тела. Но Юсуф остался непреклонным в желании принять Православие. С Божьей помощью ему удалось бежать в Россию. В г. Одессе в октябре 1874 года он был просвещен святым Крещением и наречен Николаем. Долгие годы он проживал на Кавказе. В 1891 году, 18 июля, когда ему исполнилось 63 года, он поступил в Оптинский скит в число братии.
По принятии святого Крещения, за его лютые страдания и твердое исповедание истинности Православия, Господь сподобил его духовных утешений. Подобно Андрею, Христа ради юродивому, он при земной жизни во плоти был восхищен на некое время в Царствие Небесное, где наслаждался видом райских красот. В скиту Николай отличался кротостью, смирением, братолюбием. Незадолго пред кончиною принял келейно постриг в схиму и, напутствованный всеми христианскими таинствами, мирно скончался 18 августа 1893 года, 65 лет от роду”. Обратившиеся из ислама нередко становились иноками Афонских монастырей, были такие среди братии прп. Паисия Величковского, наконец, можно вспомнить татар, оказавшихся в плену после неудачного похода хана Нуреддина на Почаевскую обитель в 1675 году, принявших христианство, и, впоследствии, монашество. Но в лике преподобных, насколько нам известно, пока прославлен только герой нашего рассказа.
Итак, обойдя многие монастыри и иноческие пустыни, Сергий на пустынном острове озера Кожа встречает отшельника Нифонта и, пленившись его житием, остаётся с ним. Это было в 1560 г. Пищей для отшельников служила трава и ягоды, Сергий со всей точностью выполнял наставления Нифонта, совершенствуясь в послушании. После испытания, данного самому себе, Сергий испрашивает старца постричь его в иночество, и Нифонт постригает его с именем Серапион.
"Но недолго они оставались в уединении, приходили другие, такие же, как и они, ищущие спасения, просили принять, и любовь не позволяла отказывать". Со временем молва о высокой духовной жизни отшельников стала привлекать к ним многих ревнителей иноческого подвига. Когда собралось достаточное число иноков, Нифонт отправился в Москву, просить земли для обители, но скончался в Москве, не успев начать дела. Между тем среди братии случился голод, и Серапион не раз выходил к жителям села Прилуки (существует до сего дня) и других мест по берегам Онеги за сбором подаяний. Жители полюбили старца и охотно помогали ему кто чем мог. Как-то раз дали много хлеба в зерне, и жернова; по мхам и хворосту он принёс всё это на себе в обитель и спас братию от голодной смерти.
Узнав о кончине Нифонта, святой сам отправляется в Москву. Здесь он получил от Феодора Иоанновича царскую грамоту (от 30 сентября 1584 г.), которою предоставлялась земля для новой обители по 4 версты во все стороны, а митрополитом Дионисием была дана грамота с благословением на устроение монастыря. Возвратясь на Кожозеро, Серапион с иноками расчистил для пашни лес, оградил обитель оградой и построил храм в честь Богоявления Господня. Затем, в 1599 году вновь отправился в Москву, чтобы получить у патриарха Иова антиминс. Вскоре после этого был построен тёплый (зимний) храм во имя святителя Николая Чудотворца.
В 1608 г. по собственной просьбе Серапион уходит в затвор, а игуменом был поставлен его ученик Авраамий. Скончался преподобный 27 июня 1611 года, оставив после себя монастырь с 40 иноками.Сохранилось послание прп. Серапиона к царю Феодору Иоанновичу от 1595 г., в котором он просит освободить Богоявленский монастырь от податей и повинностей в виде содержания опальных людей, поскольку "им старцам и самим питаться нечем и беречь тех людей некому, а царской милостыни ни деньгами, ни хлебом не выдаётся, и они сами, приезжая, пашут пашню, а крестьян у них нет; сами же варят соль в Пияле для монастырского расхода". Впрочем, желание преподобного не было удовлетворено: при Борисе Годунове в Кожеозерский монастырь заточили князя Иоанна Сицкого, позднее – князя Бориса Львова, при Феодоре Алексеевиче решением собора был сослан в Кожеозерский монастырь духовник царя Алексея Михайловича Андрей Саввинов, есть упоминания, что позднее сюда ссылали раскольников-старообрядцев.
Целый букет святых взрастил преподобный Серапион Русской Православной Церкви – прп. Авраамий (в схиме Антоний) Кожеозерский стал ещё при жизни и по благословению отца-основателя игуменом Богоявленской обители, прп. Лонгин Кожеозерский – игуменом древнего и славного Спасо-Каменного монастыря, известный своей учёностью прп. Боголеп Кожеозерский составил историю строительства обители и стал житописателем своего наставника, прп. Леонид Устьнедумский основал под Устюгом собственный монастырь и явился одним из просветителей диких пермяков, прп. Корнилий Кожеозерский освятил своими подвижническими трудами Мангазею – первый русский заполярный город, основав здесь Кожеозерский Спасский Верхотурский монастырь; с ним же подвизался и прп. Герман Кожеозерский… Пребывал под началом прп. Серапиона в монастыре и ныне особенно почитаемый святой этих мест – прп. Никодим, Хузьюгский чудотворец, по его же благословению ушёл он на отшельничество, устроив келейку в пяти верстах от Кожозера…
В настоящее время мощи преподобного Серапиона почивают под спудом в возрождённом после 80 лет запустения Богоявленском Кожеозерском монастыре. На месте, где некогда стояла часовня, возведённая над святыми мощами отца-основателя, ныне, выделяясь точно по периметру фундамента, синеет иван-чай, да возвышается, отражаясь в тихой озёрной воде, огромный поклонный крест…
Преподобный отче Серапионе, моли Бога о нас!