ПЕРЕХОДЯТ ЛИ ИМАМЫ В ХРИСТИАНСТВО?


о. Георгий Максимов

Недавно на сайт «Православие и современность» поступил такой вопрос: «Известны случаи принятия ислама христианскими священнослужителями, но неизвестны случаи принятия христианства имамами. Были ли они? Может ли бывший имам стать священником?».

Действительно, некоторое время назад мусульмане широко разрекламировали переходы в ислам четверых бывших православных священников. Один из них, к слову, некоторое время спустя с покаянием вернулся в христианство. О другом доходят сведения, что он уже успел оставить и ислам, как прежде покинул христианство. Но, несмотря на это, информация об их переходе в ислам широко растиражирована в интернете, и еще не один год будет смущать умы людей.

При этом со стороны мусульман нередко звучат утверждения, что будто бы ни один имам или мулла никогда не переходил в христианство. Более того, многие из мусульманских активистов уверяют, что вообще ни один мусульманин, серьезно изучивший ислам, якобы не может предпочесть ему учение Христа-Спасителя. И что, якобы, те мусульмане, которые крестятся, являлись лишь «номинальными» и по-настоящему ислама не знали. Неудивительно, что подобные идеи смогли оказать влияние даже на православных пользователей интернета.

Стоить обратить внимание на то, что сравнение мусульманского культового служителя (мулла, имам) с православным священником некорректно. Поскольку в исламе нет таинств, то, соответственно, нет ничего подобного понятиям таинства священства, благодати и священнодействия, которые и составляют основу православного понимания священнического служения. Имам, по крайней мере, у суннитов, которых более 90% от общего числа мусульман,― это просто религиозно образованный человек, уровень знаний которого признали лица, пользующиеся авторитетом, а мусульманская община сделала его служителем в мечети.

Имам не проходит никакой инициации и не совершает никаких таинств. В мечети он лишь стоит впереди остальных и вслух читает те же самые молитвы и совершает те же телодвижения, что читают и совершают все религиозные мусульмане у себя дома. Кроме того, он произносит проповедь во время коллективной молитвы, заведует порядком в мечети, читает предусмотренные молитвы во время мусульманских праздников, при обрезании, на свадьбах и похоронах. Во всех его действиях нет ничего такого, чего не мог бы выполнить любой другой мусульманин, не являющийся имамом.

У православных же христиан все совсем по-другому. В таинстве священства человек получает особую благодать от Бога для того, чтобы совершать таинства, во время которых за видимыми действиями невидимо подается сила Божия, исполняющая дела, относящиеся к духовной реальности ― такие, как, например, прощение грехов или преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, соединяющих причащающегося человека с Богом. Ничего подобного в исламе нет.

Поэтому имамов корректнее сравнивать с раввинами, чем с православными священниками. А если искать параллели среди православных, то мы можем найти нечто подобное, если представим себе мирянина ― старосту храма, обладающего богословским образованием и исполняющего также обязанности чтеца на службе. Вот это будет более точным аналогом имама в исламе.

Но, конечно, случаи обращения в христианство имамов, как людей, обычно, более религиозно образованных, чем основанная масса мусульман, естественно вызывают интерес, как мы видим и на процитированном выше вопросе.

Такие случаи известны. Найти свидетельства о них можно в том же самом интернете, в котором сообщалось и об отпадении православных священников. Например, сайт «Иисус для мусульман» разместил сообщение одного из своих узбекских читателей, который свидетельствует: «Мне довелось общаться с одним узбеком, он сейчас в России. Был раньше муллой, а затем стал христианином. Из-за этого ему пришлось бежать из Узбекистана».

В свою очередь, сайт www.jesus.org.uk рассказал со слов шведского протестантского миссионера, что татарский мулла Мисха, родившийся на Урале, три года исполнял обязанности мусульманского священнослужителя, а затем, после пережитого им чуда, обратился в христианство.

Также сайт JesusChrist.ru сообщал об афганском мулле Фамире, который после освобождения Афганистана от талибов принял христианство. Это случилось благодаря его общению с христианином и чтению Библии.

Причина, почему эти люди не на виду, довольно проста ― достаточно вспомнить о недавнем случае, когда одна из ближневосточных мусульманских группировок публично объявила о том, что убила некоего имама, ставшего христианином. Эта угроза нависает над каждым из них из-за предписания «пророка» Мухаммеда, который в одном из «достоверных хадисов» (священных преданий для мусульман) сказал: «Если кто-то переменит свою религию, убейте его» (Сборник Бухари, 8.84.57).

Тем не менее, известен еще ряд имамов и мусульманских проповедников, которые стали христианами:

Имам Мустафа (ныне Марк Габриэл), бывший профессор Исламского Университета Аль-Азхар (Каир, Египет) ― одного из крупнейших центров мусульманского высшего образования. За обращение в христианство его пытались застрелить, но Марку удалось переехать в США, где он позднее написал книгу «Ислам и терроризм», опровергающую утверждение, что ислам является мирной религией.

Доктор Мухаммед Рахуми (ныне Сэмуэл Пол), бывший декан в Исламском Университете Аль-Азхар (Каир, Египет).

Хэмрен Эмбри, Индонезия, до обращения был председателем Мусульманского конгресса Калимантана, а также исполнял обязанности имама и проповедника в армии.

Имам эль-Факи, Судан, в 1998 г. за переход в христианство подвергся тюремному заключению, после чего начал проповедовать мусульманам-однокамерникам.

Имам Хаджи Хасман Мухаммед, Эфиопия, вместе со всей семьёй обратился ко Христу в 2003 г., за что подвергся избиению и разграблению имущества.

Мулла Ассад Уллах, Афганистан, случайно получив Библию, прочитал ее и уверовал во Христа, позже тайно крестился. В 2004 г. за переход в христианство был убит вместе с еще четырьмя афганцами-христианами, о чём сообщил агентству Рейтер представитель движения «Талибан» Абдуль Латиф Хакими.

Салех Хуссейни, Нигерия, бывший мусульманский имам, преследовавший христиан до тех пор, пока однажды сам не обратился ко Христу.

Имам Джемаль Зарка, Ближний Восток. Впервые познакомился с христианством, зайдя в церковь. Позднее уверовал и крестился, вместе со своей семьёй.

Имам Зак Гариба, был настоятелем мечети в Гане. В 2000 г. принял христианство, сейчас живёт в Канаде.

Имам Абдуллахи Ахмед, Саудовская Аравия, из семьи нигерийских мусульманских имамов, вырос и получил образование в саудовском королевстве, по возвращении на родину признался в своем решении стать христианином, тогда близкие решили убить его, что вынудило бывшего имама бежать из страны.

Эль-Аккад, Египет, мусульманский проповедник, после своего крещения весной 2005 г. был арестован и посажен в тюрьму, где до сих пор и пребывает.

Маулави Сулейман, Индия, мусульманский проповедник и полемист с христианством, позднее уверившийся в истине Евангелия.

Также известны и другие примеры имамов, переходящих в христианство. На английском и арабском языках есть целые форумы, созданные специально для бывших мусульман, где общаются те, кто покинул ислам. В сети выложены и видеозаписи, где бывшие имамы рассказывают о своем пути ко Христу.

На русском языке подобных форумов нет, может быть, отчасти поэтому и складывается впечатление, что мусульманские служители культа не обращаются в христианство. Хотя лично мне известен пример человека, который был муллой в одной из среднеазиатских республик бывшего СССР, затем уверовал во Христа, крестился, потом закончил семинарию, и ныне уже сподобился стать православным священником. Живет сейчас в России. По соображениям безопасности предпочитает не предавать огласке свой духовный путь.

В обращении имамов в христианство нет ничего невероятного. Ведь путь к Господу Иисусу Христу открыт для любого мусульманина, независимо от его национальности и степени знакомства с исламом, а также степени вовлеченности в мусульманскую общину. Многие служители мусульманского культа и яростные апологеты ислама убеждались и убеждаются по всему миру в истине неповрежденного Евангелия, возвещающего величайшее дело и подвиг любви Божией: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

И естественно, что нет никаких препятствий для получения духовного сана для человека, до крещения бывшего имамом. Разумеется, кроме тех требований, которые предъявляются к любому кандидату в священный сан.

Православные христиане, в отличие от мусульман, действительно обычно не устраивают шумихи по каждому случаю обращения имама или какого-нибудь значимого мусульманина в Православие. И вовсе не от лени, а потому, что Православие не нуждается в подобного рода внешних подтверждениях своей истинности ― его истинность подтверждается самим учением и тем, как оно влияет на жизнь каждого, кто искренне предался ему.