В Социальной сети можно найти два видеоролика с проповедью Ахмада Дидата, распространяемых мусульманами и имеющих следующие оригинальные названия:
1. «Что говорит Библия о Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха). Ахмад Дидат»;
2. «Иоанн Креститель противоречит Христу».
Первый ролик, более продолжительный, чем второй, посвящен доказательствам существования пророчеств о Мухаммаде в Библии, и особый акцент делается на пророчестве Втор. 18:18. Опровержение подобного ошибочного мнения мусульман можно найти, прочитав статью:
В текущей статье («Опровержение…») мы проведем анализ следующих слов Ахмада Дидата…
«Читая Новый Завет, мы видим, что в те времена евреи все еще ожидали исполнения пророчества о "ПОДОБНОМ МОИСЕЮ" (см. Иоан.,1:19). Когда Иисус объявил себя Мессией евреев, те стали интересоваться, а где же Илия? У евреев параллельно было еще одно пророчество, о том, что прежде Мессии должен, во второй уже раз, прийти Илия. Иисус поддерживает веру евреев: "...ПРАВДА, ИЛИЯ ДОЛЖЕН ПРИДТИ ПРЕЖДЕ И УСТРОИТЬ ВСЕ; НО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО ИЛИЯ УЖЕ ПРИШЕЛ, И НЕ УЗНАЛИ ВЫ ЕГО, ... ТОГДА УЧЕНИКИ ПОНЯЛИ, ЧТО ОН ГОВОРИЛ ИМ ОБ ИОАННЕ КРЕСТИТЕЛЕ"(Матф., 17:11).
Судя по Новому Завету, евреи были не из тех людей, которые легко принимают на веру слова любого желающего стать Мессией. Пытаясь как следует разобраться и определить истинного своего Мессию, они пошли на преодоление значительных затруднений. И Евангелие от Иоанна подтверждает это: И ВОТ СВИДЕТЕЛЬСТВО ИОАННА (Крестителя), "КОГДА ИУДЕИ ПРИСЛАЛИ ИЗ ИЕРУСАЛИМА СВЯЩЕННИКОВ И ЛЕВИТОВ СПРОСИТЬ ЕГО: КТО ТЫ? ОН ОБЪЯВИЛ И НЕ ОТРЕСЯ, И ОБЪЯВИЛ, ЧТО Я НЕ ХРИСТОС" (Иоан., 1:19) (И это вполне естественно, потому что не могло быть двух Мессий - евреи ожидали только одного Мессию, а не двух. в одно и то же время. Если бы Христом был Иисус, Иоанн не мог быть им!) "И СПРОСИЛИ ЕГО: ЧТО ЖЕ? ТЫ ИЛИЯ? ОН СКАЗАЛ: НЕТ". (Иоан., 1:21) (В этом случае Иоанн Креститель противоречит Иисусу! Иисус говорит, что Иоанн и есть "Илия", а Иоанн отрицает, что он тот, кем его объявляет Иисус). Один из ДВОИХ (Иисус или Иоанн), Боже избавь! явно говорит НЕПРАВДУ!
По свидетельству самого Иисуса, Иоанн Креститель был величайшим из иудейских пророков: "ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: ИЗ РОЖДЕННЫХ ЖЕНАМИ НЕ ВОССТАВАЛ БОЛЬШИЙ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ..." (Матф., 11:11).
Нам, мусульманам, Иоанн Креститель известен как Хазрат Яхья (мир ему). Мы чтим его как истиннного пророка Аллаха. Святой пророк Иисус, известный нам как Хазрат Иса (мир ему), также почитаем нами как один из могущественнейших посланников Господа. Как же тогда мы, мусульмане, можем кого-то из них считать лжецом? Разрешение этой сложной ситуации с Иисусом и Иоанном мы оставляем христианам, ввиду того, что их "священное писание" изобилует разногласиями и противоречиями, которые сочувственно истолковываются как "темные речения Христа". Нас же, мусульман, по-настоящему интересует лишь последний вопрос, поставленный избранными иудеями Иоанну Крестителю: "ПРОРОК? ОН ОТВЕЧАЛ: НЕТ" (Иоан., 1:21)
ТРИ ВОПРОСА
Пожалуйста, обратите внимание, что Иоанну Крестителю были заданы три различных и четких вопроса, и на каждый из них он подчеркнуто ответил НЕТ. Перечислим их:
1) Ты Христос?
2) Ты Илия?
3) Ты тот пророк?
Однако христианские ученые мужи почему-то находят, что здесь подразумеваются лишь два. Чтобы рассеять все сомнения насчет того, что иудеи точно имели в виду именно ТРИ отдельных пророчества, когда они спрашивали Иоанна Крестителя, давайте прочитаем их увещевания, которые содержатся в следующем стихе:
И ОНИ СПРОСИЛИ ЕГО: ЧТО ЖЕ ТЫ КРЕСТИШЬ, ЕСЛИ ТЫ а) НЕ ХРИСТОС,
б) НЕ ИЛИЯ,
в) НЕ ПРОРОК? (Иоан., 1:25)
Евреи ожидали исполнения ТРЕХ отдельных пророчеств. Первого—пришествия Христа. Второго—пришествия Илии. И третьего-пришествия (ТОГО) ПРОРОКА.
ТОТ ПРОРОК
Если мы заглянем в любую Библию, в которой есть алфавитный указатель или перекрестные ссылки, то в таких ссылках на полях там, где в стихе 1:25 Евангелия от Иоанна встречаются слова пророк или тот пророк, мы обнаружим, что эти слова соотносятся с пророчеством из Второзакония, 18:15 и 18. А что этот пророк—пророк, подобный Моисею, ТАКОЙ КАК ТЫ — был Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), а не Иисус, мы уже доказали с помощью очевидных и неопровержимых фактов!»
ОТВЕТ…
Прослушав речь Ахмада Дидата, представленную выше, захотелось дать обстоятельный ответ мусульманскому проповеднику. Ввиду того, что адресат уже давно почил, ответ придется отослать любому мусульманину, распространяющему видеоролики с проповедями Ахмада Дидата, содержащими многочисленные ошибки и недочеты. Ахмад пишет о сложной ситуации, якобы требующей разрешения со стороны христиан. Потому он и оставляет, как ему кажется, запутанный вопрос об имени и предназначении пророка Иоанна Предтечи на совесть христиан, должных разрешить «темные речения Христа». Что же, воспользуемся предоставленной покойным Ахмадом возможностью.
Прежде всего, необходимо отметить, что Ахмад Дидат не представил ни одного очевидного и неопровержимого факта, доказывающего истинность его домысла, касающегося пророчества Втор. 18:15,18. Как показал представленный по ссылке разбор, указанное пророчество не имеет отношения к аравийскому ханифу, а только - ко Господу Иисусу Христу. Так как нами была опровергнута изначальная предпосылка рассуждения мусульманина о вопросе священников и левитов к пророку Иоанну Предтечу: «Кто ты? – то и само его рассуждение по этому поводу носит субъективно-ошибочный характер.
Ответим на вопрос: существует ли противоречие в словах Иисуса Христа и пророка Иоанна Предтечи, представленных в следующих цитатах:
1. «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» (Мф.17:10-13);
2. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:19-21)?
Мусульмане, повторяя, видимо, заявление Ахмада Дидата, находят противоречие в представленных цитатах, когда в одной из них Иисус называет Иоанна Ильей, а во второй Иоанн отказывается от наименования себя Ильей.
Первая из представленных цитат следует после рассказа о теофании – Преображении Иисуса Христа, когда явились пред Ним два пророка Ветхого Завета: Моисей и Илия (Мф.17:3). Содержание 17 главы ясно утверждает, что на горе Преображения явился именно Илия, а не Иоанн Предтеча, и апостолы, ставшие свидетелями теофании, видели именно ветхозаветного пророка (Мф.17:4), а не «Ангела, приготовившего путь Мессии» (Мф.11:10). Однако в разбираемой цитате Иисус говорил об Иоанне как об Илии, должном «прийти прежде и устроить». Разрешим кажущееся противоречие и выясним, что имел в виду Иисус на самом деле.
Апостолы правильно поняли речь Господа (Мф.17:10-13) потому, что уже слышали от Него следующее: «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ИБО ВСЕ ПРОРОКИ И ЗАКОН ПРОРЕКЛИ ДО Иоанна. И если хотите принять, ОН ЕСТЬ ИЛИЯ, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11:10-15).
Представленными словами Иисус Христос понуждает Своих слушателей к вере в Него как Мессию и Спасителя, подтверждением чему служит исполнение «закона и пророков» до Иоанна, как и деятельность самого Иоанна, предваряющего приход Мессии, – единственного и неповторимого.
Именно в этом отрывке мы обнаруживаем слова, воспринятые мусульманами как противоречивые, - о том, что Иоанн есть Илия: «И если хотите принять, ОН ЕСТЬ ИЛИЯ, которому должно придти» (Мф.11:14). Отмеченные слова Иисуса Христа отсылают нас к представлениям иудеев о пришествии пророка Илии, как уже написано, должного предварить приход Спасителя. Данное представление, в свою очередь, основывается на пророчестве Малахии 4:5-6: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием». Из этой цитаты становится понятно, что Малахия говорит именно о пророке Илии, которого Бог пошлет из Царствия Своего на землю «пред наступлением дня Господня». Как известно, пророк Илия не умер, но был вознесен на «небеса» на огненной колеснице. Именно с этим пророком экзегеты связывают эсхатологические события будущего, должные произойти перед Вторым пришествием Иисуса Христа, когда Илия явится для проповеди Евангелия евреям. В Словаре Брокгауза и Ефрона мы можем прочесть следующее: «Под Днем Господним в Ветхом Завете понимается день или момент, когда Бог вмешивается в человеческую историю для суда или спасения… Пророки проповедовали о Дне Господнем как о суде, который разразится не только над чуждыми народами, но и над Израилем… Общий признак всех этих пророчеств таков: предсказанное спасение в День Господень станет уделом народа Божьего, до этого подвергшегося карающему суду». Повторимся, что в «День Господень» все народы подвергнутся Суду Божьему, а затем народ Божий получит спасение. Как известно, подобное произойдет во время Второго пришествия Иисуса Христа:
«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и Царствие Его» (2Тим.4:1). «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:31).
Об этом «Дне» мы можем прочесть и в Ветхом Завете: «И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоил. 2:11). «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд.1:15).
Именно пророка Илию (наряду с другим пророком - Енохом) описывает книга Откровения как предтечу Судьи мира: «И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище… И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят» (Отк.11:3,5-8).
Помимо рассмотренного пророчества Малахии 4:5-6 необходимо рассмотреть и следующее: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною…» (Мал.3:1), - которое Иисусом Христом относится к личности Иоанна Предтечи (Мф.11:10; Мк.1:2; Лк.7:27). Пророк Иоанн Предтеча приходил для приготовления богоизбранного еврейского народа к явлению Мессии (Христа), как об этом сказано в Писании: «И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк.3:3-6).
На данном этапе нашего разъяснения можно заметить, что в служении пророков Илии и Иоанна есть некоторая аналогия: оба являются предтечами Иисуса Христа, проповедующими еврейскому народу совершение обетований о спасении. Только один пророк является предтечей первого явления Христа, а другой – Второго пришествия, должного совершиться в эсхатологическом будущем. Кстати, поэтому толкователи и комментаторы относят пророчество Малахии 4:5-6 либо к Илии, либо к Иоанну, либо к ним обоим.
Иудейские учителя эпохи Второго Храма не имели четкого представления о Втором пришествии, так как не верили словам Иисуса, и ожидали единственного и окончательного явления Царя Израиля. Поэтому искаженное фарисеями и книжниками пророчество стало распространяться как слух о том, что перед приходом истинного Мессии должен якобы прийти именно Илия, а не Иоанн Предтеча.
Такая позиция книжников и фарисеев предположительно объясняется следующим образом. Народ стал обращаться к книжникам и фарисеям с сообщениями о том, что Иисус из Назарета является истинным Мессией. По мнению народа это доказывается Его поступками: Он как истинный Мессия лечит любую болезнь, воскрешает мертвых, отпускает грехи и проповедует Евангелие. В ответ на эти факты книжники и фарисеи учили о том, что якобы перед приходом истинного Мессии должен прийти Илия, а не Иоанн. Именно эти мысли изложены в текстах Евангелия, когда ученики приходят к Христу и сообщают о том, что книжники и фарисеи ссылаются на то, что раз Илия не пришел, то якобы Иисус из Назарета не является истинным Мессией, и все Его чудесные дела Христовы, предсказанные ветхозаветными пророками, якобы ничего не значат (Мф.17:10-13; Мк.9:11-13).
Поэтому в разбираемых стихах Иисус исправляет извращенный слух и указывает на Себя как на Мессию именно тем, что именно Иоанн стал предтечей первому явлению Спасителя Израиля и всего мира. Как раз словами «и если хотите принять» Христос объясняет позицию книжников и фарисеев, которые рассказывали народу о том, что якобы перед приходом Мессии должен прийти Илия. Поэтому Спаситель и говорит, что если хотите принять слова книжников и фарисеев о приходе Илии, то тогда «он (Иоанн) есть Илия». Слова «и если хотите принять» составляют очевидные рамки выражению «он (Иоанн) есть Илия», которое без них было бы категорическим. Слова Христа – простая оговорка, сделанная для обозначенных выше целей и указания на сходства между двумя пророками. Естественно, Иисус говорит об Иоанне не как о действительном Илии, но о личности, исполнившем перед первым явлением Мессии то служение, какое совершит Илия перед Вторым пришествием. В словах: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11:15) - слушатели должны были разуметь то, что Христос назвал Иоанна Илией не лично, а по духу, и такое разумение должно было указать, что Мессия уже пришел, ибо исполнилось пророчество о «предшественнике».
Представленный разбор подтверждается еще одним пророчеством, являющимся «ключом», разъясняющим слова Иисуса Христа и исправляющим всякое кажущееся противоречие. В Евангелии есть эпизод явления Архангела Гавриила Захарию, отцу Иоанна Крестителя, предсказавшего последнему рождение сына: «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн… и предъидет пред Ним В ДУХЕ И СИЛЕ ИЛИИ, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:13-17). Как видим, в этих словах Архангела Божьего речь не идет о том, что перед приходом Мессии должен появиться именно Илия, а речь идет совсем о другом: «Предтеча придет в духе и силе Илии».
Каким образом Иоанн Предтеча мог прийти «в духе и силе Илии» и как эти слова надлежит понимать? Понимать это следует именно таким образом, как это было отмечено выше: оба пророка были (будут) предтечами пришествия Мессии. Они проповедуют евреям о Христе и за свою проповедь поплатились (поплатятся) жизнью. Кроме того, между Илией и Иоанном очень много общего. Во-первых, и Илия, и Иоанн любят правду Божью. Эта черта указывает на то, что они любят Бога и беззаветно преданы Ему. Во-вторых, и Илия, и Предтеча - обличители, отстаивали правду Божью - всегда и везде, и призывали исполнять правду Божью даже могущественных владык и правителей. В-третьих, и Илия, и Иоанн - небожители. Об Илии сказано, что он за свою праведность взят живым на небо, а Иоанн Креститель «Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лук.1:15) и по своей духовной сути является Ангелом-небожителем: «Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се Я посылаю Ангела Моего» (Матф.11:10). В-четвертых, Илия был чуть ли не единственным пророком Божиим в определенный момент библейской истории: «И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень» (3Цар.18:22). И Иоанн Креститель также назван последним и единственным пророком: «И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря: … ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук.1:67,76). А Христом Иоанн Креститель назван как бы последним и единственным в свое время: «Ибо… пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф.11:13). В-пятых, оба пророка вели пустыннический и аскетический образ жизни, о чем ясно свидетельствует Писание.
Таким образом, Спаситель в Своей речи, обращенной к слушающим Его, разъясняет то, как надо понимать слова книжников и фарисеев о приходе Илии перед появлением Мессии. Причем Свое разъяснение Спаситель строит на предсказании Архангела Гавриила о появлении Иоанна Предтечи; раскрывает перед народом связь между проповеднической деятельностью Иоанна, которая имеет характерные черты, присущие и ветхозаветному пророку Илии. Так как по иудейским ожиданиям Илия должен был явиться перед самым пришествием Мессии, чтобы указать Израилю на Него: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5), и, соответственно, иудеи не могли принять Мессию, перед которым не проповедовал Илия, то Иисус, для того чтобы израильтяне могли принять Его мессианство, указывает на того, кто исполнил служение Илии. У Иоанна Предтечи и Илии одно служение, одна функция — указать людям на истинного Мессию. Поэтому и отождествляет их Христос — не их личности, но их служение.
Христос, отождествляя Иоанна и Илию, открывает Свою тайну, а не тайну Иоанна: Он и есть Христос, Которому должен послужить Илия.
Теперь обратим свое внимание на вторую из разбираемых цитат: «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? Он объявил, и не отрекся, и объявил, что я не Христос. И спросили его: что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет» (Ин.1:19-21). Рассматривая ответ пророка Иоанна Крестителя в контексте исследуемого вопроса о противоречии, можно уверенно сказать, что Иоанн отказался от имени «Илья» потому, что знал смысл задаваемого священниками вопроса. Во-первых, иудеи «искали» Илию, способного подтвердить «окончательный» приход Царя Израиля для освобождения евреев от римского ига и установления их господства над миром. Пророк Иоанн своим отрицанием подтверждает ложность чаяний Израиля и указывает на то, что еще не пришло время для Второго пришествия Мессии. Во-вторых, фарисеи и священники, завидуя славе Иоанна, искушают его вопросами, желая обвинить пророка в лжемессианстве. Однако Иоанн Предтеча не поддается искушению и отрицает свою принадлежность к личности Христа, одновременно указывая на Того, Кого в действительности ждали иудеи уже много веков (Ин. 1:26-27, 29-30). То есть Иоанн исполняет ту роль, какую исполнит пророк Илия перед Вторым пришествием Христа, не являясь при этом Илией. Таким образом, разобрав смысл двух цитат, можно с уверенность заявить об отсутствии какого-либо противоречия в словах Господа Иисуса Христа и последнего пророка Иоанна Предтечи.
Ахмад Дидат в контексте исследованного им пророчества Втор. 18:15,18 отмечает следующее:
//Однако христианские ученые мужи почему-то находят, что здесь подразумеваются лишь два. Чтобы рассеять все сомнения насчет того, что иудеи точно имели в виду именно ТРИ отдельных пророчества, когда они спрашивали Иоанна Крестителя, давайте прочитаем их увещевания, которые содержатся в следующем стихе:
И ОНИ СПРОСИЛИ ЕГО: ЧТО ЖЕ ТЫ КРЕСТИШЬ, ЕСЛИ ТЫ: а) НЕ ХРИСТОС, б) НЕ ИЛИЯ, в) НЕ ПРОРОК? (Иоан., 1:25)… Евреи ожидали исполнения ТРЕХ отдельных пророчеств. Первого—пришествия Христа. Второго—пришествия Илии. И третьего-пришествия (ТОГО) ПРОРОКА //
На самом деле, вряд ли иудее подобным образом систематизировали все мессианские пророчества своего Священного Писания. Если следовать рассуждению Ахмада, то, оказывается, иудеи должны были бы верить в пришествие сначала Христа, а потом уже Илии. Однако наше исследование, приведенное выше, противоречит мнению проповедника ислама: сначала должен прийти пророк Илия, а потом – Христос. Пророчество Малахии 4:5-6 свидетельствует, что подобное произойдет в эсхатологическом будущем – перед Вторым пришествием Господа. Кроме того, необходимо отметить, что Ахмад Дидат интерпретирует текст отрывка в угоду своей апологии мнимого пророчества о Мухаммаде и ошибочно выводит заключение о «трех личностях», присутствующих в задаваемых Иоанну вопросах.
Господь Иисус Христос постоянно указывал, что иудеи не познали Его, не признавали Его Христом (Лук.22:67), а контекст Нового Завета свидетельствует, что в Мессии иудеи видели более Царя, освободителя Израиля, а не Пророка. Поэтому указанные в цитате вопросы фарисеев и священников транслируют спутанное знание о Мессии! Подобная оценка подтверждается контекстом цитаты:
«Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак произошла о Нем РАСПРЯ в народе» (Ин.7:40-43). Иудеи спорили, ибо не имели должного знания. Фарисеи гадали: «…что же ты крестишь, если ты ни Христос, ни Илия, ни пророк?» (Ин.1:25).
В конце этой же главы Евангелия от Иоанна автор устами апостолов определенно утверждает, что Мессия и есть Пророк, предсказанный Моисеем: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали МОИСЕЙ В ЗАКОНЕ и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин.1:45). О ком мог писать Моисей в Законе? Только о Пророке – Втор.18:15,18, - как сам же Дидат и отмечает в своей проповеди. В этой же главе другой апостол называет Иисуса «Царем» и «Сыном Божиим» – двумя мессианскими именами: «Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин.1:49). Царем во время царствования Ирода мог быть назван только Мессия. То есть апостолы правильно приписывают имена «Пророк» и «Мессия-Христос» одной Личности – Иисусу из Назарета! Поэтому ошибочное представление иудеев (Ин.1:25) специально упомянуто евангелистом Иоанном наряду с правильным определением апостолов предсказанного Пророка (Ин.1:45,49), чтобы акцентировать на этом внимание читающего – обратить внимание на отсутствие знаний о Мессии у иудеев!
Однако, самое главное, что и Иисус ХРИСТОС и Его окружение постоянно свидетельствовали, что Он является именно тем Пророком, о Котором пророчествовал Моисей:
Лука 24:27: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».
Лука 24:44: «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах».
Иоанн 1:45: «мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета».
Иоанн 5:39: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне».
Иоанн 5:45-46: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне».
Иоанн 6:14: «ТОГДА ЛЮДИ, ВИДЕВШИЕ ЧУДО, СОТВОРЕННОЕ ИИСУСОМ, СКАЗАЛИ: ЭТО ИСТИННО ТОТ ПРОРОК, КОТОРОМУ ДОЛЖНО ПРИДТИ В МИР».
Деян.7:52: «Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы..»
Апостол Петр даже повторяет слова из Втор.18:18, относя их к Иисусу Христу: «да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,… МОИСЕЙ СКАЗАЛ ОТЦАМ: ГОСПОДЬ БОГ ВАШ ВОЗДВИГНЕТ ВАМ ИЗ БРАТЬЕВ ВАШИХ ПРОРОКА, КАК МЕНЯ, СЛУШАЙТЕСЬ ЕГО ВО ВСЕМ, ЧТО ОН НИ БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАМ…» (Деян.3:20,22).
Обратите внимание на Иоанна 6:14, где чудо удостоверило людей в том, что Иисус Христос является тем самым Пророком. Его называют Пророком – при этом в 6 главе не приводится никакого гадания или сомнения, ибо чудо дало знание. Чудо с умножением хлебов, напомнившее чудо Моисея с хлебом (Исх.16:11-18), подтверждает, что Иисус и есть Пророк, похожий на пророка Моисея.
Таким образом, гадание иудеев, связанное с наименованием того или иного лица, является свидетельством не того, что «Пророк» и «Мессия» - два разных лица, но свидетельством отсутствия у иудеев знания того, Кто есть Мессия. Исследование проповеди Ахмада Дидата показало, что указанное им противоречие в книгах Нового Завета является мнимым и надуманным, основанным на субъективно-ошибочном истолковании текстов Священного Писания христиан.