Чуть менее месяца назад православный иеромонах, в контакте подписанный как Венецианец Ихтис, написал статью про ислам –
В ней приведено сравнение действий Аллаха и Иблиса, которые идентичны (сбивание с пути).
В данной статье мы разберемся, насколько автор ответа корректно понимает Библию и исламское представление о вопросе искушения от Аллаха.
Итак, судя по всему, раз автор привел тафсир на Коран, чтобы пояснить то место, которое, как он посчитал, православный иеромонах неправильно понял, то Коран он читает с тафсиром. Странно, что приводя Библейский текст он не использовал православное толкование, а предоставил его собственному пониманию.
Библия – книга Церкви и понимается она в Церкви святыми отцами. Посему приведем те же самые стихи, но в толковании святых отцов, которые были так же ведомы Богом, как и авторы Библии.
Мусульманин цитирует Библию: «Зачем совратил ты нас, Господи, с путей Твоих…»
Цитата полностью:
«Для чего, Господи, Ты попустил нам совратиться с путей Твоих, ожесточиться сердцу нашему, чтобы не бояться Тебя? обратись ради рабов Твоих, ради колен наследия Твоего». (Ис. 63:17).
Из Священного Писания мы знаем, что Сам Бог никого не искушает:
«В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13).
Вот как этот и похожие тексты понимаются святыми отцами:
«Ибо Кто благ по естеству, Тот непременно готов бывает снабжать благами. Почему «всяко древо доброе плоды добрые творит» (Мф. 7:17); не на тернии зарождается грозд, и не на виноградной лозе – терние. По природе доброе из сокровищ своих не дает ничего лукавого. И добрый человек от избытка сердца не глаголет худого, но произносит сообразное своей природе. Тем паче Источник благ изольет ли из естества Своего что либо лукавое? Напротив того более благочестивый смысл требует разуметь сие так, что Божие даяние благо. Это же есть свободное движение, которое при погрешительном употреблении людьми соделалось орудием греха. Ибо что свободно и не порабощено, то добро по естеству; а что сопряжено с необходимостию, того никто не причислит к благам. Напротив того самое свободное стремление мысли, без руководства уклонившееся к избранию худого, сделалось искушением для души, от высокого и досточестного увлекшейся к страстным движениям естества. Сие-то и значит слово: «даде», имеющее не тот смысл, что Бог в жизнь человеческую вложил зло, но тот, что человек данные Богом блага по безрассудству употребил в услужение злу. А Святому Писанию обычно подобные сим мысли изражать такими речениями. Например: «предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим. 1:26); и: «предаде их... в неискусен ум» (Рим. 1:28); и: «ожесточи... сердце Фараоново» (Исх. 9:12); и: «что уклонил еси нас Господи от пути Твоего, ожесточив сердца наша, еже не боятися Тебе» (Ис. 63:17); и: «заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути» (Пс. 106:40); и: «прелстил мя еси... и прелстихся» (Иер. 20:7). Таковы и все однообразные с сими изречения, точный смысл которых не то подтверждает, будто бы в естестве человеческом происходит что либо человеческое от Бога, а напротив того обвиняет свободу, которая есть благо, и Богом данный естеству дар, но соделалась злом от наклонности к противоположному».
(Св. Григорий Нисский. Избранные творения. Вторая беседа).
«Ибо Кто благ по естеству, Тот непременно готов бывает снабжать благами. Почему «всяко древо доброе плоды добрые творит» (Мф. 7:17); не на тернии зарождается грозд, и не на виноградной лозе – терние. По природе доброе из сокровищ своих не дает ничего лукавого. И добрый человек от избытка сердца не глаголет худого, но произносит сообразное своей природе. Тем паче Источник благ изольет ли из естества Своего что либо лукавое? Напротив того более благочестивый смысл требует разуметь сие так, что Божие даяние благо. Это же есть свободное движение, которое при погрешительном употреблении людьми соделалось орудием греха. Ибо что свободно и не порабощено, то добро по естеству; а что сопряжено с необходимостию, того никто не причислит к благам. Напротив того самое свободное стремление мысли, без руководства уклонившееся к избранию худого, сделалось искушением для души, от высокого и досточестного увлекшейся к страстным движениям естества. Сие-то и значит слово: «даде», имеющее не тот смысл, что Бог в жизнь человеческую вложил зло, но тот, что человек данные Богом блага по безрассудству употребил в услужение злу. А Святому Писанию обычно подобные сим мысли изражать такими речениями. Например: «предаде их Бог в страсти безчестия» (Рим. 1:26); и: «предаде их... в неискусен ум» (Рим. 1:28); и: «ожесточи... сердце Фараоново» (Исх. 9:12); и: «что уклонил еси нас Господи от пути Твоего, ожесточив сердца наша, еже не боятися Тебе» (Ис. 63:17); и: «заблуждати сотвори я по непроходней, а не по пути» (Пс. 106:40); и: «прелстил мя еси... и прелстихся» (Иер. 20:7). Таковы и все однообразные с сими изречения, точный смысл которых не то подтверждает, будто бы в естестве человеческом происходит что либо человеческое от Бога, а напротив того обвиняет свободу, которая есть благо, и Богом данный естеству дар, но соделалась злом от наклонности к противоположному».
(Св. Григорий Нисский. Избранные творения. Вторая беседа).
Итак, Бог не сбивает с прямого пути, а дает человеку свободу, которые употребил ее на зло и сам сошел с пути или выбрал грех. При этом Бог не препятствовал, дав человеку выбор.
Далее рассмотрим книгу Иова, которую приводит автор статьи. Правда ли в книге Иова Бог использовал сатану как служебного духа?
Приведем текст, который цитирует автор статьи:
«Иов 2:3 «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
2:6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
2:7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.»».
«Иов 2:3 «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно.
2:6 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
2:7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его.»».
А вот полный текст, с пропущенными стихами: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». (Иов. 2: 3-7).
Итак, что мы видим в пропущенных стихах? В них видно, что сатана не действует по воле Божией, а просит дозволения у Бога искусить Иова. Это не одно и то же, что сказать «иди и искуси его».
Почему же Бог позволяет нечистому духу искушать Иова, что тот творит ему беды?
«Необходимо различать два рода попускаемых зол. Первый род зол, обнимающий разные огорчения, тяготы, болезни, нанесение обид или бесчестия (приведение в нищету, заключение в тюрьме, изгнание, ссылка), смерть, – все это не может быть даже названо в тесном смысле злом, а только горьким лекарством, посылаемым нам от Бога для душевного уврачевания нас. Второй род зол, называемый в собственном смысле злом, это – наши грехи, преступления Божиих заповедей. Первого рода зло попускает Бог по желанию Своему или как казнь для нечестивых, или как меру исправления для сынов и дщерей. О зле второго рода, т.е. о грехах, нельзя сказать, что совершения их желает Бог, но попускает только».
(Святитель Иоанн Тобольский. Божественный промысел. Глава IV. Бог попускает бедствия и грехи для блага людей).
(Святитель Иоанн Тобольский. Божественный промысел. Глава IV. Бог попускает бедствия и грехи для блага людей).
«Бог по особенному домостроительству предает нас скорбям, по мере веры каждого посылая и меру испытаний……. Предварительно должны мы утвердить в мыслях своих одно следующее: поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее». (Св. Василий Великий. Беседа о том, что Бог не Виновник зла).
И правда, Бог попустил Иову искушение, в котором тот выстоял и был прославлен Им как праведник, а диавол был посрамлен.
«Во время борьбы (какую воздвиг диавол) против Иова, никому, кроме Бога, не была известна цель этой борьбы. Иову была неизвестна причина борьбы, не знал он и о том, что эти подвиги имеют целью его упражнение. Друзья не знали намерений Божиих, диавол не знал будущего. Ведь, конечно, если бы он знал, что потерпит поражение, он не стал бы и нападать. И для Иова последствия борьбы оставались неизвестными. Что Бог предал его по попущению, об этом Иов узнал только тогда, когда ему было открыто Богом. Диавол же не знал, к какому концу приведет это состязание. Когда бы он знал, то не стал бы и пытаться, чтобы не навлечь на себя еще большего стыда; но что он потерпел от мучеников, то потерпел и от Иова. Он убивал мучеников, чтобы подавить Церковь, не зная, что от крови мучеников Церковь еще более процветет. Итак, все были в неведении, кроме Бога». (Св. Иоанн Златоуст. О праведном Иове).
Посему, Бог не приказывал сатане чинить беды Иову, а лишь попустил это для блага последнему, который мужественно перенес испытание, что видно, если прочесть книгу до конца.
О каком служебном духе тут можно говорить?
Опять непонимание автором текста и незнание Христианства.
Касательно введения во искушения Аллахом оппонирующая сторона приводит нам тафсир ас-Саади и делает вывод: «Сначала нужно увидеть аяты Всевышнего Аллаха в контексте: «Мы отправляли посланников, которые говорили на языке своего народа, чтобы они давали им разъяснения. Аллах вводит в заблуждение, кого пожелает, и ведет прямым путем, кого пожелает. Он – Могущественный, Мудрый.»
Толкование шейха ас-Саади следующее: «Каждый посланник проповедовал религию Аллаха только на языке своего народа, и это свидетельствует о сострадании Всевышнего по отношению к Его рабам. Они доносили истину до своих народов, после чего Аллах сбивал с прямого пути тех, кто отказывался прислушаться к верному руководству, и вел прямым путем тех, кого желал осенить божественной милостью. А благодаря Своей мудрости Он наставляет на прямой путь или вводит в заблуждение только тех, кто достоин такой участи.»
И данного толкования достаточно, что бы понять, что из-за грехов самого человека и его нежелание следовать истине, Аллах сбивает данную личность с прямого пути».
По выводу автора ответной статьи, Аллах сбивает с пути человека, который не желает следовать истине.
А как Бог относится к грешнику в Православии? Рассмотрим.
«Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?». (Иез. 18:23).
Бог не желает смерти грешнику, а спасения. Тут и речи нет, чтобы сбивать недостойного Ему Самому с пути за его неделание следовать истине. Бог желает каждому спастись.
Приведем еще один рассказ, историю из жизни одного святого.
Повесть святого Дионисия о святом Карпе и о двух грешниках.
Святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу, написанном с целью наставления в кротости и незлобии, воспоминает такое событие.
Святой Дионисий Ареопагит в своем послании к монаху Демофилу, написанном с целью наставления в кротости и незлобии, воспоминает такое событие.
– Пришлось мне, – говорит он, – при посещении острова Крита остановиться в доме блаженного Карпа, ученика святого Апостола Павла. Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума, что обладал большою способностью к Боговидениям: он даже никогда не приступал к совершению Пречистых и Животворящих Таин, прежде чем не сподобится явления ему с неба Божественного видения. Сего святого мужа, – как он сам поведал святому Дионисию, – опечалил один из неверующих. Причина печали была та, что неверующий совратил от церкви к своему злочестию одного из верующих им обстоятельством блаженный Карп был сильно огорчен. Ему надлежало бы, конечно, сохранять терпение и отпадшего от веры непрестанно увещевать полезными словами, а неверного покорять своим благодушием; надлежало бы усердно молить Господа, дабы Он и совратившегося к нечестию, опять обратил ко святой Своей Церкви и пребывающего во мраке неверия просветил светом веры. Но, никогда ни в чем не обнаруживавший прежде нетерпения, Карп на сей раз был весьма сильно огорчен в душе своей. Поздно вечером, когда приближалась уже полночь, он встал на молитву. – Он всегда имел обыкновение в полночный час вставать и молиться. – Стоя на молитве, он не мог преодолеть в себе чувства сильной скорби, какую причинили ему упомянутые два человека. Ему стало представляться, что сии беззаконные люди, развращающие правые пути Господни, несправедливо остаются жить на земле; и стал он молить Бога, да ниспадет с неба огонь на них, и пожжет их обоих. Когда он молился о сем, вдруг горница, в которой он стоял, потряслась и расступилась сверху надвое, так что казалось ему, что он стоит на дворе, и светлый огненный пламень ниспал к нему с неба. Подняв взоры вверх, он увидел отверстое небо и в нем сидящего Иисуса Христа, окруженного бесчисленным множеством ангелов в человеческом образе. Потом, опустив взоры в них, он увидел рассевшуюся землю, и в ней глубокую темную пропасть; на краю же пропасти стояли те два человека, которым Карп, в гневе, испрашивал погибели от Бог. Они стояли с мольбою во взоре и с великим страхом и трепетом, ибо были близки к падению в пропасть; а в пропасти той пресмыкался змей, скрежеща зубами. были здесь и другие какие-то люди, которые тех двух грешников били, толкали и влекли к страшному змию. Карп, видя, что опечалившие его готовы уже упасть в пропасть и быть съеденными змием, исполнился великой радости, и не столько Карп смотрел в отверстое небо и на сидящего в нем Иисуса Христа, сколько на близкую погибель сих двух грешников. Но так как они не упали в пропасть, то Карп снова стал досадовать и скорбеть, и опять стал молить Бога, чтобы они упали и погибли. Когда же он возвел очи на небо, как и прежде, то увидел, что Иисус Христос, встав с небесного престола, приблизился к сим людям, стоявшим на краю пропасти, и подал им руку помощи; ангелы же поддержали тех людей и, укрепляя их, отвлекли от пропасти. Карпу же Христос сказал:
– Для чего желаешь ты погибели братиям? – Подражай Мне и не желай смерти грешника, ибо Я готов за спасение людей снова пострадать, только бы люди обратились от своих лукавых путей и возненавидели свои грехи.
Приводя сию повесть в своем послании к упомянутому монаху Демофилу, святой Дионисий поучает ею, чтобы мы не были жестоки к согрешающим, и желали бы для них не наказания, а покаяния и обращения их, – чтобы мы усердно молились о таковых Богу, не желающему смерти грешников, дабы Он Сам Своею благодатию обратил и помиловал их, ибо Он любит праведных, но и грешных милует. Слава Господу во веки. Аминь.
Приводя сию повесть в своем послании к упомянутому монаху Демофилу, святой Дионисий поучает ею, чтобы мы не были жестоки к согрешающим, и желали бы для них не наказания, а покаяния и обращения их, – чтобы мы усердно молились о таковых Богу, не желающему смерти грешников, дабы Он Сам Своею благодатию обратил и помиловал их, ибо Он любит праведных, но и грешных милует. Слава Господу во веки. Аминь.
Думаю, комментарии излишни. Тут не о каком сбивании грешника с пути и речи нет. Господь готов за всех страдать бесконечно, лишь бы спасти нас.
В Православии, Бог отдается за человека для его спасения, а в исламе, Аллах сбивает с пути согрешившего, судя по толкованию ас-Саади.
Но согласна ли с шейхом ас-Саади сунна, что сбивается с пути только грешник, который сам избрал путь погибели?
Рассмотрим и этот вопрос.
В исламском учении Аллах равный источник добра и зла.
Ахмад приводит хадис Ибн Амра от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто бросил какое-либо дело из-за дурной приметы, тот впал в многобожие». Люди спросили: «А каково искупление этого?» Он ответил: «Вам следует сказать: "О Аллах! Нет добра, кроме Твоего добра, и нет зла, кроме Твоего зла, и нет никого достойного поклонения, кроме Тебя"». Передали Ахмад, 2/220; Ибн ас-Сунни «‘Амалюль-яуми уа-ллейля», 292; Ибн ’Абд уль-Барр в «ат-Тамхид», 24/201. Раз Аллах несет добро и зло, то сбивать с пути для него вовсе не является чем-то запретным.
Рассмотрим хадисы из книги предопределения:
ГЛАВА 1. Высохли перья, (которыми записали) то, что (было заранее) известно Аллаху. 2043 (6596). Сообщается, что 'Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один человек спросил: "О посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: "Да". (Человек) спросил: "Так ради чего же (люди стараются) делать (добрые дела)?" (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: "Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)"».
ГЛАВА 3. Принесение рабом Аллаха обета в (стремлении избежать) предопределённого. 2045 (6609). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «(Аллах Всевышний сказал): "Не принесёт обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределённое Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путём Я заставляю скупого (тратить свои средства)».
Глава 11. Сыну Адама предопределён его удел прелюбодеяния 1862 Передают со слов Абу Хурайры , что пророк сказал: «Предо¬пределена сыну Адама его доля прелюбодеяния, совершения которого ему не избежать: прелюбодеянием глаз является взор, прелюбодея¬нием ушей — выслушивание, прелюбодеянием языка — речь, прелю-бодеянием руки — захватывание, а прелюбодеянием ноги — шаги. [Что касается] сердца, то оно испытывает желание и хочет, а половые органы либо подтверждают, либо отвергают это».
Из всего выше приведенного следует, что: 1) Все дела созданы вместе с людьми и заранее предопределены. 2) Грехи и добродетели совершаются по воле Аллаха.
Стало быть, дела добра и дела зла человек делает по воле Аллаха.
Сорок хадисов имама ан-Навави. Хадис № 4:
Сообщается, что Абу Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал нам: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же — в виде кусочка плоти, а затем к нему направляется ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь). И, поистине, любой из вас может совершать дела обитателей огня до тех пор, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь одного локтя, после чего (сбудется) написанное ему на роду, и он станет совершать дела обитателей рая и попадёт в (рай)”». (Этот хадис передали аль-Бухари 3208, Муслим 2643).
Как видим, сунна Мухамеда предписывает человеку фатализм, причем Аллах, вопреки тафсиру ас-Саади, решает спасти человека или погубить не взирая на его образ жизни.
Стало быть, Аллах сбивает с пути кого хочет, даже если человек не грешник, а наоборот стремится жить праведно, но если сбить с пути его угодно Аллаху, равно как и спасти.
Автор статьи упустил важную часть своего вероучения, сославшись на тафсир. Он упустил сунну, которая прямо подтверждает мысль статьи иеромонаха.
Подводя итоги, скажем, что из всего приведенного в нашей статье материала видно, что:
1) Истинный Бог Библии любит Свое творение и никого не искушает и не использует дьявола как служебный дух.
2) В исламе Аллах является источником как добра, так и зла, губя и милуя кого сам захочет, не смотря на усилия и желания самого человека.
Истинный Бог Библии всех любит и каждому желает обращения и спасения, кто обратиться к Нему, войдя в созданную Им Православную Церковь.
Источник: православная группа "Символ Веры"