Иудаизм и христианство

За долгую историю от пришествия Искупителя в мир до наших дней определились две полярные позиции. Одни евреи признали Иисуса воплотившимся Богом, Мессией-Спасителем. Приняв Его учение и жертвенно следуя Его заповедям, они достигли святости и наследовали вечное блаженство в Царстве Небесном: апостолы, праведные Гамалиил, Никодим, Иосиф из Аримафеи и многие другие в последующие века. Другие евреи (начиная от слепых фарисеев до современных иудаистов) имели и имеют непреодолимую ненависть к Спасителю мира и Его последователям. Неприязнь эта порой удивляет своей изощренностью. С начала 70-х годов XX века во всех иудейских начальных школах, а позже во многих высших школах запрещен даже международный знак «плюс», потому что он напоминает крест. Вместо него используется знак, похожий на перевернутую букву «т».

Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений, устремленности к небесному. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Последствия ее — духовная смерть. Цели и устремления иудеев остались на земле. Земное благополучие, богатство, успех, власть стали основными ценностями, однако в отличие от социально-политических идеологий, в иудаизме эти мирские ценности сакрализуются, им придается религиозный характер. Формировалось это сознание постепенно. Еще до начала благовествования нашим Спасителем Небесного Царствия евреи стали представлять Мессию как могущественного земного царя, который возвысит над всеми народами евреев и сделает их богатыми и сильными.

Однако пророки предвозвестили приход другого Мессии — Страждущего. Об этом с впечатляющей яркостью и точностью говорит пророк Исаия, которого из-за множества пророчеств и точности исполнения их на Иисусе Христе со святоотеческих времен называют «ветхозаветным евангелистом» (Иероним, блаженный. Послание к Павлину). По словам святителя Кирилла Александрийского, «Исаия есть вместе пророк и апостол, его пророческие изречения имеют ясность евангельской проповеди» (Толкование на Исаию. Предисловие).

Каков же истинный Мессия?

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.

…Господь возложил на Него грехи всех нас.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.

…За преступления народа Моего претерпел казнь.

Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.

Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (Ис. 53: 3–10).

Знакомы ли евреи с этой главой великого пророка? Не все. Обычно во время еженедельных чтений в синагоге эта глава опускается. Как объясняют ее книжники, которые многие места ветхозаветной Библии знают наизусть? Раввины периода формирования Талмуда признавали, что 53-я глава является пророчеством о приходе Мессии. Однако начиная с известного иудаистского экзегета Раши (рабби Шломо Ицхаки; 1040–1105), раввины утверждают, что 53-я глава говорит о еврейском народе. Опровергнуть это совершенно ложное мнение можно простым обращением к тексту.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни» (Ис. 53: 4). Чьи немощи взял на себя еврейский народ и чьи болезни понес?

«…ранами Его мы исцелились» (Ис. 53: 5). Кто исцелился ранами еврейского народа?

«…за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис. 53: 8). Если говорится о еврейском народе, то кто же претерпел казнь за преступления еврейского народа?

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого» (Ис. 53: 9). Когда и в каком гробе погребен еврейский народ?

У пророков ясно указано и время прихода Мессии. В книге Даниила точно предуказано: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (Дан. 9: 24–26).

Под седминой пророк разумеет семь лет. Семьдесят седмин составят 490 лет. Это срок для «окончания преступления». Речь здесь идет об искуплении Христом Спасителем людей, нарушивших волю Божию и совершивших грехопадение. В пророчестве прямо указан Мессия («помазан был Святый святых»). Отсчет семидесяти седмин (490 лет) начинается с даты восстановления Иерусалима. Указ о восстановлении дан был Артаксерксом Долгоруким в 20-й год его царствования. Последний вступил на престол между 18 декабря 465 года и 18 декабря 464 года до Р.Х. Седьмой год его царствования, с которого начинается отсчет седмин, приходится на 458 или 457 год. От этого срока до времени явления Христа Владыки должно было пройти 69 седмин (483 года). Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30 лет (см.: Лк. 3: 23), то есть примерно в 25 году. Следовательно, от указа Артаксеркса о восстановлении города и до пришествия Мессии прошло 483 года. И еще одна очень ценная подробность: Мессия явится и будет предан смерти до разрушения второго иерусалимского храма (т. е. до 70 г. по Р.Х.): «Предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя» (Дан. 9: 26). Как видим, отрицание иудеями христианства основано на насилии над ветхозаветным Священным Писанием. 

Неизбежно возникает болезненный вопрос: доступен ли для представителя иудаизма путь к спасительной истине? История дает возможность ответить на этот вопрос положительно. Из множества примеров приведу один. Исаак Лихтенштейн († 16.10. 1909), раввин в Тапио-Зель (Венгрия), рассказал о том, как в конце жизни он узнал Мессию — Иисуса Христа: «Божественным провидением я взял в руки Новый Завет, валявшийся незамечаемым мною много лет где-то в углу. Каждая строка и каждое слово дышали еврейским духом: свет, жизнь, сила, стойкость, вера, надежда, любовь, милость, безграничная вера в Господа, самоосуждение, отказ от каких-либо потребностей, жалость, доброта и внимание к другим — все это главенствовало в Книге. Каждый благородный принцип, чистое моральное учение, все патриаршие добродетели, которые Израиль почитал и сейчас до некоторой степени почитает, как наследство сообщества Иакова, я обнаружил в этой Книге в очищенном виде, и это есть бальзам для любой душевной боли, утешение для любой печали, лекарство от любой моральной травмы — возрождение веры и воскресение к новой жизни в Господе.

Я всегда думал о Новом Завете как источнике нечистой гордыни, эгоизма и ненависти, жестокости, но когда я открыл его, я почувствовал, что я объят им самым чудесным образом. Неожиданная слава и свет осветили мою душу. Я ожидал шипов, а нашел розы. Я нашел жемчужины, а не гальку; вместо ненависти — любовь, вместо мести — прощение, вместо плена — свободу, вместо гордыни — смиренность, вместо смерти — жизнь, спасение, воскресение, небесное богатство.

Иудей болен уже 2000 лет, напрасно обращается он к помощи психиатора, напрасно растратил всего себя. Одной лишь верой и общением с Иисусом, силой, исходящей от Него, может он излечиться. Я хочу указать ему на Иисуса в Его небесном сиянии, в Его Божественности, великом, как вечность, как на Избавителя, Мессию».

Иеромонах Иов (Гумеров)