воскресенье, 20 января 2019 г.

ПРООБРАЗЫ ЕВХАРИСТИИ И ПРОРОЧЕСТВА О НЕЙ В КНИГЕ БЫТИЯ

Источником прообразов Евхаристии является, конечно же, Библия — Ветхий Завет. Множество отсылок к будущему самому главному Таинству Церкви содержится на его страницах. Здесь мы поговорим о прообразах из книги Бытия, а немного позднее обратимся к другим книгам Ветхого Завета, опираясь при разборе библейских стихов на труды святых отцов, как древних, так и более современных.



Содержание:

  • Древо жизни (Быт. 2:9)
  • Жертва Авеля (Быт. 4:4)
  • Жертва и опьянение Ноя (Быт. 8:20-21; 9:20-21)
  • Приношение Мелхиседеком хлеба и вина (Быт. 14:18-20)
  • Заключение Завета с Авраамом (Быт. 15:9-18)
  • Трапеза, уготованная Иосифом для братьев (Быт. 43:31-34)
  • Пророчество Патриарха Иакова (Быт. 49:11-12)

  • Всемогущий Бог является Виновником творения всего существующего. Господь по преизбытку Своей любви восхотел, чтобы были и другие существа, причастные Его блаженству, и поэтому совершенно добровольно привел из небытия в бытие Вселенную, но поскольку наш праотец Адам согрешил против заповеди Господней, то увлек за собой в погибель все последующие человеческие роды. Милостивый же Господь не оставил Свое творение в руках диавола: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4-5).
    Плодами домостроительства нашего спасения Господом стали Воплощение, Искупление, Воскресение, ниспослание Святого Духа, основание Церкви. Говоря о Церкви, следует понимать, чем Она является. По определению святителя Филарета Московского, Она есть «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами» [1]. Каждый из этих аспектов Церкви имеет свое воплощение в главном богослужении, в главном деле Церкви — Божественной Литургии.
    Церковь есть «от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами»
    Все, о чем сказал святитель Филарет, присутствует в Литургии. «От Бога установленное общество людей» — мы верим, что Церковь наполняют люди, лично избранные Самим Богом, как Сам Он сказал: Я избрал вас от мира (Ин. 15:19). «Соединенных православной верой» — в Божественной Литургии Церковь учит нас исповедовать всем собранием никео-константинопольский Символ Веры. «Законом Божиим» — Церковь в Литургии учит нас исполнять его: это научение проявляется в чтении определенного зачала из Евангелия и Апостола с последующей проповедью. «Священноначалием» — предстоятелем в общественном богослужении, а особенно в служении Евхаристии, является епископ или пресвитер, предстоящий собранию от лица епископа. «Таинствами» — на евхаристическом собрании верных совершается Таинство Таинств: принесенные в жертву Богу хлеб и вино становятся Телом и Кровью Самого Бога и верные причащаются этих Святых Даров. В этом заключается вся суть христианства и Нового Завета: народ Божий соединяется с Богом, становится с Ним одним целым, соделывается причастником Божеского естества (2 Пет. 1:4).
    Итак, Божественная Литургия, Таинство Причастия, есть средоточие всего христианства в целом. Но следует сказать, что это Таинство не появилось случайно, без всякого на то основания. Да, «Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере (см.: Мф. 26:26-28; Лк. 22:19-20)», как об этом говорят все учебники по догматическому богословию и, в частности, учебник протоиерея Олега Давыденкова [2], но при этом оно имеет и более древние корни: тема питания, вкушения пищи, тема совместных и культовых трапез — занимает заметное, если не сказать одно из центральных мест, в ветхозаветной религиозной практике.
    Главной частью Ветхого Завета являются «законоположительные книги», те, которые традиционно называются Пятикнижием Моисея, писавшего их по вдохновению Духа Святого [3].
    Применительно к нашей теме следует отметить, что в Пятикнижии имеется немало прообразов Евхаристии. Важно понимать, что примеры, которые дает нам Священное Писание, не всегда оригинальны по отношению друг к другу, то есть ряд прообразов, которые были отмечены в первых книгах Ветхого Завета, не являются отдельными друг от друга. В большей мере каждый прообраз упоминается много раз. Этот же принцип будет прослеживаться и в исторических книгах Ветхого Завета.
    Это связано с тем, что, по утверждению большинства христианских экзегетов, смысловым центром Священного Писания (как Нового, так и Ветхого Завета) является Личность Господа Иисуса Христа. В рамках Нового Завета кардинально переосмысляется Ветхий Завет, и в христианскую эпоху он воспринимается как тень будущих благ (Евр. 10:1). Таким образом, ветхозаветная история наполнена образами, архетипом которых, по замыслу Самого Творца, является пришествие Мессии и какие-либо аспекты Его спасительного подвига.

    ДРЕВО ЖИЗНИ (БЫТ. 2:9)

    Первый прообраз Таинства Евхаристии мы встречаем на первых страницах Библии, где описывается состояние мира, еще не поврежденного грехом прародителей. Там сказано: И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2:9).

    Божественная Литургия, Таинство Причастия, есть средоточие всего христианства в целом

    Патриарх Герман Константинопольский в своей гимнографии предоставляет толкование термина древо жизни так: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение градежа разрушися, пламенное оружие плещи дает, и Херувим отступает от древа жизни, и аз райския пищи причащаюся, от негоже произгнан бых преслушания ради...» [4]. В данной стихире патриарх Герман показывает, что Христос для нас и есть Древо Жизни. А плоды этого Древа Жизни — Его Тело и Его Кровь, Которые становятся для нас плодами бессмертия. Именно так уже ранние Отцы Церкви видели в причащении Тела и Крови Христовых залог воскресения и жизни вечной. Дополняя последнюю мысль, отметим, что сщмч. Игнатий Богоносец в послании к Ефесянам называет Евхаристию «врачевством (или лекарством) бессмертия» [5]. Причащение, таким образом, сочетает аспекты сотериологический («врачевство») и эсхатологический («бессмертие»).
    Подобно цареградскому святителю говорит и ученик Симеона Нового Богослова, преподобный Никита Стифат: «Итак, посредине его посажено Древо Жизни и другое насаждение, называемое Древом познания добра и зла. Какие же они? Внемли разумно. Древо Жизни это сам Бог, Создатель всего, как написано: Бог посреди его — он не поколеблется (Пс. 45:6)» [6].
    Эту же мысль в своей проповеди очень поэтично излагает святитель Кирилл Иерусалимский: «Младенца вижу, приносящего законную Жертву на земле, но Его же вижу принимающим жертвы от всех на небесах... Сам Он — Дары, Сам — Архиерей, Сам — Жертвенник, Сам — Очистилище, Сам — Древо Жизни и Познания, Сам — Меч Духа, Сам — Пастырь» [7].
    Что касается вопроса о судьбах Евхаристической Жертвы в жизни Будущего века, Божественное Откровение показывает нам, что как до грехопадения, так и после Страшного Суда верным Агнцу будет дано древо жизни: Среди улицы его, и по ту, и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать [раз] приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева — для исцеления народов (Откр. 22:2). Конечно, в грядущей реальности Нового Неба и Новой Земли той прежней, храмовой Литургии уже не будет.
    Но это не значит, что исчезнет, упразднится само Евхаристическое Приобщение. Напротив, степень нашего единения, общения со Христом в жизни Будущего века возрастет и увеличится еще более, чем это даруется православным христианам теперь. Именно об этом поют и молятся христиане в праздник Светлого Христова Воскресения: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило! Подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни Царствия Твоего» [8]. В День Суда Тело Господне, прежде зримое только как вкушаемый причастниками Хлеб Евхаристии, явственно откроется миру уже во всей славе Своего обожения. Как пишет святой праведный Николай Кавасила, «сей самый хлеб, сие самое Тело. явится тогда на облаках перед очами всех, и подобно молнии, в одно мгновение времени на востоке и западе, покажет Свою красоту» [9].

    Смысловым центром Священного Писания (как Нового, так и Ветхого Завета) является Личность Господа Иисуса Христа

    Святоотеческому учению последует и А.П. Лопухин: «Помимо своего действительного исторического существования дерево жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви, получило таинственно-прообразовательное значение, указывая на таинство Евхаристии как на спасительный плод этой крестной жертвы, ведущей в жизнь вечную» [10].

    ЖЕРТВА АВЕЛЯ (БЫТ. 4:4)

    Следующий прообраз Таинства Причастия мы видим в мире, уже поврежденном грехом. Тогда человек впервые совершил величайшее по своей значимости дело — он принес жертву. Библия говорит об этом так: Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его (Быт. 4:4). Тема принесения жертвы является одной из ключевых тем всего Ветхого и Нового Завета. Она также значительна в вопросе прообразов и пророчеств о Евхаристии.

    Христос для нас и есть Древо Жизни

    Как писал протопресвитер Александр Шмеман, «жертвоприношение есть древнейшие и исконнейшее священнодействие, которое с первых дней существования человеческой истории составляет сердцевину всякой религии. Где бы и когда бы ни обращался человек к Богу, он неизменно ощущал потребность принести Ему в дар и жертву самое драгоценное из того, что он имел, самое насущное для своей жизни» [11].
    Итак, первый убиенный в истории человечества, праведный Авель принес жертву Всевышнему. Прообраз Евхаристии в этом действии видит святитель Василий Великий. В последовании Божественной Литургии, усваиваемом его имени, есть «Молитва приношения, по поставлении на св. Престоле Божественных Даров», в которой сказано: «Якоже приял еси Авелевы дары, сице и от рук нас грешных приими дары сия во благости Твоей Господи» [12]. То, что эта молитва действительно принадлежит великому учителю Церкви, доказал профессор Ленинградской Духовной Академии Н.Д. Успенский [13].


    Также следует отметить, что сам Авель является прообразом Христа. Доказательство тому мы находим в Священном Писании. Как голос крови Авеля вопиет к Богу Отцу от земли (Быт. 4:10), так и Пречистая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха (1 Ин. 1:7), Ею Сын Божий приобрел вечное искупление (Евр. 9:12).

    ЖЕРТВА И ОПЬЯНЕНИЕ НОЯ (БЫТ. 8:20-21; 9:20-21)

    Следующая жертва, описанная в Ветхом Завете, также является прообразом Таинства Благодарения. Это жертва праведного Ноя, описанная в восьмой главе книги Бытия: И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание (Быт.8: 20-21).
    Ной принес жертву после окончания Всемирного потопа. Принес ее, с одной стороны, как символ полного совершенного покаяния за грех человечества, послуживший причиной потопу, с другой — как изъявление благодарности Богу за спасение и выражение полной покорности и послушания Его святой воле.

    Так и в Евхаристии главным образом совершается благодарение о спасении нас Господом

    Так и в Евхаристии главным образом совершается благодарение о спасении нас Господом, ведь до пришествия Христа и Его Искупления все человечество находилось во «всемирном потопе» греха и тления. Как сказано в анафоре Литургии свт. Иоанна Златоуста, «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя и Единороднаго Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго» [14].
    Наконец, прообраз Евхаристии в опьянении Ноя видит сщмч. Киприан Карфагенский. Он связывает евхаристический смысл этих слов Писания с «предызображением страданий Господа», с «таинством жертвоприношения» на Голгофе [15].

    ПРИНОШЕНИЕ МЕЛХИСЕДЕКОМ ХЛЕБА И ВИНА (БЫТ. 14:18-20)

    Одним из самых главных, известных и распространенных прообразов Евхаристии в Ветхом Завете является сюжет, в котором Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил Аврама, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (Быт. 14:18-20).
    Образ Мелхиседека так таинственен, как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что на этот счёт существует множество разнообразных мнений. Преподобный Ефрем Сирин вслед за поздним еврейским преданием, отраженным в таргумах (таргум — арамейский перевод Библии, входящий в еврейскую традиционную литературу. — Прим. ред.) [16], говорит, что царь Салимский является престарелым патриархом Симом, и приводит по этому поводу весьма веские доказательства: «Поскольку дни жизни Мелхиседека простирались до времен Иакова и Исава, то вероятно сказанное, что Сим и являлся им» [17]. А по словам святителя Димитрия Ростовского, «Ориген и Дидим считали 

    Профессор А.П. Лопухин приводит две точки зрения, которые расходятся с традиционным толкованием

    Мелхиседека за ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой, почему они и получили название "мелхиседекиян"» [18]. Подводя итог, следует сказать, что единое мнение по этому вопросу получить сложно, поскольку само Писание говорит о Мелхиседеке в высшей степени таинственно: Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда (Евр. 7:3). Во всяком случае, можно сказать, что лицо это несомненно историческое и что он был человеком.
    Если же говорить о жертве Мелхиседека, то святитель Филарет (Дроздов) утверждает, что, хотя апостол и умолчал о евхаристическом прообразе хлеба и вина, но все же многие видят в этом образ Бескровной Жертвы [19].
    Однако профессор А.П. Лопухин приводит две точки зрения, которые расходятся с традиционным толкованием. Первая состоит в отрицании символического действия за принесением вина и хлеба и понимает это событие просто как доставку провианта отряду Аврама. Вторая также заключается в непризнании евхаристического прообраза, в силу того, что Мелхиседек приносит дары человеку, а не Богу [20]. Первое объяснение нельзя признать состоятельным потому, что, исходя из буквы Писания ниоткуда не видно, что отряд Аврама имел необходимость в подкреплении пищей, особенно учитывая, что человек он был очень богатый. При этом, даже если считать, что эта версия толкования верна, то сомнительно, что хлеба и вина у Мелхиседека хватило бы на триста восемнадцать рабов Аврама, рожденных в доме его (Быт. 14:14).
    Классическое святоотеческое видение данного отрывка Священного Писания мы находим в творениях сщмч. Киприана Карфагенского: «О том, что Мелхиседек был прообразом Христа, свидетельствует в Псалмах Дух Святой: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. Этот чин [совершения Евхаристии. — Прим. авт.] происходит от этого жертвоприношения, поскольку Мелхиседек был священником Бога Всевышнего и принес хлеб и вино и благословил Авраама. Ибо кто по преимуществу есть священник Всевышнего Бога, как не Господь наш Иисус Христос, Который принес жертву Богу Отцу и принес то же, что принес и Мелхиседек — хлеб и вино, то есть Свои Тело и Кровь?» [21]. Со святым Киприаном полностью согласен другой великий святой отец Западной Церкви Аврелий Августин, написавший: «В этом случае впервые объявилось о жертве, которую в настоящее время христиане приносят Богу по всему миру» [22].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА С АВРААМОМ (БЫТ. 15:9-18)

    Следующим, пятым прообразом Евхаристии является отрывок из книги Бытия, где Создатель повелевает Авраму принести животных (телицу, козу, овна и т.д.) в жертву, а в ответ в этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата (Быт. 15:9-18). Главными пунктами данного события представляются заключение завета и обещание Господа даровать потомкам Аврама Землю обетованную.

    Один из самых ярких прообразов Евхаристии заключается в трогательном повествовании об Иосифе и его братьях

    Этот отрывок можно считать прообразом Евхаристии, т.к.  во всех синоптических Евангелиях, в первом послании к Коринфянам, а также в послании к Евреям упоминается, что Новый Завет устанавливает Бог и Человек в Крови Иисуса Христа, за нас пролитой. А это является реализацией и подтверждением того завета с Аврамом, который прообразовательно был совершен в принесении трехлетней телицы, козы и овна. И как следствие, дарование последователям Мессии истинной «земли обетованной» — Нового Иерусалима, вечного Царствия Божия, куда Христос, Первосвященник будущих благ... не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление (Евр. 9:11-12).



    ТРАПЕЗА, УГОТОВАННАЯ ИОСИФОМ ДЛЯ БРАТЬЕВ (БЫТ. 43:31-34)

    Один из самых ярких прообразов Евхаристии заключается в трогательном повествовании об Иосифе и его братьях, которые продали юношу в рабство в Египет. По прошествии многих лет, Иосиф, благодаря Божиему Промыслу и своей мудрости, стал вторым человеком после фараона, который назначил его правителем-наместником страны. Иосиф стал распоряжаться всем богатством фараона, и умножалось это богатство каждый день. Он мудро распределял финансовые средства, а за семь лет небывалого урожая в Египте скопил великое множество зерна. А когда прошли годы изобилия, наступили семь лет голода во всех землях, кроме египетской, потому что Иосиф отворил все житницы и стал продавать хлеб египтянам и всем желающим — люди из разных стран стали приходить в туда, чтобы купить себе пропитание. Господь попустил случиться голоду и в земле Ханаанской, где жил отец Иосифа Иаков с семьей. Узнав, что в Египте есть хлеб, он отправил туда сыновей. И одиннадцать братьев пришли к Иосифу, которого они не узнали, поскольку не могли и помыслить, что тот юноша, которого они бросили в ров, а затем продали в рабство, станет вторым человеком в Египте и именно к нему им придется идти для того, чтобы получить хлеб.
    Пророк Моисей очень подробно и эмоционально описывает сцену, когда Иосиф увидел своих старших братьев. Он сразу их узнал, хотя и не подал виду. Но при виде младшего брата Вениамина на глаза у него навернулись слёзы и, чтобы скрыть их, Иосиф выбежал из комнаты, долго плакал, потом вернулся и снова беседовал со своими братьями. После же Иосиф велел устроить трапезу для них, где сам им прислуживал. На этой трапезе братья исполнились пресыщения от кушаний и питья.

    Библейский Иосиф — прообраз Господа Иисуса Христа, Которого его же братья предали на смерть и Которому хотели сотворить зло

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) усматривает в этом «духовную трапезу Христа Спасителя, предлагаемую христианам на Божественной Литургии. Господь благоволил соделаться братом нашим, Он приобрел владычество над миром — таинственным Египтом, — а братьям Своим, которые страждут под бременем греха, уготовал трапезу и упоявающую державную чашу (Пс. 22:5), Пресвятое Тело Свое и Пресвятую Кровь Свою. Христиане, причащаясь этой Божественной пищи, причащаются живота вечного, освобождаются от грехов и, в упоении наслаждением духовным, забывают скорби, гнетущие их при странствовании в Египте — в стране чужой, в стране изгнания: эта страна, исполненная горестей и бедствий, видимых и невидимых — жизнь земная» [23].
    Библейский Иосиф — прообраз Господа Иисуса Христа, Которого его же братья предали на смерть и Которому хотели сотворить зло. Но это зло обернулось для них же и для всего рода человеческого великим благом, потому что Новый Иосиф — Господь Иисус Христос призвал ко спасению не только народ израильский, но и все человечество, и не земным хлебом напитал Своих последователей, а тем небесным Хлебом, которым питаются верные и поныне, когда приходят в храм на Евхаристию. Господь щедро раздает нам этот Хлеб всякий раз, когда мы Его взыскиваем. Он, как Иосиф, никому не ставит в вину грехи, что стали причиной Его смерти: ни людям, жившим до Него, ни тем, которые были непосредственными виновниками Его смерти, ни нам, распинающим Его своими грехами.

    ПРОРОЧЕСТВО ПАТРИАРХА ИАКОВА (БЫТ. 49:11-12)

    Заключительный прообраз Божественной Евхаристии в книге Бытия находится в таинственном пророчестве умирающего патриарха Иакова о сыне его Иуде: Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы от молока (Быт. 49:11-12). Тот, у кого «уста как огонь, сияющие благодатью» [24] в своих беседах так проповедовал своим прихожанам: «Благословение, данное Иуде, таинственно: оно предзнаменовало все то, что относится ко Христу» [25]. Ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, блаженный Феодорит Кирский, считает, что патриарх Иаков предсказывает страдание Мессии: «Тело Его именует одеждою, а кровь — вином, как и таинственное вино Владыка назвал кровью. Но послушаем Евангелиста Иоанна, который извещает, что, когда воин пронзил ребро Его, изыде кровь и вода (Ин. 19.34). Сии потоки были источены телом; посему-то Патриарх говорит: исперет вином одежду свою. Потом показывает веселие, какое произойдет от страдания. Радостотворны очи Его от вина, потому что спасительное страдание — веселие для вселенной» [26].
    По Клименту Александрийскому, «сказано, что Он привязал к виноградной лозе осленка, то есть простой и неразумный народ привязал к Слову, Которое иносказательно обозначается через виноградную лозу. Действительно, виноградная лоза дает вино, так же, как и Слово — Кровь; и то, и другое — питие для людей во спасение: вино — для тела, а Кровь — для духа» [27]. Здесь аллегорически явлена тема Причастия. Осленок — языческие народы, привязывается к Виноградной Лозе (Ин.15:1) — Христу, и таким образом спасается. Моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое: «Что же другое здесь означает кровь гроздия, как не вино чаши Господней Крови?» [28].
    Далее для понимания библейского текста сщмч. Киприан Карфагенский размышляет о словах пророка Исайи: «Почто червлены ризы твоя и одежды твоя яко от истоптания точила, полнаго и утоптанного ногами (Ис. 63:2-3). Здесь говорится о вине с той целью, чтобы обозначить им Кровь Господню и чтобы предсказать через пророков то, что после имело открыться в чаше Господней, а выжимание винограда в точиле и топтание показывают, что, как мы не имели бы возможности пить вина, если бы предварительно виноградная кисть не была истоптана и выжата, так точно не могли бы мы вкушать Пречистую Кровь Христову, если бы Христос не был прежде "истоптан и выжат", если бы Сам прежде не пил чаши, которую имел преподавать верующим (Мф. 20:22; Лк. 22:42)» [29].

    Итак, мы рассмотрели прообразы и пророчества Евхаристии, содержащиеся в книге Бытия. Далее будут рассмотрены отрывки из других ветхозаветных книг, и каждый каждый смысловой отрезок повествования мы также проанализируем, опираясь на святоотеческие толкования и богословские работы дореволюционных, а также современных авторов.
    Ярослав Мордовцев
    Ключевые слова: Евхаристия, пророчество, прообраз, Библия, книга Бытия, Ветхий Завет


    [1] Филарет (Дроздов), свт. Пространный Православный Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви. — М.: Сибирская благозвонница, 2012. — С. 64.
    [2] Олег Давыденков, прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. — С. 552.
    [3] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. — М.: Лепта-Пресс, 2004. — С. 25.
    [4] 25 декабря. Великая вечерня. Первая стихира на «Господи воззвах». // Минея декабрь. — Ч. 2. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011. — С. 333.
    [5] Игнатий Богоносец, сщмч. Послание к Ефесянам. Глава 20. // Писания мужей апостольских. — Рига: Латвийское библейское общество, 1994. — С. 316.
    [6] Никита Стифат, прп. Трактат о рае. // Творения: 1. Богословские сочинения. — Сергиев Посад: Издательство Московской духовной академии, 2011. — С. 82.
    [7] Кирилл Иерусалимский, свт. Слово на Сретение Господа нашего и Спасителя. — М.: Синодальная библиотека, 1991. — С. 360.
    [8] Триодь Цветная: Светлое Христово воскресение. Пасха. Песнь 9. — М.: Правило веры, 2003. — С. 7.
    [9] Николай Кавасила, прав. Семь слов о жизни во Христе. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006. —
    С. 91.
    [10] Лопухин А.П. Толковая Библия. — Т. 1. — 1904. — С.18.
    [11] Александр Шмеман, прот. Евхаристия. Таинство Царства. — М.: Паломник, 2006. — С. 125.
    [12] Служебник. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. —
    С. 225.
    [13] Успенский Н.Д. Молитвы Евхаристии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии). // Сборник «Богословские труды». — Выпуск 2 — М.: Издательство Московской Патриархии, 1961. — С.75.
    [14] Служебник. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. — С. 143.
    [15] Киприан Карфагенский, сщмч. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. Письмо к Цецилию о таинстве Чаши Господней. — М.: Паломник, 1999. — С. 666.
    [16] Сомов А. Образ Мелхиседека в Послании к Евреям и в иудейских источниках межзаветного периода // URL: http://www.nasledie-coUege.narod.ru/Dodad3/Somovi.pdf (дата обращения: 11.11.2015).
    [17] Ефрем Сирин, прп. Толкование на книгу Бытия. — М.: Отчий дом, 1995. — С. 277.
    [18] Димитрий Ростовский, свт. Келейный летописец. — М.: Паломник, 2000. — С. 248.
    [19] Филарет (Дроздов), свт. Толкование на книгу Бытия. — М.: Лепта-Пресс, 2004. — С. 87.
    [20] Лопухин А.П. Толковая Библия. — Т. 1. — 1904. — С. 97-98.
    [21] Киприан Карфагенский, сщмч. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. Письмо к Цецилию о таинстве Чаши Господней. — М.: Паломник, 1999. — С. 666-667.
    [22] Аврелий Августин, блж. О граде Божием: Кн. 16, гл. 22. — Т. 3. — М.: Издательство Спасо- Преображенского монастыря, 1994. — С. 179.
    [23] Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты // Полное собрание творений. — Т. 2. — М.: Паломник, 2001. — С. 33.
    [24] Тропарь свт. Иоанна Златоуста // URL: http://days.pravoslavie.ru/name/978.html (дата обращения: 17.09.2018).
    [25] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Священное Писание в толкованиях святителя Иоанна Златоуста. — Т. 1. — М.: Ковчег, 2006. — С. 902.
    [26] Феодорит Кирский, блж. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. — Т. 1. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. — С. 367.
    [27] Климент Александрийский. Педагог. — М.: Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. — С. 38-39.
    [28] Киприан Карфагенский, сщмч. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского. Письмо к Цецилию о таинстве Чаши Господней. — М.: Паломник, 1999. — С. 668.
    [29] Там же
    Источник: http://sdsmp.ru/news/n8136/

    вторник, 4 декабря 2018 г.

    Протоирей Дмитрий Смирнов об иудействе


    –Почему Господь Бог не раскрыл избранному еврейскому народу, когда общался с ним напрямую, что Он триедин? Почему это открылось только во время крещения Иисуса Христа? 

    – По той же самой причине, по которой дифференциальное и интегральное исчисление не открывается детям, которые пока изучают арифметику. Потому что люди могли скатиться в многобожие. Мусульмане,вместо того чтобы почитать наши книги, до сих пор голословно обвиняют христиан в многобожии, что совершенно несправедливо, потому что мы веруем во Единого Бога, Который нам явлен в трех ипостасях. В то время, когда народ Израилев жил среди язычников, многобожников, очень важно было усвоить первый этап. Как и для младших школьников преподают исключительно одну арифметику, которую нельзя назвать математикой, хотя ее элементы и проглядывают из теории чисел. Не дают, потому что ребенку это трудно усвоить: такие вещи свойственны абстрактному мышлению. 

    А уже когда пришел Христос, тем людям, которые поверили в то, что Он Мессия, было приоткрыто учение о Троице. Уже потом Церковь нашла нужные формулировки, как и мы их сейчас находим, потому что даже школьные учебники все время совершенствуются: это зависит от понимания того, что произошло в науке на сегодняшнее десятилетие.

    среда, 28 ноября 2018 г.

    О приходе ко Христу мусульманки


    Христос поможет...

    Однажды пришла ко мне одна мусульманка, вся перепуганная, просила помочь ей,рассказала, что три ночи подряд, её стала душить какая-то сущность,и она даже чувствовала от него зловещее дыхание,а в последнюю ночь, эта сущность села ей даже на спину, в ужасе прибежала она в храм,домой идти она боялась, я ей рассказал, что это за сущность и почему она пришла к ней.
    Злой дух, то самое существо, а пришёл он к ней, потому, что у него есть над ней власть, так как она находится без защиты. Помочь ей может только Иисус Христос и больше никто! Я её научил креститься, рассказал ей о Христе, дал ей Святую воду, сказал, что когда прийдет домой, чтобы осенила всё крестом, покропила святой водой, обратилась в молитве за помощью к Иисусу Христу и тогда на время дьявол исчезнет.А если хотите полностью лишить дьявола прав над собой, нужно принять Христа Крестившись и будете тогда находиться под постоянной защитой Бога. Она всё сделала по инструкции, пришла домой, совершила крестом крестное знамение, окропила своё жилище святой водой, обратилась к Иисусу что бы Он помог и избавил её от невидимого существа, которое её мучало, демон ушёл и больше её не тревожил.
    Сейчас N готовится ко Крещению.Помоги ей Бог.
    Спасение и защита только в Господе Иисусе Христе, больше ни в ком ином!

    Священник Андрей Барабаш.

    суббота, 17 ноября 2018 г.

    Св.Арефа о разврате Магомета.


    Как вы дерзаете называть Магомета пророком, когда он был человек нечистый и развратный? 

    Увидев, что друг его Русулуле имеет красивую жену, и желая соблудить с нею, но не находя средств к этому, он сказал Русулуле, будто Бог открыл ему, что жена его соблудила. Когда же Русулуле сказал, что за это дело он убьет ее, Магомет отвечал: не убивай ее, но разведись с нею и пусть ее возьмет другой, и после того как она очистится от блудодеяния своего посредством того, что ее возьмет другой, тогда опять возьми ее, и отпустится блудодеяние ее. 

    Когда же Русулуле сделал это и развелся с нею, то ее взял Магомет, соблудил с нею и совершил с нею студодеяние свое, и потом сказал Русулуле, чтобы он опять взял ее, что́ и было сделано. И он дал вам закон, чтобы и вы делали это, когда соблазнитесь тем, что жены ваши соблудили, что и делают некоторые: женщину берут люди строгой нравственности, так называемые очистители, и спят с нею на одной постели, положив между собою обнаженный меч. И вы не думаете о том, несмысленные, что некоторые и с утесов бросаются, чтобы только насладиться этою нечистотой. Да если и положить посредине меч, – что сто́ит лежащему удалить его, и оскверниться с нею? Ибо какой человек, лежа с женщиной на кровати, не осквернится с нею; во всяком случае, ваш очиститель не целомудреннее Иосифа, но и сей последний ни чем (иным) воздержался от осквернения с своею госпожею, как только тем, что убежал от нее, когда она схватила его. 

    Но Магомет, впавший в прелюбодеяние с женою Русулуле, сделал это и постановил для вас, чтобы вы были не только тайными развратниками, но и явными. Он старался только о том (чтобы угодить вам); видя, что вы невоздержны по отношению к ложу, и зная, что вы особенно любите нечистоту по отношению к женщинам, он и установил делать это.

    Как же вы дерзаете называть его пророком, посланным от Бога?

    Св.Арефа, архиепископ Кесарийский. Послание к Дамасскому эмиру.



    пятница, 16 ноября 2018 г.

    «НЕ ВСЯКОМУ ДУХУ ВЕРЬТЕ, НО ИСПЫТЫВАЙТЕ ДУХОВ, ОТ БОГА ЛИ ОНИ»

    В сообществе «Блог русского мусульманина» можно найти очередную статью небезызвестного Муслима Муваххида, снова и снова возвращающегося к вопросу: Кто явился Мухаммаду в пещере Хира? С помощью «эксперимента» мусульманский критик пытается опровергнуть, как он выразился, «железобетонный» аргумент священника Даниила Сысоева и иных православных критиков ислама. С этой целью мусульманин находит, как ему кажется, аналогичные строки Библии, описывающие схожие сцены явления Ангелов или Бога пророкам. Вырывая необходимые строки из Писаний, Муваххид выводит текст, должный, видимо, смутить всякого христианского критика. Обратим внимание на результат «эксперимента» мусульманина:
    «При захождении солнца крепкий сон напал на Мухаммада, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И только один, Мухаммад, видел это видение, а бывшие с ним люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. Мухаммад, увидев его, смутился, и страх напал на него. И остался он один и смотрел на это великое видение, но в Мухаммаде не осталось крепости, и вид лица его чрезвычайно изменился, не стало в нем бодрости. И услышал он глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал он на лице свое и лежал лицем к земле».
    Для осуществления «эксперимента» Муслим использовал следующие цитаты: Бытие 15:12; Даниил 10: 7-9; Лука 1:12. Определим контекст каждой цитаты, проанализируем их смысл и сравним с описанием явления «духа пещеры» Мухаммаду.
    Контекст цитаты Бытия 15:12:
    После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: НЕ БОЙСЯ, Аврам; Я ТВОЙ ЩИТ; НАГРАДА ТВОЯ [БУДЕТ] ВЕСЬМА ВЕЛИКА. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. 6 Аврам ПОВЕРИЛ Господу, и Он ВМЕНИЛ ЕМУ ЭТО В ПРАВЕДНОСТЬ. 7 И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. 8 Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? 9 Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. 10 Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. 11 И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. 12 При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. 13 И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, 14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, 15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; 16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. 17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными18 В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата..» (Быт.15)
    Прочитав внимательно 15 главу книги Бытия, можно обнаружить, что Бог, обращаясь к патриарху Аврааму, успокаивает того: «НЕ БОЙСЯ» - говорит Бог. Авраам пребывал в общении с Богом, в результате которого получил откровение о великой награде: рождении наследника и происхождении многочисленного народа от того. Выслушав обетование Божие, Авраам по своему свободному волеизъявлению принимает слова своего Создателя: Авраам поверил Богу, что и вменилось ему в праведность. В явлении Бога ветхозаветному патриарху мы не находим насилия, но обнаруживаем диалог между Богом и человеком, когда не подавляется воля последнего, но свободная вера того становится залогом и основанием для указанного Богообщения.
    Бог не применяет насильственных действий в отношении человека, чтобы последний принял Откровение. Человек свободно соглашается с обетованием Божиим, не испытывая физического или психологического неудобства, как подобное мы обнаружим при исследовании хадисов, описывающих явление «духа пещеры» Мухаммаду.
    Муваххид обращает наше внимание на слова 12 стиха, описывающие сон Авраама уже после явления Бога и общения с Ним. Указанные слова более относятся к смысловому отрывку последующих стихов главы, открывающему порабощение израильтян в Египте и их борьбу за землю обетованную. «Ужас и мрак великий» были испытаны Авраамом не от первоначального явления Бога, так как оно уже состоялось до описываемого момента, но как составляющая часть откровения о будущей участи Израиля: «Аврам почувствовал, что он очутился в непроницаемой тьме и в безвыходном положении слепца, не знающего, куда идти. Это ощущение повергло его в великий страх, что было вместе знаком близкого присутствия Божия (Иов. 4:15-17) и печальным предчувствием того, что содержится в следующем откровении» - пишет в своем толковании на книгу Бытия епископ Виссарион (Нечаев). «Оба этих состояния были чисто субъективными у Аврама и обусловливались приближающимся явлением самого Бога в материальном образе (Иов. 4:14-17). Некоторые экзегеты, впрочем, усматривают здесь пророчественное предчувствие тех ужасов и бедствий, которые ожидали потомство Аврама во дни египетского рабства» - вторит А.П. Лопухин. Испытанный страх Божий - страх по любви, претрепетный: не оскорбить бы Бога, - единственная преграда греху во внутренней жизни человека – не становится источником уныния и желания покончить жизнь самоубийством, но обращает внимание на могущество Божие должное благоприятно разрешить будущий исход израильтян в землю обетованную.
    Контекст цитаты Даниил 10: 7-9:
    «1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение. 2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней… 4 А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра, 5 и поднял глаза мои, и увидел: вот один муж, облеченный в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза. 6 Тело его - как топаз, лице его - как вид молнии; очи его - как горящие светильники, руки его и ноги его по виду - как блестящая медь, и глас речей его - как голос множества людей. 7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них и они убежали, чтобы скрыться. 8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости. 9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лице мое и лежал лицем к земле. 10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих. 11 И сказал он мне: "Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне". Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. 12 Но он сказал мне: "НЕ БОЙСЯ, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим… 15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицем моим к земле и онемел. 16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: "господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы. 17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы, и дыхание замерло во мне". 18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня 19 и сказал: "НЕ БОЙСЯ, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин мой; ибо ты укрепил меня"…» (Дан.10).
    Необходимо отметить, что речь Ангела служит ответом на молитвы пророка Даниила: Ангел разъясняет причину тех противодействий, которые встречали иудеи со стороны персидского правительства при построении храма. В представленном выше тексте мы обнаруживаем аналогичную вышеприведенному отрывку картину, на этот раз связанную с явлением Ангела. Испытанный пророком страх связан с необычайностью явления, но не с опасностью потерять свою жизнь от удушения (сжатия). Явившийся не только не применяет физическое насилие по отношению к пророку, но несколько раз успокаивает (укрепляет – 18 ст.) того прикосновением «рукой» и дважды повторяющимся обращением: «НЕ БОЙСЯ, Даниил» («муж желаний»), как подобное наблюдаем в первом разобранном тексте Писания.
    Контекст цитаты Лука 1:12:
    «Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета. 6 Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. 7 У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. 8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, 9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, 10 а всё множество народа молилось вне во время каждения,- 11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. 12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. 13 Ангел же сказал ему: НЕ БОЙСЯ, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; 14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, 15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; 16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; 17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный. 18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. 19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие…» (Лука 1:5-19).
    Представленный текст описывает явление Ангела Гавриила престарелому священнику Захарию с вестью о рождении пророка Иоанна Предтечи. Указанная весть предполагает «радость и веселие», благодарность Богу за дар и услышанную молитву, отзывчивость и благословение Божии…
    Смущение и страх Захария, отмеченные мусульманином, носят субъективный характер, связанный с представлениями евреев об Ангелах: «Евреи верили, что явление ангела предвещает близкую смерть того, кому он является, поэтому страх, свойственный всем разделявшим это верование, напал и на престарелого священника» (Толкование Гладкова Б.И). Ангел успокаивает Захария знакомыми нам словами: «НЕ БОЙСЯ» - так как услышана молитва праведника; его ждет награда: рождение долгожданного сына. Ангел хочет сказать, что для страха нет никакого основания, выраженное священником чувство является ошибкой. Описанная сцена никак не может быть связана с явлением злой силы, насильно заставляющей человека принять «откровение» в какой-нибудь холодной и мрачной пещере. Даже временная немота священника послужила лишь средством вразумления и свидетельства истинности высказанного пророчества.
    Таким образом, ни один из приведенных примеров явления Бога или Ангелов не согласуется с тем, что описывают хадисы о характере «ниспосылания Корана» Мухаммаду. Использованные Муваххидом цитаты, вырванные из контекста, описывают естественный страх и трепет человека перед явлением Бога или Его служителей, явившихся для укрепления, успокоения и награждения адресата Откровения. Испытанный ветхозаветными пророками страх имеет, скорее, субъективный характер, связанный с личным восприятием чудесного явления, а не является средством насильственного подавления человеческой воли.
    Обратим внимание на характер явления «Джабраила» Мухаммаду и последствия этого явления…
    Такие мусульманские источники, как Сунна и Сира ибн Хишама, описывают историю явления «ангела Джабраила» в пещере Хира. В Сахих аль-Бухари можно прочесть следующее: «К нему явился ангел и велел: "Читай!" — на что он ответил: "Я не умею читать!"» «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: "Читай!" Я сказал: "Я не умею читать!" Он во второй раз сжал меня так, что я (опять) напрягся до предела, а затем отпустил и велел: "Читай!" — и я (снова) сказал: "Я не умею читать!" Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: "Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…"» (Сахих аль-Бухари,1.3). В другом источнике мы найдем подтверждение написанному: «Посланник Аллаха сказал: «Пришел ко мне Джабраил, когда я спал, с куском шелка, а в нем книга, и сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не читаю». Он начал душить меня этой книгой так, что я подумал, что это – смерть. Потом отпустил меня и сказал: «Читай!» Я сказал: «Я не читаю». Он начал душить меня этой книгой так, что я подумал, что это – смерть. Потом отпустил меня и сказал: «Читай!» Я сказал: «Что мне читать?» Я сказал это лишь для того, чтобы избавиться от него и чтобы снова не начал душить меня. Он сказал: «Читай! Во имя Господа твоего, создавшего Человека из сгустка крови. Читай! Господь твой самый милостивый, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (96:1 – 5)» (Жизнеописание пророка Мухаммада. Ибн Хишам. – Москва, 2003. С. 66) - Здесь ясно сказано, что кто-то душил Мухаммада чуть ли не до смерти. При этом удушение повторялось несколько раз, чтобы НАСИЛЬНО заставить Мухаммада «читать» необходимое.


    Фреска в базилике святого Петрония. Болонья. Италия

    Кроме того, ибн Хишам с авторитетным иснадом удостоверяет нас в том, как сами арабы понимают оригинальный текст достоверного хадиса: Мухаммада именно душили.
    Подстрочный перевод с арабского на английский язык показывает читателю, что над волей Мухаммада производилось насилие: «The angel caught me (forcefully) and pressed me so hard that I could not bear it any more. He then released me and again asked me to read and I replied, 'I do not know how to read.'…» ("Ангел поймал меня (силой) и прижал меня так сильно, что я не мог этого вынести. Он отпустил меня и снова попросил меня прочитать, и я ответил: "Я не знаю, как читать"…).
    Некоторые из мусульман указывают на ошибку восприятия действий «ангела» на их «пророка»: мол, Джабраил не душит, а лишь сжимает… Однако сравнительный анализ текстов показывает, что под словом «СЖАЛ» имеется в виду именно удушение! Каким образом можно заставить человека «сжатием» делать то, чего он не хочет? «Джабраил» ведь сжал не руку, не ногу, но, скорее, грудную клетку бедного «ханифа». Именно при таком воздействии возникает компрессионная асфиксия, удушье. «Асфиксия от сдавления грудной клетки и живота (компрессионная асфиксия) — это вид механической асфиксии, обусловленный сдавливанием грудной клетки, или живота, или грудной клетки и живота, вызывающим ограничение либо прекращение нормальных дыхательных движений диафрагмы, грудной клетки и легких, проявляющихся резким нарушением кровообращения, приводящим к кислородной недостаточности и смерти от задушения… Сдавление грудной клетки вызывает ограничение дыхательных движений и резкое затруднение вдоха. Легкие могут несколько расширяться за счет давления диафрагмы. Сдавление живота во время выдоха оттесняет органы брюшной полости и диафрагму вверх и не дает им опуститься вниз. Одновременное сдавление грудной клетки и живота прекращает дыхательные движения. Последовательность наступления смерти, вызванной сдавлением грудной клетки и живота, обусловлена местом расположения сдавливающего предмета и имеет свои особенности. Сдавление грудной клетки нарушает гемодинамику в головном мозге. Сдавление живота резко уменьшает подвижность диафрагмы, которая поджимается к легким и сердцу, затрудняет дыхание и изменяет нормальный сердечный ритм, сопровождающийся нарушением гемодинамики в сердечных сосудах, и ведет к быстрому ослаблению деятельности сердца в связи с развитием гипоксии миокарда. Одновременное сдавление грудной клетки и живота приводит к развитию ряда патологических явлений, способствующих нарастанию гипоксии, обусловливающей в конечном счете асфиксию как непосредственную причину смерти. Сдавление только одной грудной клетки вызывает смерть в течение 30—50 мин, поскольку движения диафрагмы не могут обеспечить достаточного расправления легких. Одновременное сдавление грудной клетки и живота вызывает полную остановку дыхания, и смерть наступает относительно быстро» (Тагаев Н.Н. Судебная медицина).
    При продолжительном удушье, когда, например, сдавливается грудная клетка, возникает церебральная гипоксия - странгуляция (удушение) и самоиндуцированная гипокапния (недостаточность углекислоты в крови) — и много их вариаций. Из-за перечисленного жертва может испытывать мимолётные галлюцинации или сновидения (Chen, Pauline W. «A Surgeon Learns of the Choking Game», The New York Times, February 25, 2010).
    Подобный характер явления «ангела» однозначно оценивается христианами как одержимость, явление злого духа. Точка зрения критиков ислама подкрепляется отношением самого Мухаммада к новому повороту в его жизни, описанным в тех же мусульманских источниках: «Ни одно из творений Аллаха не было более ненавистно мне, чем экстатический поэт или одержимый дьяволом человек. Я думал: «Горе мне, я – одержимый поэт». Худшая вещь, которая может случиться с мужчиной или женщиной – быть одержимым дьяволом. Они теряют всю благопристойность» (Ибн Исхак, С. 106).
    Сам Мухаммад удостоверяет нас, что он был абсолютно уверен в явлении дьявола! Подобный случай даже заставил его подумать о совершении самоубийства: «Я поднимусь на вершину горы и брошусь вниз, чтобы убить себя и обрести покой» (Ибн Исхак, С. 106).
    Да и первое явление «ангела» очень напугало Мухаммада: «И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало (от страха), вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид, да будет доволен ею Аллах, и сказал: "Укройте меня, укройте меня!" Его укрыли, (и он оставался в подобном положении,) пока страх его не прошёл, после чего он сообщил ей обо всём (и сказал): "Я испугался за себя!" Хадиджа сказала: "Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором"...» (Сахих аль-Бухари, 1 глава, 3 – со слов Аиши) – Хадиджа убеждала Мухаммада в том, что тот явившейся «ангел» – не дьявол, свидетельствуя об уверенности последнего в ином: ему явился именно шайтан! Хадиджа не раз повторяла слова, похожие на эти: «Сказала: «О сын дяди! Крепись и радуйся! Клянусь Аллахом, он ангел, а не дьявол» (Жизнеописание пророка Мухаммада. Ибн Хишам. – Москва, 2003. С. 67).
    Приведенные из мусульманских источников тексты обнаруживают иной характер явления «ангела» Мухаммаду, отличный от того, что описано в представленных и разобранных выше отрывках Библии. Мусульманскому «пророку» явился некий «дух», душивший или сжимавший тело человека доасфиксии, насильственно заставлявший принять «откровение». Подобное воздействие было смертельно опасным и вызывало у Мухаммада панический страх за свою жизнь. Последствием такого явления «духа пещеры» стали уныние и печаль, приведшие к мысли о самоубийстве. Явившийся в пещере Хира дух не успокаивает Мухаммада, оставляя того в неведении относительно источника откровения таким образом, что ханиф оценил свою ситуацию как одержимость. Мухаммад воспринимает явление «ангела» не как весть от Бога, Творца всего сущего, а как явление дьявола. В том, что Мухаммаду якобы явился ангел Джабраил, смогли убедить того не сам явившийся в пещере Хира, но язычница Хадиджа и сектант Варака ибн Навфаль ибн Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусайй аль-Кураши.
    Христиане, оценивая подобные сюжеты из мусульманских источников и сравнивая истории Сиры с характером явления Господа или Ангела библейским праведникам, делают неутешительный для мусульман вывод: в пещере на горе Хира Мухаммаду явился дьявол или один из прислужников его. Памятуя о строках Писания, касающихся лжепророков: «По плодам их узнаете их…» (Мф.7:16), – христиане оценивают содержание Корана, да и всего учения ислам, как плод дьявольского наваждения на Мухаммада, требовавшего убивать людей Писания (Коран, 9:29) только за то, что они следуют христианскому учению и повелению Христа проповедовать всему миру (Мф.28:19), и отвергавшего основополагающий момент всего Божественного Откровения - искупительный подвиг Господа Иисуса Христа. Христиане, доверяющие новозаветному Откровению, судят об исламском учении, исходя из контекстов следующих цитат:
    «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19-20).
    Матф.7:21: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного». В чем же воля Божия? «Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Иоанна 6:40).
    «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоанн 3:16,18).
    «Другие ясно обнаружили уже свое неверие во Христа, и потому их участь уже решена: они осуждены теперь за то, что не поверили в Сына Божия, т. е. не признали в Нем Того, Кто получил столь ясное и определенное о Себе свидетельство со стороны Божия посланника Иоанна как Единородный Сын Божий, вечно сущий в недре Отца (Ин. 1:15-18). Последний же, страшный суд, собственно, не привнесет чего-либо нового в определении участи таких людей: он только засвидетельствует перед всеми их виновность» - толкует А.П. Лопухин.
    Из Ин.1:1-18 мы знаем, в чем суть веры в ЕДИНОРОДНОГО Сына!
    Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца (1Ин.2:22-23) – против коранической критики сыновства Иисуса Богу!
    «Так, бесспорно, что непризнание Сына затворяет путь к познанию и Отца. "Иудеи отвергают Сына и присваивают себе знание Отца. Но пусть они знают, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Он есть Отец и Сын Единородного" (блаж. Феофил.). Но для спасения нужна не только вера в Сына Божия и познание Его, как и Отца, но исповедание Его, т. е. свидетельствование словом и делом своей веры в Него (Мф. 10:32-33; Рим. 9-10; 1 Тим. 6:12-13)» - толкование А.П. Лопухина.
    «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире… (1Ин.4:1-3) - против исламской критики христианского догмата о Боговоплощении.
    «Если кто действительно отделяет Иисуса, и думает, что чистый Бог Слово вне плоти, и говорит, что неверно, что Он человек, и утверждает, что все Его дела домостроительства спасения - только фантазия, тогда такого рода дух заблуждения не от Бога. Если кто-нибудь будет называть Господа Иисуса не только голосом, но также и делами, и любовью поистине, а не хитростью, тот действительно в Святом Духе того же Господа исповедует» - Дидим Слепец.
    «Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: "Слово стало плотию" (Ин. 1:14). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста…» - А.П. Лопухин.
    «7 Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. 9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, ЧТОБЫ МЫ ПОЛУЧИЛИ ЖИЗНЬ ЧЕРЕЗ Него. 10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего В УМИЛОСТИВЛЕНИЕ ЗА ГРЕХИ НАШИ.11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.13 ЧТО МЫ ПРЕБЫВАЕМ В НЕМ И ОН В НАС, УЗНАЁМ ИЗ ТОГО, ЧТО ОН ДАЛ НАМ ОТ ДУХА СВОЕГО. 14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына СПАСИТЕЛЕМ МИРУ.15 Кто ИСПОВЕДУЕТ, что Иисус есть СЫН БОЖИЙ, в том пребывает Бог, и он в Боге» (1Ин.1:7-15) - против исламской критики христианского догмата об Искуплении.
    Знающий истинного Бога, любит, и эта любовь рождена в любви Бога к Своему творению. Выражением Божией любви стало послание Единородного Сына в «умилостивление за грехи» людей. Исповедание догмата об искупительном подвиге Иисуса Христа является признаком познания человеком истинного Бога, следования истинному Богу.
    Ислам, отвергающий основополагающие учения христианства, определяющиеся Божественным Откровением, невольно свидетельствует о природе явившегося Мухаммаду «духа пещеры Хира» и самом статусе зачинателя аравийской религии, а знание Бога и Его Откровения христианами является предупреждением для них: дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире (1Ин.4:3).
    См. также: ОТВЕТ НА СТАТЬЮ «Кто такой Пророк Мухаммад» — https://vk.com/id202295358?w=wall202295358_16252
    Составитель Венецианец Ихтис