Нередко от представителей исламской стороны нам приходится слышать что де догмат о Троице приняли на 1 Вселенском Соборе под давлением небезызвестного Императора Константина. Много грязи льют на этого первого в истории императора, который даровал нашей религии свободу и прекратил гонения на христиан по всей империи. Но что же за человек он был на самом деле? И смог бы он лично своей властью внести некие поправки в догматику Церкви и самое главное - позволила ли бы сама Церковь вчерашнему язычнику сделать это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня ответить.
Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н родился в провинции Верхняя Мёзия в городе Наисс (современный Ниш в Сербии) 27 февраля около 272 года (точный год рождения не установлен). Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью его сожительница (конкубина) — Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. В ранней молодости Константин был отправлен в качестве заложника ко двору императора Диоклетиана в Никомедию, служил в его армии, участвовал в походах в Персию и Египет. В это же время согласно историческим хроникам главным военным комитом Диоклетиана был Георгий, в последствии прославленный нашей церковью как мученик Георгий Победоносец. И хотя точных исторических данных не сохранилось, почти наверняка эти два военных молодых человека Константин и Георгий были знакомы друг с другом, а, может быть, даже дружили и вместе участвовали в военных кампаниях.
В 285 году император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей, согласно которой у власти находились не один, а сразу четыре правителя, двое из которых назывались августами (старшими императорами), а двое других цезарями (младшими). Предполагалось, что спустя 20 лет правления августы отрекутся от власти в пользу цезарей, которые, в свою очередь, также должны были назначить себе преемников. В том же году Диоклетиан выбрал себе в соправители Максимиана, при этом отдав ему в управление западную часть империи, а себе оставив восток. В 293 году августы выбрали себе преемников. Одним из них и стал отец Константина, Констанций, бывший тогда префектом Галлии, место другого занял Галерий, ставший впоследствии одним из жесточайших гонителей христиан. В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). К этому моменту Констанций был уже очень слаб здоровьем и его соправитель надеялся на его скорую смерть. Почувствовав приближение смерти, Констанций пожелал видеть своего сына Константина, находящегося в этот момент, практически на правах заложника, в столице восточного августа Никомедии. Галерий не желал отпускать Константина к отцу, так как боялся, что воины объявят его августом, что не входило в планы императора. Он хотел подчинить себе всю империю, поставив на место Констанция своего ставленника Флавия Севера. Более того, у Галерия были планы убить Константина, он не хотел отпускать его, и Константин фактически бежит из Никомедийского дворца в Британию, к умирающему отцу. Армия провозгласила Константина императором после смерти его отца Констанция I в 306 г. под Эбораком (Йорком).
Волей-неволей Галерию пришлось смириться с этим, но под предлогом, что Константин ещё слишком молод, он признал его только цезарем. Августом же он назначил Севера. Формально Константин занимал положение подчинённого по отношению к Флавию Северу, но на самом деле это было не так. В Галлии, где находилась резиденция Константина, стояли лично ему преданные легионы, население провинции, благодаря мягкой и справедливой политике его отца, доверяло ему. Флавий Север не имел такой прочной основы.
В 306 году в Риме случилось восстание, в ходе которого Максенций, сын отрёкшегося Максимиана, пришёл к власти. Константин охотно пошёл на соглашение с ним. Пытаясь подавить восстание, Север осадил Рим, но взять его не смог и отступил в хорошо укреплённую Равенну. Максимиан, вернувшийся к власти после провозглашения сына цезарем, пошёл на хитрость. Он убедил Севера, что среди его приближённых против него составлен заговор, и если он сдастся на милость Максимиану, ему сохранят жизнь. Когда Север сдался, его привезли в Рим и заставили покончить с собой. После его гибели сам император Галерий пытался подавить восстание. Он вторгся в Италию, однако ничего не смог сделать с неприступными твердынями Рима и Равенны. В 308 году взамен Севера он объявил августом Запада Лициния, который реально контролировал лишь балканские провинции. В этом же году цезарь Максимин Даза объявил себя августом, и Галерию пришлось присвоить Константину такой же титул (так как до этого они оба были цезарями). Таким образом в 308 году империя оказалась под властью сразу 5 полноправных правителей, каждый из которых не подчинялся другому.
Вскоре Максимиан, не желавший делить власть с сыном, покинул Рим и отправился в Арелат (современный Арль во Франции) к Константину, который приходился ему зятем. В 310 году Максимиан, живший на положении частного лица в Арелате, распустил слухи о его смерти и захватил власть. Но большая часть армии осталась верна Константину, который в этот момент был в походе против франков. Вскоре услышав о восстании, он быстро вернулся. Максимиан бежал в Массилию, но местные жители открыли ворота войскам Константина. Император сохранил Максимиану жизнь, однако, потеряв надежду на обладание властью, тот покончил с собой.
В 312 году теперь уже Константин двинул свои войска против Максенция, чья власть к тому времени выродилась в жестокую тиранию. Порочный и праздный, он задавливал народ непосильными налогами, доходы от которых тратил на пышные празднества и грандиозные строительства. Однако он обладал большим войском, состоящим из гвардии преторианцев, а также мавров и италиков. В нескольких сражениях Константин разгромил силы Максенция, который в этот момент давал в Риме игры в честь своего дня рождения. Когда войска Константина стояли уже у самого города Рима, он встретился с противником у Мильвийского моста, но войска того обратились в бегство, а сам он, поддавшись страху, бросился к разрушенному мосту и утонул в Тибре. 28 октября 312 года Константин торжественно вступил в Рим. В честь этой победы в столице была поставлена грандиозная арка Константина.
А теперь поговорим о религиозной политике Константина. В начале своего правления он был ещё язычником и формально оставался им практически до конца своих дней, приняв крещение только перед смертью. Однако он с юности явно симпатизировал христианству и христианам, т.к. христианами были его мать, Елена, частично Никомедийское военное окружение и, по слухам, его первая жена, Минервина.
Во время войны с Максенцием, по словам Константина, к нему во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ΧΡ, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!». В 313 году Константин и его соправитель Лициний подписали т.н. "Миланский эдикт" о свободе вероисповедания, хотя Лициний принял его неохотно, вынужденно, и в последствии несмотря на принятый закон, продолжал гнать христиан в своих провинциях.
При Константине христианство стало обретать статус государственной религии, однако следует принять во внимание то что Константина всегда мало интересовала догматика Церкви, и будучи язычником, он практически в ней не разбирался, скорее он видел в ней силу, способную сплотить Римское государство в единое целое, возможность покончить с распрями в обществе, свой оплот и поддержку. Ведь именно благодаря Господу Иисусу Христу Константин, собственно к власти и пришел, победив всех своих врагов и недоброжелателей. Он никогда не был философом, скорее политиком и стратегом, и считал, что отныне его долг перед Богом - помогать Церкви и хранить её целостность.
В этот период в жизни пожилого императора происходит страшная семейная драма. В результате интриг его второй жены Фаусты погибает его горячо любимый сын от первого брака - Крисп. Самое ужасное в этой истории было то, что Константин сам того не зная, становится главным исполнителем смертного приговора сыну. Когда же он узнал, что был жестоко обманут Фаустой, и Крисп был невиновен, то к смерти он приговаривает и её. В одночасье лишившись семьи, одинокий и пожилой император чувствует одиночество пустоту и печаль. Его другие дети только и думают что о его смерти и о дележе власти. И Константин обращает свои взоры к религии в поисках утешения. Есть неофициальные сведения, что для начала он обращается за советом к языческим жрецам с вопросом - может ли его поступок сыноубийства быть прощен? Но жрецы отрицают эту возможность для Константина. И тогда он вновь обращается к христианству. И вот здесь находит подлинное утешение и прощение своего невольного греха. Епископы Церкви говорят о возможности покаяния и прощения Господом императора. Тут он уже более глубоко проникается верой во Христа Искупителя и начинает думать о принятии крещения. Но принять его ему хотелось в Иордане, там где был крещен Спаситель.
В это же время в Церкви между александрийскими священником Арием и епископом Александром разгорелся спор о природе Христа, грозивший церковным расколом, Константин созывает Никейский Собор 325 года. Для него было большой личной трагедией, что Церковь, в корой он видел свой оплот и надежду, изнутри раздираема спорами и ссорами. Когда епископы Церкви собрались на Собор, император обратился к ним с приветственной речью, где во-первых выразил радость увидеть всех епископов в сборе, во- вторых, выразил свое глубокое огорчение внутрицерковным расколом, подчеркнув что видит в Церкви надежный оплот государственности и хочет чтобы все распри были прекращены, и в- третьих, он поддержит любое решение собора, каким бы оно ни было. По всеобщему согласию он был выбран арбитром - наблюдателем за ходом сессий собора. Никаких догматических предложений и поправок, как арбитр, он вносить не имел права. Более того большинство епископов, приехавших на собор были исповедниками, претерпевшими мучения от бывшей языческой власти, многие имели увечья от перенесенных мучений, поэтому вздумай вдруг Константин им угрожать или давить на них, прошедших застенки Галерия, Максимиана и Лициния - это было бы просто бессмысленно.
Таким образом Константин был всего лишь наблюдателем на соборе, и в конце своей подписью скрепил его решение. Он никоим образом не мог на него повлиять, т.к. был даже ещё не крещен и формально к церкви не принадлежал. Да и на уме его было теперь совсем иное - он задумал грандиозное строительство новой столицы свой империи нового города - Константинополя. Уже были готовы планы и проекты, уже началось строительство, как вдруг престарелый император почувствовал недомогание и через несколько дней болезни понял, что умирает. Его мечты о крещении в Иордане не сбылись. Но перед смертью он принимает крещение в своем дворце в Константинополе. Лежа на смертном одре в окружении детей и внуков, старый император сказал, что только теперь он по-настоящему чувствует себя совершенно счастливым.
Хоронили императора Константина Великого в его белых крещальных одеждах, а после смерти Церковь причислила его к лику святых за его веру, покаяние, любовь и доброту к Церкви и своим подданным-христианам.
Святой император Константин, моли Бога о нас!
Источник - https://vk.com/club116850773