Запрет многоженства кумранитами

Свитки Мертвого моря показывают, что в иудаизме были группы, которые запрещали полигамию. Кумраниты отличались от других еврейских групп по многим вопросам, в том числе вопросам, касающимся чистоты, поклонения и толкования законов. Они не отмечали праздники вместе с остальными иудеями, так как у них был собственный религиозный календарь. Из-за чрезмерного беспокойства о чистоте некоторые их них отделились от общества и жили в пустыне. Многие дали обет безбрачия [1]. Тем не менее общину Кумрана интересовали вопросы брака, особенно полигамии, которые широко обсуждались в их писаниях, где сурово критикуется поведение других людей.
В Дамасском документе (CD 4.19-5.5) [2] кумраниты осуждают «строителей стены» (возможно, речь идет о фарисеях или обо всех остальных иудеях, которые не принадлежали к их общине) [3]. Они обвиняют их в сексуальном грехе и осквернении Храма [4]. Возможно, кумраниты считали, что Храм осквернялся вхождением в него нечистых иудеев. Кроме того, иудеи осквернили себя, нарушив два важных запрета: о поведении во время менструального цикла и о браке с ближайшими родственниками.
Одно из двух основных обвинений против фарисеев в Дамасском документе относится к полигамии, которую кумраниты рассматривали как сексуальный грех. Кумранские толкователи считали, что Лев.18:18 объявляет полигамию незаконной.
CD 4.20-5.6:
… Они ловятся двумя (сетями): блудом (זְנוּת), беря двух жен при их жизни, тогда как основа творения (суть слова): «мужчиной и женщиной сотворил их» (Быт.1:27). И вошедшие в ковчег «по парам пришли к ковчегу» (Быт.7:9). И о царе написано: «Пусть не умножает себе жен» (Втор.17:17). А Давид не читал книги Закона, запечатанной, которая была в ковчеге, потому что он (ковчег) не открывался в Израиле со дня смерти Элеазара, Иисуса и старейшин, так как служил Астарте, и (Иисус) скрыл явное, пока не встал Садок. Но дела Давида вознесены, кроме крови Урии, и Бог отпустил это ему.
В выражении «беря двух жен при их жизни» местоимение «их» мужского рода, что говорит об обвинении мужчин в многоженстве. Это относится не только к многоженцам, но и к тем, кто заключает повторный брак после развода и вдовства. Некоторые комментаторы, такие как Соломон Счетчер, показали, что фактически это был запрет на развод, так как разводящийся не мог повторно вступить в брак [5]. Другие комментаторы, такие как Чаим Рабин, предлагают рассматривать выражение «при их (муж. род) жизни» как аллюзия на Лев.18:18, где местоимение «их» стоит в женском роде [6]. Таким образом, это выражение будет означать, что развод и повторный брак возможен, но только после смерти супруги.
Храмовый свиток поддерживает такое исправление [7]. Этот документ содержит расширенное описание законов Торы. Дополнительные комментарии к тексту – не произвольные, они основаны на экзегезе других библейских текстов, которые иногда упоминаются прямо, но в большинстве случаев неявно. Подразумевалось, что читатель хорошо о них знает. Вполне возможно, что Храмовый свиток и Дамасский документ писали разные группы авторов, тем не менее их легче понять в свете друг друга. Пятьдесят седьмой раздел Храмового свитка повторяет законы для царей из Втор. 17:14-20, и подобно Дамасскому документу, обращается к Лев.18:18 как к запрету на полигамию.
Столбец 57.15-19:
«А жену он возьмет не из дочерей иноверцев, из дома своего отца возьмет супругу, из семьи отца, и не возьмет жену другую, только она будет с ним во все дни его жизни. Если же эта умрет, тогда возьмет себе другую из дома отца своего».
Этот раздел Храмового свитка о жене царя повторяет то, что сказано во Втор.17:17: «… и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его». В данном документе этот текст истолкован как запрет на полигамию, несмотря на то, что традиционное раввинистическое толкование запрещает брать больше восемнадцати жен [8]. Похоже, автор свитка истолковывает фразу «чтобы не развратилось сердце его» в свете Втор.7:3-4 и 3Цар.11:1-2, где сказано, что сердце израильтян и Соломона развратились чужеземными женами. Следовательно, Храмовый свиток говорит, что царь может жениться только на израильтянке и взять в жену только одну женщину. Чтобы такая интерпретация одной жены, а не нескольких выглядела оправданной, автор данного кумранского документа обращает внимание на фразу «при жизни ее» из Лев.18:18. Лев. 18:18 запрещает жениться на сестре своей жены (или бывшей жены), пока она жива. Применяя этот закон к царям, в Храмовом свитке сделано ударение на том, что Израиль – это одна семья: «Жену он возьмет не из дочерей иноверцев, из дома отца возьмет супругу, из семьи отца» [9].
Сложно сказать, считает ли автор (или авторы) Храмового свитка моногамию обязательной для всех иудеев, но, по меньшей мере, цари в этом вопросе должны быть примером для подражания.
В Дамасском документе аллюзия на Лев.18:18 не сопровождается каким-либо пояснением. В отличие от Храмового свитка нет даже короткого комментария по этому поводу. Это говорит о том, что читатель понимал текст и его значение. Он следует за текстом, который усиливает аргументацию против полигамии. На примере истории об Адаме и Ноевом ковчеге показано, что Бог замыслил для одного мужчины одну женщину [10]. Затем следует пространное пояснение многоженства царя Давида, который якобы не мог знать закона, так как он в то время был сокрыт.
Итак, авторы Дамасского документа и Храмового свитка были весьма критично настроены против полигамии. Они рассматривали ее как сексуальную распущенность, противоречащую идеалам, представленным в примерах Творца, Адама, Ноя и его: сыновей. А также они считали ее нарушением одной из заповедей Торы, данной в Лев. 18:18. Должно быть, их толкование этого текста было хорошо известно, так как они не пытаются подробно пояснить его.
[1] – Устав общины Кумрана поощрял целибат, хотя приложение к нему (1QSa 1.8-11) и Дамасский документ (CD 7.7-8) свидетельствует, что, по крайней мере, несколько членов общины состояли в браке.
[2] – Дамасский документ назван так из-за упоминания в нем Дамаска. Впервые он был обнаружен в каирской генизе, поэтому получил название CD (Cairo Damascus).
[3] – «Стена» может указывать на «ограждение», которое фарисеи возвели вокруг закона. Ограждение состояло из множества законов раввинов, которые усиливали и конкретизировали то, о чем говорил библейский закон. Соблюдая эти раввинские постановления, человек мог быть уверен, что исполнил все библейские заповеди. Таким образом, они ограждали человека от нарушения грани библейских законов. Джеймс Чарльзворс также предполагает, что подобное выражение в CD 8.12 может относиться к фарисеям (Charlesworth, The Dead Sea Scrolls: Hebrew, Aramaic, and Greek Texts with English Translations, 2 vols., p.29). В том же отрывке они названы «белильщиками стен», что напоминает некоторые новозаветные тексты (Мф.23:27; Деян.23:3).
[4] – Два из трех грехов перечислены в CD 4.17. Грех богатства, или материализма, возможно, приписывался саддукеям.
[5] – Solomon Schechter, Documents of Jewish Sectaries (Cambridge: University Press, 1910; reprinted New York: Ktav Publishing House, 1970), p. xvii. См. полную библиографию и анализ исследований этого отрывка в моей работе «Nomological Exegesis in Qumran ˊDivorceˊ Texts».
[6] – Chaim Rabin, The Zadokite Documents (Oxford: Clarendon, 1954), pp. 16-17. Нужно отметить, что Счетчер, вероятно, понимал это так же, хотя и не говорит это в своем комментарии, потому что в его введении он пришел к заключению, что Дамасский документ запрещает «брать вторую жену, пока первая жива, хотя и разведена» (Documents of Jewish Sectaries, p. xvii). Игаэль Ядин (Yigael Yadin, The Tample Scroll, 3 vols. [Jerusalem: Israel Exploration Society, 1983], 1:356) говорит, что «самые ранние ученые» истолковывают его именно так.
[7] – Согласно Ядину, только Джером Мерфи О'Конор все еще защищает мужское прочтение со времени публикации Храмового свитка. Он продолжает затянувшуюся дискуссию с Ядином.
[8] – См. Р.Иуда в m. Sanh. 2.4 и Палестинский таргум. Возможно, это основано на традиции, согласно которой у Давида было восемнадцать жен (bSanh.21a; y. Sanh. 2.6 [20c]).
[9] – На этом сделано большое ударение в коротком отрывке: «Из дома своего отца… из семьи отца… Если же эта умрет, тогда возьмет себе другую из дома отца своего». Было естественным рассматривать Бога как отца Израиля (как в Ис.63:16; Иер. 31:9), когда речь в контексте идет об обращении к другим богам. Шиффман (Schiffman, “Laws Pertaining to Women in the Tample Scroll", pp. 214-15) говорит, что основное ударение сделано на том, что царь, подобно первосвященнику, не может жениться на язычнице.
[10] – Evald Lovestam, “Divorce and Remarriage in New Testament", in The Jewish Law Annual, ed. B.S. Jackson (Leiden: Brill, 1981), 4:50. Автор говорит, что эти два отрывка связаны словами «мужчина и женщина», которые встречаются сразу после текста, процитированного из Быт. 7:9.
Источник: Инстоун-Брбер Д. Развод и повторный брак в Библии / пер. с англ. Александра Карплюка – Черкассы: Коллоквиум, 2016. С. 80-85.