ОПРОВЕРЖЕНИЕ ЛЖИВЫХ ИЗМЫШЛЕНИЙ МУСУЛЬМАНИНА


В социальной сети «ВКонтакте» появился видеоролик с громким названием «Иисус об исламе! Предсказание Иисуса о появлении ислама», в котором очередной «дааватчик» пытается убедить зрителей в существовании библейских «пророчеств» об исламе, Мухаммаде и т.п. Основные сентенции ролика можно, сохранив грамматику, записать в следующем виде… В скобках оставлю небольшой комментарий, который поможет разобраться: прав ли мусульманин, создавший очередной шедевр даавата?!
Основные цитаты ролика:
«Нам известно, что Иисус Христос пришел с Евангелием Царствия Божьего».
«А что же означает Царствие Божие?»
«Буквально оно означает «Власть Божья» или «Правление Бога». Говоря простым языком, Иисус пришел с благой вестью о скором появлении Власти Бога (Правлении Бога)».
Приведенные автором ролика цитаты: «… и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14- 15)
«… благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк.4:43).
«Но что же конкретно имел в виду Христос?»
Смысл понятия «Царствие Божие» согласно автору ролика:
1. Рай (Мф. 8:11)
2. Истинная вера (Лк. 17:21)
3. ЗЕМНАЯ ДЕРЖАВА, ОСНОВАННАЯ НА БОЖЬИХ ЗАКОНАХ, ПИСАНИИ БОГА (Мк. 1:15; Мф. 6:9; Деян.1:6; Дан. 7:27; 3Цар.8:60)
«В библейском употреблении это слово всегда означает предсказанную Богом мировую державу» (V.I. - С чего вдруг, когда автор предложил три смысловых варианта?).
«Внимательное изучение Библии приводит нас к выводу, что Царствие Божие есть не что иное, как мировая монархия, которую Бог установит на земле посредством своего посланника» (V.I. – Откуда взялся надуманный «посланник», когда цитаты, использованные автором ролика, молчат о нем?).
«Далее Иисус говорит иудеям: «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…» (Мф.21:42-43). Здесь Христос сообщает, что править в Царствии будут не израильтяне, а другой народ, «приносящий плоды его».
«Также Иисус сравнивает этот народ с камнем, которые отвергли строители».
«Что это за народ?»
«Вы думаете, что этот народ - христиане?»
«Но «народ» в первую очередь означает «нация», а не религиозная принадлежность» (V.I. – Нация? С чего вдруг?).
«Нет сомнения, что этот народ – это арабы, по двум причинам: 1. Арабы – так же, как и израильтяне, - являются потомками патриарха Авраама. И поэтому, если Господь отнимет Царство у одних, то куда разумнее и справедливее отдать его другим потомкам Авраама, нежели грекам или римлянам».
2. «Арабы являются потомками от второй жены Авраама, которую звали Агарь (Хаджар), переводится как «камень» (V.I. - ?). «Камень, отвергнутый строителями» это суть Агарь и ее потомство, «отвергнутая» и оставленная в пустыне со своим сыном Измаилом. Вот он тот роковой: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф.21:42).
«Таким образом, Иисус (…) предсказал приход Пророка Мухаммада (…) с религией Авраама и пророков, и установлении Государства Единобожия на обетованных землях. Со всеми его атрибутами: законодательной, судебной и исполнительной властью, с армией и т.д. Оплот преданных Единому Богу из всех народов и племен. С центром в Новом Иерусалиме – Мекке. (Коран, 61:6)» (V.I. –Вывод, явно «притянутый за уши»).
Просмотрев мусульманский ролик, можно сделать вывод, что последователи Мухаммада ждут установления «царства» Аллаха – земного государства, в котором будут сохранены абсолютно все человеческие институты, призванные поддержать его существование. Именно это государство видится автором ролика в словах Библии о Царствии Божьем. Перед тем как исследовать сами сентенции проповедника, дадим опровергающую посыл видеоролика характеристику указанному мусульманскому учению, исходя из отношения Церкви к хилиазму.
Признаки чувственного хилиазма: тысячелетнее царство Иисуса Христа на земле, восстановление Иерусалима в прежнем величии и блеске, исполнение всех предписаний и постановлений обрядового закона Моисеева со всеми Ветхозаветными жертвами, блаженство праведников должно будет состоять тогда во всевозможных чувственных радостях и наслаждениях. В таком виде учение появляется впервые у еретика апостольского века Керинфа, потом встречается в иудействующих сектах первых трех веков христианства, во многих произведениях апокалиптической литературы того времени. Подобные мнения зародились в христианской среде на основе иудейских представлений мессианского царства и развивались среди иудействующих сект первых трех веков. Церковь в лице многих святых отцов выразила осуждение подобного учения о тысячелетнем царстве Христа: например, блж. Иероним пишет: «Если мы будем следовать плотскому толкованию, необходимо согласиться с иудейскими выдумками, что Иерусалим будет вновь отстроен, и в храме будут приноситься жертвы, и, после отмены духовного почитания, будут соблюдаться плотские ритуалы». Кроме того, на II Вселенском Соборе Церковь осудила еретические суждения Аполлинария, в том числе и следующее: «задолго до кончины мира Христос придет на землю, поразит антихриста, воскресит праведных и будет царствовать с ними (чувственно) тысячу лет, потом воскресит грешных и осудит их». Протопресвитер Михаил Помазанский связывает появление слов Символа Веры: «Его же Царствию не будет конца» - именно с осуждением хилиазма Аполлинария.
Конечно, ошибочное мнение автора видеоролика о существовании земного царства, под которым следует понимать халифат, не является абсолютным аналогом лжеучения еретиков первых веков христианства, но наблюдаются то же основание и, возможно, то же происхождение – из иудейской среды, с которым прикасался ислам в самый ранний свой период. Мусульмане стремятся возродить халифат – государство ислама и закона шариата, которое интерпретируется ими как осуществление власти Аллаха на земле. Этот халифат напоминает нам чувственное тысячелетнее царство Христа, где возрожден ветхозаветный закон (шариат) и восстановлен Иерусалим в былой своей славе. Автор ролика также упоминает Новый Иерусалим, прилагая это имя к Мекке. Сам факт описания Царствия Божьего как мусульманского государства подтверждает наличие элементов ереси хилиазма в самом исламе. Более того, представления мусульман о рае с гуриями видится чуть ли не прямым заимствованием с ереси Керинфа.
После первого просмотра обсуждаемого ролика можно заметить, что автор предусмотрительно приводит цитаты Писания с одним определенным наименованием царства – «Царствие Божие». Однако в Священном Писании одно и то же царство носит и второе имя – «Царство Небесное»! В различных Евангелиях понятие «Царствие Божие» и «Царство Небесное» совпадают по смыслу: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» (Мф.3:2); «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» (Мф.4:17); «и говоря, что исполнилось время и приблизилось ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15); «говорите им: приблизилось к вам ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ» (Лк.10:9); «однако же знайте, что приблизилось к вам ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ» (Лк.10:11).
В одном и том же смысле в разных Евангелиях употребляются два понятия и далее: «Блаженны нищие духом, ибо их есть ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ» (Мф.5:3) и «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ» (Лк.6:20). Термин «Царство Небесное» упоминается только в Евангелии от Матфея. Однако и в этой книге Нового Завета можно найти второй термин, смысл которого соответствует тому, что пишут остальные евангелисты, употребляя понятие «Царствие Божие»: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33) и «наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31); «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24) и «ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк.18:25). То есть Священное Писание христиан указывает: Царство Божие является «небесным», духовным, а не земным государством со всеми его человеческими институтами, как описывает автор видеоролика.
В Священном Писании можно найти следующие характеристики Царствия Божьего (Царства Небесного)…
Царство Небесное связано с Иисусом Христом: «и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф.3:2-3).
Царство принадлежит Иисусу Христу и не связано с земным миром, и не может быть установлено с помощью оружия: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36); «ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет.1:11).
Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа: «…истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…» (Ин 3:1-8) – не может войти тот, кто не будет крещен.
Оно не является принадлежностью только иудеев или арабов, но многих народов: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11).
Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: «И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков» (Откр.11:15).
Царство Божие не может быть земной монархией с «законодательной, судебной и исполнительной властью и армией», ибо не придет приметным образом: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21).
Верующий во Христа введен в Его Царство: «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол.1:13), где торжествуют «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14:17).
Царство Божие предполагает жизнь на «небесах»: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп.3:20-21); «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол.3:1-3).
Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит детям: «Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19:14); «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф.18:3-4). Вряд ли подобная характеристика предполагает наличия армии и судебной системы в Царствии Бога.
Приход Царства Божьего связан с необходимостью покаяния и веры в Евангелие: «и говоря, что исполнилось время и приблизилось ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:15).
Царство Божие и есть учение Христа: «Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан» (Лк.4:43); «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк.1:14); «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13).
В Царство Божие входит всякий праведник со времени земной жизни Иисуса Христа: «Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Лк.16:16); «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11:12).
Царство Божие увидели современники Иисуса Христа: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк.9:1); «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27), то есть увидели задолго до рождения Мухаммада.
Царство Божие, в своей силе и славе, НЕ связано с «земной» жизнью людей: «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:28); «Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» (Мк.14:25); «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (1 Кор.15:50).
Царство Божие связано с вечной жизнью на «небесах»: «И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?.. все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Лк.18: 18, 22-24).
Что же ждет в Царстве Бога верующих людей? В Евангелии от Иоанна сказано: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14, 2-3). Господь будет с верующими в Него. Он будет с христианами в вечности, если они сподобятся войти в Царство славы.
Таким образом, Новый Завет ясно говорит, что Царствие Божие будет духовным, не связанным с какими-то атрибутами власти человека на земле или государственными институтами, присущими любой монархической системе, о которой с таким пиететом возвещает автор видеоролика. Поэтому слова мусульманина: «В библейском употреблении это слово всегда означает предсказанную Богом мировую державу… Внимательное изучение Библии приводит нас к выводу, что Царствие Божие есть не что иное, как мировая монархия, которую Бог установит на земле» - не соответствуют истине. Господь Иисус Христос говорил о духовном, «небесном» Царстве, а проповедуемое мусульманином царство можно лишь сравнить с земным миром, князем которого является дьявол (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11). Нет и речи о том, что Иисус Христос говорил о мусульманском халифате или ином земном государстве.
В качестве свидетельства верности выводов мусульманина о значении термина «Царствие Божие» проводятся следующие цитаты: Мк. 1:15; Мф. 6:9; Деян.1:6; Дан. 7:27; 3Цар.8:60. Определим их контекст и смысл.
1. Автор ролика приводит следующие вырванные из контекста слова: «…приблизилось Царствие Божие…» (Мк.1:15), - утверждая, что речь идет о мировой державе. Представим небольшой контекстуальный отрывок:
«После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк.1:14-15). Оказывается, Царствие Божие связано с покаянием и проповедью Евангелия и веры в него. Как известно, в Евангелии нет ни одного призыва со стороны Иисуса Христа к созданию какой-либо мировой державы, да и само Евангелие не предполагает ничего того, о чем мечтает автор ролика.
2. «Молитесь же так: … да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:9). Данные слова являются частью молитвы «Отче наш», которой были научены ученики Иисуса Христа. До сих пор эта молитва является отличительным признаком христианина от иноверных. Вряд ли Иисус Христос мог пророчествовать об исламском государстве, научая Своих последователей словам этой молитвы. Для того чтобы понять смысл указанной цитаты, представим уже здесь упомянутые стихи: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17).
«не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:20-21).
«Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1, 14—15). То же и у евангелиста Луки (Лк. 10, 9—II).
Митрополит Вениамин Федченков пишет: «Что же означает это слово ―приблизилось? Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё, -даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им ―о Царствии Божием. И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: ―Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян. 1, 6). В ответ на это Он сказал им ясно: ―Вы примете силу, когда найдет на вас Дух Святый (Деян. 1, 8). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошел Дух Святой в виде огненных языков, и они ―начали говорить на иных языках (Деян. 2, 3—4). О Нём Господь предсказывал и раньше, в праздник кущей (Ин. 7, 2), говоря: ― Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (см. Ис. 12, 3; Поил. 3, 18). Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин. 7, 37—39)».
Приведенные цитаты и толкование указывают, что христиане словами «да приидет Царствие Твое» призывают благодать Святого Духа, а не молятся о земном государстве. «Царствие Божие, или Благодать Духа Святого, одно и то же. И можно сказать теперь, что Царствие Божие – есть Благодатное Царство (а не земное)» - поясняет митрополит слова молитвы «Отче наш».
3. «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1, 6).
Действительно, апостолы, как и все иудеи того времени, ошибочно предполагали, что Мессия должен установить Свое Царство на земле. В предыдущем пункте было указано, что Царство Божие осуществляется на земле в принятии благодати Духа Святого, о чем сказано в 8 стихе той же главы книги Деяний. Кроме того, нам известно, что Царство Мессии не от мира сего: ««Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36).
4. «Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (Дан.7:27). Автор ролика упоминает слова и из Ветхого Завета, указывая на знание пророка Даниила о будущем Царствии Божьем. Конечно, пророк знал и описывал Царство Мессии, которое, как мы выяснили, не имеет отношение к какой-либо земной мировой державе!
Комментируя слова цитаты Мф.21:42-43, автор ролика пытается доказать, что в «Царствии Божьем» будут править арабы, как избранная Аллахом нация… «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его…». Обратим внимание на причины, упомянутые автором, которые должны нас удостоверить в правоте выводов мусульманина.
1. Автор ролика решил, что единственной «нацией», упомянутой в отрывке Мф.21:42-43, могут быть только арабы. Определим: о каком народе идет речь в цитате?!
Господь Иисус Христос призывает апостолов: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20); «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1:8). Господь заповедует ученикам проповедовать Евангелие Царства Божьего всем народам: «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф.8:11). Представители всех народов, ставшие христианами, и образуют народ Божий, о котором апостол Петр говорит:
«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9-10). Подтверждением данного вывода послужат слова апостола Петра, записанные в том же самом отрывке и разъясняющие слова разбираемой цитаты Мф.21:42-43. «Приступая к Нему (Иисусу), КАМНЮ ЖИВОМУ, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом. Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ, НО КОТОРЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА, КАМЕНЬ ПРЕТЫКАНИЯ и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1Пет.2:4-8). Данная цитата открывает, что камнем преткновения является не Агарь, как думает автор ролика, а сам Господь Иисус Христос. Кроме того, последняя цитата 1Пет.2:4-8, как и продолжение - 1Пет.2:9-10, указывает, что народом, упомянутым в Мф.21:42-43, которому будет дано Царство Божие, является народ Божий – христиане, а не какая-то определенная нация.
2. Желая приписать пророчество Мф.21:42-43 арабам, автор пошел на откровенную ложь, сказав, что имя Агарь переводится как «камень». Эта ложь дала мусульманину основание утверждать, что потомки Агарь, арабы, и являются тем «отвергнутым камнем», упомянутым в разбираемой цитате. Однако еврейское имя «Агарь» переводится как «бегство», «беглянка» - имя напоминает о бегстве служанки от ее госпожи Сарры.
Таким образом, представленный разбор лишает автора всякого основания считать, что в цитате Мф.21:42-43 присутствует пророчество об арабах или исламе. Подобного пророчества нет и во всей Библии: Иисус Христос никогда ничего не говорил ни об исламе, ни об арабах, ни о Мухаммаде. Все цитаты, приведенные автором ролика, не пророчествуют о земном государстве с человеческими институтами власти, но, наоборот, контекст всех книг Нового Завета свидетельствует, что Царство Божие – духовное, «небесное», благодатное царство, не имеющее никакого отношения к какой-либо земной монархии, тем более - к мусульманскому халифату.

Составитель Венецианец Ихтис