Большинство исламских ученых считает, что приветствовать людей зимми первыми НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ (зимми - иудеи и христиане, которые платят мусульманам налог за возможность исповедовать свою веру). Лишь некоторые из ученых считают, что приветствовать их первыми не запрещается, но этого делать НЕЖЕЛАТЕЛЬНО.
В сборнике имама ан-Навави "Поминания Аллаха" также приводится "единственное в своем роде и неприемлемое" мнение кади Маварди, который, ссылаясь еще на кого-то, указывал на то, что приветствовать первым зимми можно, но следует ограничиться словами: МИР ТЕБЕ / Ас-саляму ‘аляй-кя, но не говорить МИР ВАМ / /Ас-саляму ‘аляй-кум.
А если по ошибке мусульманин первым поприветствовал салямом иудея или христианина? Что делать? Не все потеряно. Выход есть: салям нужно забрать обратно:
"Абу Са‘д аль-Мутавалли сказал:
Если кто-нибудь поприветствует человека, думая, что тот является мусульманином, а потом выяснится, что он является неверным, желательно потребовать у него вернуть приветствие, сказав: «Верни мне моё приветствие». Цель этого состоит в том, чтобы показать такому человеку, что между ними нет согласия. Сообщается, что как-то раз, после того, как Ибн ‘Умар поприветствовал одного человека, ему сказали: «Он ведь иудей». Тогда (Ибн ‘Умар) пошёл за ним и сказал: «Верни мне моё приветствие» ("Поминание Аллаха" имам ан-Навави).
Имам Малик (отсюда и в маликитском масхабе так же) считал, что забирать салям обратно не следует. А если хочется поприветствовать, то не следует употреблять слово "салям", но говорить: «Да укажет тебе Аллах путь истинный», или: «Да сделает Аллах благословенным твоё утро». А что значит "если хочется поприветствовать"? Это значит, что "если мусульманин нуждается в этом человеке (зимми) и хочет к нему обратиться":
"Абу Са‘д имел в виду, что, если мусульманин, нуждающийся в ком-либо из находящихся под защитой (из зимми), скажет: «Доброе утро», или пожелает, чтобы этим утром Аллах порадовал человека или оказал ему милость, в этом не будет ничего дурного. Если же мусульманин не нуждается в нём, то лучше вообще ничего не говорить, поскольку это доставит тому удовольствие и станет выражением радости и дружелюбия, тогда как нам велено
проявлять суровость по отношению к ним (Коран 9:73), и запрещено проявлять дружелюбие (Коран 58:22), а Аллах знает об этом лучше" ("Поминание Аллаха" имам ан-Навави).
Если в толпе людей - и мусульмане и немусульмане, то как приветствовать мусульман? "Если кто-нибудь из мусульман будет проходить мимо группы людей, среди которых окажутся и мусульмане (мусульманин), и неверные, то в соответствии с сунной ему следует поприветствовать всех их, предназначая это приветствие мусульманам (мусульманину)" ("Поминание Аллаха" имам ан-Навави).
комментарий-дополнение от мусульманина:
"ПОНИМАНИЕ ХАДИСА: «…ВЫТЕСНЯЙТЕ ИХ НА САМУЮ УЗКУЮ ЧАСТЬ ДОРОГИ»
Посланник Аллаха сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть» Муслим №2167.
Многие понимают эти слова посланника Аллаха неправильно. Ввиду чего, решил осветить этот вопрос, посредством слов обладателей знания.
СМЫСЛ ХАДИСА
Имам ан-Науауи сказал: “« … а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть». [Относительно этих слов] наши соратники сказали: “Неверный, находящийся под покровительством (зиммий)1 не должен идти посередине дороги, если по ней идут мусульмане. Напротив, его вытесняют на самую ее узкую часть, но если дорога просторна и нет давки, то в этом нет беды”. Они также сказали: “Вытеснение не должно провоцировать его падение в пропасть или прижатие к стене и т.п.”. А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!” См. «Шарх ан-Науауи» 14/147.
Хафиз Ибн Хаджар сказал: “В отношении слов пророка : «…а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть» аль-Куртуби сказал: “То есть, не уступайте им путь при тесноте на дороге, выказывая им почет и уважение. Тем самым смысл этих слов сочетается со смыслом предыдущих слов. То есть, суть не в том, чтобы при встрече с ними на просторной дороге нужно вытиснять их к ее краю, дабы стеснить их, ибо это будет причинением им зла, а нам запрещено незаслуженно причинять им вред”” См. «Фатх аль-Бари» 11/42.
ат-Тирмизи разъясняя смысл этого хадиса сказал: “Не уступается путь при встрече с кем-либо из них на дороге, поскольку это возвеличивает их” См. «Тухфа аль-Ахуази» 5/228.
аль-Мунауи сказал: “« … а если встретите их на дороге», где есть давка, «то вытесняйте их на самую её узкую часть», так чтобы они не упали в пропасть и не прижимались к стене. То есть, не уступайте им середину дороги, выказывая им почет и уважение. Тем самым смысл этих слов сочетается со смыслом предыдущих слов. И смысл не в том, как сказал об этом аль-Куртуби, что при встрече с ними на одной дороге мы вытисняем их к ее краю, чтобы стеснить их, ибо это будет причинением им зла, а нам запрещено незаслуженно причинять им вред. Также в этом указание, что путь неверия всегда тесен, и оно ввергает его носителя в Пламя Ада” См. «Файд аль-Кадыр» 6/386.
Имам ас-Сан'ани сказал: “В этом хадисе указание вытеснять их на самую узкую часть дороги, если по ней идут мусульмане, так чтобы просторная часть дороги была у мусульман. Если же на дороге нет мусульман, то нет ничего в том, [чтобы они шли посредине дороги]” «Субуль ас-Салям» 4/265.
Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин комментируя данный хадис сказал: “Смысл этих слов пророка состоит в следующем: не уступайте им большую часть дороги, когда встречаетесь с ними, так чтобы для них дорога была просторной, а для вас тесной. Напротив, идите в направлении, в котором вы шли, и если от этого они окажутся в тесноте, пусть так и будет. Ведь общеизвестно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидев неверных (иудеев в Медине) не теснил их к стене. Так не поступали и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) в завоеванных ими городах.
Смыл в следующем: Подобно тому, как вы их не приветствуете первыми, также и не уступайте им дорогу. Встречаясь с ними на дороге не расходитесь для того чтобы они прошли, напротив, идите так, как вы шли, и если от этого они окажутся в тесноте, пусть так и будет” См. «Маджму' Фатауа Ибн 'Усаймин» 3/9.
МУДРОСТЬ ДАННОГО ПРЕДПИСАНИЯ
Мусульманин поступает так не из высокомерия и кичливости, он поступает так, чтобы выказать могущество и превосходство Ислама. Это стеснённое, ограниченное положение напоминает неверным о том, что наказание за неверие всегда будет тяжелым, и его носитель всегда будет испытывать стеснение. Ведь именно неверие стало причиной тому, что его носителя в этом мире вытесняют на самую узкую часть дороги, а после смерти, из-за неверия он будет стеснен в пламени Ада «Когда их скованными бросят в тесное место [Ада], там они будут молить о собственной погибели» (25:13)
Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усаймин сказал: “Хадис этот не содержит что-либо отвращающее от Ислама, напротив, в нем демонстрируется величие мусульманина, тем, что он ни перед кем не принижается, кроме своего Господа” См. «Маджму' Фатауа Ибн 'Усаймин» 3/9.
Вопрос: “Существует ли хадис в достоверном сборнике Муслима, в котором говорится: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть»? Если этот хадис есть в достоверном сборнике Муслима, то я не сомневаюсь в его достоверности, однако у меня сомнения относительно смысла этого хадиса. Я не знаю, может это из-за нехватки веры. Да, я могу понять запрет первыми приветствовать иудеев и христиан, поскольку «салям» одно из имен Аллаха, и это особое приветствие, обращаемое только к мусульманам и обитателям Рая. Но у меня проблема с [пониманием] второй части хадиса: «а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть». Возможно ли, чтобы пророк – тот, кого Всевышний Аллах отправил в качестве милости для миров, произнес эти слова?? Что же станет, если мусульмане будут воплощать этот хадис? Что же подумают иноверные, если узнают об этом хадисе? Какая польза в их вытеснении на самую узкую часть дороги? Почему такая неприязнь? Что же мне ответить, если меня спросит христианин, прочитавший этот хадис? Разве это не слепая ненависть мусульман по отношению к другим религиям? Прошу устранить эти сомнения из моей души, и да воздаст вам Аллах благом!”
Ответ шейха Ахмада бин 'Абд ар-Рахмана аль-Кадыя: “Имам Муслим в своем достоверном сборнике передал хадис (№2167), рассказанный Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах) о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не приветствуйте салямом иудеев и христиан первыми, а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть». Под вытеснением понимается не то, что сразу пришло в голову человеку задавшему вопрос; стеснять его к стене и прижимать к ней, без всякой аргументации, кроме ненависти. Вовсе нет! Смысл, выражаясь современным языком, в том, кому принадлежит приоритет движения. То есть, если по дороге может пройти только один человек, то не подобает, чтобы сначала прошел неверный, а затем мусульманин, потому что это вид проявления уважения неверному и предоставление ему превосходства. А предоставление превосходства неверному над мусульманином, это есть предоставление превосходства неверию над Исламом.
Пусть брату задавшему вопрос будет известно, что крепчайшая связь веры это любовь [к верующим ради] Аллаха, и ненависть [к неверным] ради Аллаха. Поэтому неприязнь, которую верующий испытывает к неверному это не просто результат фанатичной приверженности своей религии, а неприязнь, вызванная тем, что несет в себе неверный: вражда с Аллахом и Его посланником. Ведь каждый верующий желает, чтобы уверовали абсолютно все. Брат, задавший вопрос должен приучить себя почитать священные тексты, ему следует отбросить от них эти сомнения и обвинения. Пусть обвиняет свое понимание, прежде чем обвинять священный текст, чтобы не оказаться в числе тех, относительно которых Аллах сказал (смысловой перевод):«Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что вызывает у них споры, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (4:65)” Источник.
КОГДА ДЕЙСТВУЕТ ЭТО ПРЕДПИСАНИЕ?
‘Абдуллах бин 'Абд ар-Рахман аль-Бассам перечисляя полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса, сказал:
“- Когда неверные встречаются на дороге с мусульманами, то мусульмане должны стеснять их на самую узкую часть дороги.
- Им запрещается возведение церквей, синагог, храмов, и восстановление их, если они обрушились, или же какая-та часть разрушена.
- Им запрещается строить свои дома выше домов мусульман, не зависимо от того, примыкают их дома к домам мусульман или же находятся вблизи.
- Им запрещается, открыто распивать спиртные напитки и держать свиней.
Все это действует в отношении неверных, если они находятся в мусульманских государствах” См. «Таудых аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 5/455-456.
Продолжая разъяснять этот хадис, он также сказал: “Эти законоположения действовали и приводились в исполнение, когда существовали исламские государства, и звучал голос истины.
Нынче же мусульмане унижены и слабы перед врагами Ислама, и это мусульмане стали подражающей другим чернью. Они уподобляются врагам Ислама в их одеянии, традициях, обычаях, в распутстве и в разложении.
А еще большее бедствие то, что помощь безбожникам в уничтожении Ислама оказывается со стороны многих руководителей и правителей мусульман. Однако, мы надеемся на Всевышнего Аллаха, Который творит и управляет делами, [на возвращение Исламу былого могущества, превосходства и владычества] ведь Он обещал сохранить Свою религию и превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам”2См. «Таудых аль-Ахкам мин Булуг аль-Марам» 5/456-457. (С некоторым сокращением)
Хасан Абу аль-Ашбаль аз-Зухайри сказал: “«…а если встретите их на дороге, то вытесняйте их на самую её узкую часть». Ученые сказали: “Вытеснение иудеев и христиан на самую узкую часть дороги означает, что для мусульманина остается середина дороги, а для них край дороги”. Это и есть вытеснение на самую узкую часть дороги. Между тем, некоторые братья, поняли хадис так, что следует притеснять неверного абсолютно во всем. Такое понимание является ошибочным. Нет, смысл в том, что неверный идет по краю дороги, а середина дороги остается просторной и свободной для мусульманина, что указывает на могущество и превосходство. Но то, о чем мы говорим, притворяется в жизнь тогда, когда у мусульман могущество, у них есть государство, они обладают властью, имеют перевес и превосходство, когда правители заступаются за них, потому что любят Ислам и мусульман; когда уважают твою религию, твой Ислам, твою веру. Но после того как мы утратили все эти качества и стали самой униженной общиной, и оказались ниже иудеев и христиан, мы вынуждены смириться с тем, что иудеи и христиане идут вместе с нами по середине дороги”