Ислам: религия единства или конгломерат сект?


П. В.: Фарес, как много направлений существует в исламе? Какие из течений ислама самые многочисленные?
Ф. Н.: Сам Мухаммад предсказал раскол новообразовавшейся религии на множество направлений. Согласно хадису, переданному «маснадом ибн Ханбаля» (2/332), основатель ислама сказал: “Иудеи поделились на семьдесят одно направление, христиане –  на семьдесят два. Моя же умма поделится на семьдесят три направления, из которых участь всех - ад, кроме одного”.
Многим известно деление людей, считающих себя мусульманами,  на  суннитов  (от  араб. Sunna – путь) и шиитов (от араб. Al-tashayua – быть соратником). Однако это не совсем верно. Если сравнивать ислам с христианством, то выявляется такая же условная схема – исламские «православные», «католики» и «протестанты». Кроме "ортодоксов"-суннитов и отколовшихся от них реформаторов-шиитов в исламе существуют иные течения,  значительно отличающиеся от тех и других. Например, кураниты стоят особняком и от шиитов, и от суннитов, отрицая важность предания – Сунны – и, в частности, изречений Мухаммада в исламском вероучении, полагая, что все Слово Божье запечатлено в Коране и не нуждается в дополнении или изъяснении. Однако подобные течения крайне немногочисленны и ограничиваются определенными территориями исламского мира. По данным статистики, сегодня в мире преобладают сунниты (1.57 млрд. чел.). На втором  месте – шииты (200 млн. чел.).

П. В.: Могли бы вы назвать основные отличия главных течений в исламе?
Ф. Н.: Первые причины разделения мусульман были чисто политическими. Конфликт внутриисламских партий, не утихавший со дня смерти Мухаммада, обострился после смерти третьего халифа – Усмана ибн Аффана (644-656 гг.). Его выбрали правителем после Умара ибн Хаттаба, а потом обнаружилось, что в нем отсутствует главное качество - умение лавировать между аппетитами различных знатных родов Мекки. Сам Усман принадлежал к Омейадам, которые, зная слабовольность халифа, опустошали государственную казну. Недовольство хашимитов, к которым принадлежал Али бин аби Талиб (всеми силами, однако, поддерживающий Усмана), росло. Апогей этого недовольства пришел на 656 г. и завершился убийством Усмана делегацией из Египта. Преемником его был избран Али. Однако наместник Сирии, омейад Муавия ибн аби Суфьян, не преминул обвинить нового правителя в факте безнаказанности убийц родственника и отверг законность его избрания. Исламская   общественность   впервые  четко   раскололась   надвое   -  на   соратников (араб.
«шиитов») Али и поддерживающих Муавиию. Война Муавии против четвертого халифа закончилась образованием нового государства Омейадов в Сирии и Египте. Правление Али на Аравийском полуострове и Ираке завершилось его убийством в 661 г. Несмотря на это, имя ближайшего друга Мухаммада осталось легендарным и после его смерти. Справедливость, попытки восстановить равенство в современном ему обществе, религиозная ревность, «мученическая» смерть – вот те черты, которых особо остро выделяли соратники Али, тем самым обостряя политический конфликт, который плавно переходил в  религиозный. Правителем и духовным лидером шиитов – имамом – избирается второй сын Али – Хусейн ибн Али, убитый в сражении с омейадами при Карбуля в 680 г. (это событие и ныне поминается шиитами, и известно всему миру как Ашур). Постепенно имамы становятся фигурами все более загадочными и легендарными, предстают исключительными носителями божественного выбора. Так устанавливается противоречащая суннизму теократия... и шиизм из политического движения становится религиозным течением...
На сегодняшний день шииты отличаются от "ортодоксов"-суннитов ярко выраженным мистицизмом. В исмаилизме, к примеру, существует догмат о боговдохновенности избрания и правления каждого имама (цепочка "первых" имамов ныне прервана), а у друзов- ортодоксов существует поверье, что их последний имам – Аль-Хаким би-амр Алльях – был вознесен на небо. Впрочем, у имамитов имам Мухаммад аль-Махди исчез, однако считается, что он жив и доныне, но вернется на землю и в последние времена для участия в Последней Битве. Вглядываясь вглубь «протестантских» течений ислама, можно выделить немало удивительного: то Аль-Хаким предстает как божество, то к имени Платона приклепляется приставка «мир ему», присущая в исламе лишь пророкам... Одним словом, разнообразие учений поражает...

П. В.: Различаются ли источники веры внутри разных течений ислама?
Ф. Н.: В суннизме главными источниками шариата являются Коран и Сунна. Шиизм этим не ограничивается, предлагая боговдохновенные творения и изречения имамов частью Сунны. Поскольку имамы одними принимались, другими отвергались, их число, как список духовных   лидеров,    разнится.    Следовательно,    число    текстов,    восполняющих шариат, неоднозначно. Однако, некоторые радикалы отвергают даже основы: так, друзы- реформаторы хулят и Коран, и Мухаммада, признавая только одну книгу – «Китаб аль- Хикмат». А кураниты отвергают Сунну, считая Коран исчерпывающим источников вероучения.

П. В.: Коран во всех направлениях ислама текстологически един или есть его различные версии?
Ф. Н.: Коран един практически во всех течениях ислама (некоторые шииты добавляют в канон одну дополнительную суру). Снова немного истории: Коран был собран в одну книгу  в 644-х – 650-х гг. в период правления уже упоминавшегося халифа Усмана ибн Аффана. Однако шииты-имамиты считают, что Коран был собран и сохранен не полностью, а в полном объеме всю его мудрость после Мухаммада постигли лишь имамы, что является частью дарованной им Аллахом власти. Этот вопрос затрагивает саму сущность  религиозного значения Корана и его сохранности. Судите сами. Ислам утверждает, что Коран в исключительной своей полноте был дан для исправления забытого и искаженного в данных ранее, уже существующих Святых Книгах. Однако, если верить утверждению этих шиитов, Коран не полон, ни один мусульманин не понял его сути, а имама, постигшего его смысл на данный момент нет. Значит, Коран этой своей неполнотой ничем не отличается от иных Книг. Перед вами одна из главных причин конфликта двух главных внутриисламских течений.

П. В.: Как различные течения в исламе относятся друг к другу?
Ф. Н.: Особенно напряженные отношения - между суннитами и шиитами. Эта скрытая война стала явной миру в 2006 г. Беспредел, захлестнувший Ирак после вторжения войск США на его территорию, развязал узел межконфессиональной вражды, до этого кое-как удерживаемый социализмом БААСа. 22 февраля общественность Саудовской Аравии ликовала: была взорвана мечеть Аль-Аскария, одна из главных мировых шиитских святынь. Саудовские форумы и блогосфера наполнились ликующими сообщениями и пожеланиями суннитским муджахедам божьего благословения. Сунниты, черпающие силы на юге, и шииты, поддерживаемые Ираном, развивали и обостряли борьбу. Последующие годы были ужасными для мусульман Ирака. Ежедневно новостные сводки сухо сообщали об обнаружении новых изуродованных трупов на улицах городов страны. Новое правительство не прилагало никаких усилий к разрешению конфликта, и более того, покровительствовало радикалам... И ныне во внешне утихшем Ираке еще чувствуется вражда...

П. В.: Можно ли назвать ислам единой религией или, скорее, это набор различных сект, не связанных друг с другом, который формально называют исламом?
Ф. Н.: Как я уже упоминал, каждое течение имеет свои отличительные, индивидуальные черты. Направления этой мировой религии разнообразны, в ней есть все – от консерватизма до откровенного оккультизма и выраженного политеизма. Однако мы имеем все основания причислить все эти вероучения к одному общему исламскому древу. Несмотря на разнообразие дополнений, основа шариата одна у всех. Как и сунниты, шииты сохранили пять Столпов ислама. Как и основные течения, друзы-реформаторы не забывают шесть Столпов Веры, предписанных Кораном. Исключая значимость Сунны, кураниты  соглашаются со всем, в чем Сунна вторит Корану (А это – 99% Предания ислама). Для всех мусульман история побед начинается с миссии Мухаммада, а заканчивается верой  в  Великую Битву и восстановление справедливости Шариата по всей земле перед концом человеческой истории. Именно это сходство не позволяет нам дробить ислам на секты, не имеющие между собою прочной связи.

П. В.: Что такое первоначальный ислам, можно ли утверждать, что есть течения в исламе, которые его воплощают? На чем основаны данные претензии?
Ф. Н.: Вопрос довольно интересный и сложный. Для того, чтобы на него ответить, стоит еще раз вернуться к самым истокам ислама. Как сам Мухаммад видел свою веру? Не случайно название этой религии переводится как «покорность». Требуя покорности Богу, пророк ислама требует беспрекословного повиновения и себе. Согласно достоверному хадису, покорившийся Мухаммаду, покорился и Аллаху (ср. Сахих аль-Бухари, №6733). Действия пророка, как и слово Корана, беспрекословны, и не подлежат обсуждению. Слова Мухаммада подкрепляются и Кораном («Кто повиновался пророку, тот повиновался Аллаху» (4:80)). Жизнеописание пророка и его ближайших последователей подтверждает: Божественное слово (переданное через Коран ли, через Мухаммада ли) должно неукоснительно выполняться. Идет ли речь о хадже («Я бы не поцеловал тебя (т. е. Черный Камень - Ф. Н.), если бы пророк (САС) не целовал тебя» (см. Сахих аль – Бухари, №1597)), или об уничтожении целого поселения («И возгласил пророк (САС): «кто покорен, тот не совершит намаз аль-аср, кроме как в (поселении) бани-Курайза» (Аль-сира аль-набауийа ли ибн Хишам. Газу бани Курайза. С. 234). В этой расправе было вырезано все мужское население еврейского племени бани-Курайза). Вот ислам, каким его видели сам Мухаммад и первые мусульмане.
На данный момент воплощением ислама первых его веков является саляфитская суннитская школа. Именно в этом движении, охватившем всю Саудовскую Аравию, проявляется один из главных принципов мысли, необходимых для такого понимания  ислама – «аль-накл йукаддам аля аль-аккл» (передача стоит над осмыслением). Эта школа  искореняет все, что не находит отражения в Коране и Сунне, не допуская даже хранение фотографий, кроме документальных целей, полагая, что «это может привести к  языческому поклонению им» («Аль-Таухид. Баб ма жа фи аль-мусаууирин).
Именно в этом отражается главная мысль, пронизывающая всю суть первых десятилетий ислама – «полная покорность»...

П. В.: Отношение к христианам внутри различных течений ислама одинаково или различается?
Ф. Н.: Чем ближе течение к первому смыслу исламской проповеди, тем более радикальны отношения приверженцев этого течения к исповедующим другие религии, в частности, к христианству. В Саудовской Аравии повсеместно культивируется отрицательный образ христианского мира и христианской веры. В школах дети слышат уверения, что христиане нечистоплотны, что они блудники и наркоманы, и что именно они – причина распущенности современного мира. А друзы-реформаторы, отвергающие по большому счету личность Мухаммада как таковую, с радостью принимают у себя соседа-католика и в горе и в  радости... Думаю, непредвзятый глаз увидит те самые знаменитые «10 отличий»...