Опровержение исламского заявления об упоминании Мекки в Псалтыре. Противоречие в датировке установления мечети аль-Акса.

Очередной раз в одной из исламских групп опубликовали статью, служащую свидетельством "наличия пророчеств" об «исламе» в Библии. В статье под громким названием «УПОМИНАНИЕ МЕККИ В ПСАЛТЫРЕ» автор поста пытается убедить читателей в том, что «долина бака», упомянутая в Пс.83:7, и Мекка – одно и то же место! 

Автор проводит подробный этимологический анализ еврейского слова «бака» (בכא) и настаивает на том, что в отрывке Пс. 83:5-8 идет речь о доме Аллаха – Каабе. Кроме того, автор поста приводит еще ряд громких «заявлений», каждое из которых должно быть встречено подробнейшим комментарием. 

Представим разбираемый отрывок Псалтыри: 
«Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. 6 Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. 7 Проходя ДОЛИНОЮ ПЛАЧА, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; 8 приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Пс.83:5-7). 

В данном отрывке аллегорически представлен путь блаженного человека к Богу. Странно, что автор копипаста не замечает конечный пункт пути «блаженных» - Сион! Однако, все в свою очередь… 


Действительно, в «Еврейской энциклопедии» Брокгауза и Ефрона мы можем прочитать следующее: 


"Бака (בכא) — куст или кустовидное дерево в долине Рефаим (II Сам., 5, 23 и сл. и I Хрон., 14, 14 и сл.). Талмудисты (а с ними и Лютер) считают его без достаточного, впрочем, основания тутовым деревом; в арамейском переводе Библии Бака переводится через «дерево», тогда как Септуагинта (I Хрон., 14, 14 и сл.) и Вульгата (в обоих случаях) подразумевают под Б. «грушевое дерево», с чем согласен и Rosenmüller (IV, 1, стр. 247 и сл.). Позднейшие же экзегеты, ещё со времени Цельзия (Ol. Celsius, Hierobotanicon s. de plantis Sacrae Scripturae, Amsterdam, 1748, I, стр. 335 и сл.), отождествляли его с кустом «бака» у арабов. По мнению Абульфадла и Ибн аль-Байтара, Бака рос вблизи Мекки и очень напоминал бальзаминовый куст, отличаясь от него лишь более длинными листьями и более крупными и круглыми плодами; из сорванных листьев вытекала белая и едкая жидкость. Полагают, что это свойство и дало кусту имя Бака (по-еврейски — «плакать»). Того же мнения, но с оговорками, держится и Форскаль в своей Flora aegyptiaco-arabica, стр. 198" (3/692-693). 


Энциклопедия отмечает, что в долине Рефаим и вблизи Мекки росли кустовидные деревья (бальзаминовое или тутовое), листья которых давали жидкость, от чего евреи и дали ему название «Бака» (плакать, плач, слеза). Примечательно, что энциклопедия отмечает именно еврейское происхождение наименования куста. Несмотря на скоропалительные выводы, автору поста стоило бы задуматься: не являются ли евреи виновниками наименования кустов и в окрестностях Мекки? То есть подобное наименование могло быть заимствовано арабами у евреев, проживавших во многих местах Аравии, о чем нам свидетельствуют и мусульманские первоисточники. Тогда наименование Мекки словом «Бакка», видимо, произошедшее от еврейского наименования бальзаминового куста, является лишь естественным совпадением с названием «долины плача», скорее всего, находящейся вблизи долины Рефаим или с ней совпадающей, и не может служить свидетельством истинности пророчества Пс. 83:7 о Мекке! По крайней мере, исследователи затрудняются назвать значение слова «Мекка», ставшего наименованием «священного» города мусульман. 


Энциклопедия Брокгауза и Ефрона отмечает еще одно место произрастания кустов «бака» - Рефаим. Рефа’им(ов) дол’ина (Нав.15:8 ; Нав.18:16 ; 2Цар.5:18 ,22; 2Цар.23:13 ; 1Пар.11:15 ; 1Пар.14:9 ; Ис.17:5 ) - широкая и плодородная долина на юго-западе от Иерусалима. Примечательно, что в настоящее время эта местность носит следующее название: «Эль-Бекаа». Именно в этой местности произрастали тутовые деревья, при надрезе листьев которых источается белая смола или сок, подобно каплям слез. 

В Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (http://dic.academic.ru/dic.nsf/biblerus/67289/Тутовое) найдем следующую подробность: «Тутовое дерево – (2Цар.5:23-24), …в одной из войн Давида против филистимлян возник вопрос: должен ли он нападать на них, когда они расположились в долине Рефаим? И Господь отвечал Давиду: «не выходи навстречу им, а зайди им с тылу и иди к ним со стороны тутовой рощи; и когда услышишь шум как бы идущего по вершинам тутовых дерев, то двинься, ибо тогда пошел Господь пред тобою, чтобы поразить войско Филистимское». Тутовые деревья растут в обилии в Сирии и Аравии в настоящее время. При надрезе листьев они источают из себя белую острую смолу или сок, подобно каплям слез. Не от этих ли тутовых деревьев получила свое название упоминаемая в псалмах Давида (Пс.83:7) «долина плача»? Вообще тутовые деревья похожи на кустарники бальзама, имея длинные и широкие листья». 



Согласно комментарию архим. Никифора долина Рефаим действительно отличалась от остальных местностей Палестины наличием тутовых рощ. Кроме того, наименование долины упоминается в истории войн царя Давида, который, в свою очередь, подразумевается в разбираемом 83 псалме под именем «помазанник Божий» (См. Толкование Библии Лопухина). Архимандрит Никифор прямо указывает, что тутовые деревья, произраставшие в долине Рефаим и упомянутые в 2Цар.5:23-24, могли дать сей долине наименование «долина плача». 



В «Опыте Библейского словаря собственных имен» протоиерея Павла Солярского можно прочесть следующее определение: «Долина Плача (Пс.83:7) – недалеко от Иерусалима, по Таргуму, внизу горы СИОНА, где, ПО УКАЗАНИЮ 2Цар.5: 23-24 находилась тутовая роща. Название имеет или от тутовых деревьев (בָכָא = плач, рыдание, слезы), или от слез, проливаемых, при виде святого места, путешественниками. Ges. P. 146 – 147. Furst. 1. P. 187/ Библ. Слов. Верх. Т.1. стр. 268».


Данный Словарь подтверждает приведенное выше заключение: Рефаим, упомянутый в 2Цар.5: 23-24, совпадает с местоположением «долины Плача», то есть местоположение последней определяется близостью с Иерусалимом, то есть горой Сион – юго-западным холмом самого города. 

«Библейский словарь» Н.Н. Глубоковского отмечает: «ДОЛИНА ПЛАЧА (Пс.83:7), прилегала к Иерусалиму с запада; ПУТЕШЕСТВУЮЩИМ В ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ НУЖНО БЫЛО ПРОХОДИТЬ ЧЕРЕЗ НЕЕ; названа так от какого-то большого поражения, понесенного на ней евреями (вероятно, от филистимлян)». Как и в упомянутых источниках, словарь Глубоковского также располагает долину Плача возле Иерусалима. 

В «Житии и хождении игумена Даниила из Русской земли», литературном памятнике 12 века — древнейшее из русских описаний паломничества в Святую землю, -отмечается примерное расположение «Гефсиманского села»: «Гефсимания же, село, где находится гроб святой Богородицы, близко от Иерусалима, на потоке Кедронском, в Долине плача, и расположено от Иерусалима в среднем направлении между юго- и северо-востоком... А от того монастыря до лавры святого Саввы верст шесть. Оба же те монастыря к югу от Иерусалима. Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли (долине) плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря» [ Библиотека литературы Древней Руси . Том 4. Хождение Игумена Даниила - Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова]. Данный древний источник также подтверждает, что «долина плача» располагалась возле Иерусалима! 

Таким образом, не остается ни одного сомнения по поводу расположения «долины плача (Бака): библейские словари и энциклопедии, авторитетные для автора поста, определяют местоположение долины близостью к Иерусалиму, горе Сион. Даже древнерусский текст стал важным источником, определившим долину Плача местом, близким к Иерусалиму! 

Однако подобное заключение подтверждается самим разбираемым текстом 83 псалма: 
«Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя. Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя ДОЛИНОЮ ПЛАЧА, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на СИОНЕ» (Пс.83:5-7). 
В отрывке не случайно упоминается Сион. В Библии Сион называется просто Сионом, «городом Давидовым» (2Цар.5:7; 3Цар.8:1), «горою святою» (Пс.2:6), «жилищем и домом Божиим» (Пс.131:13; Ис.8:18), «царственным городом Божиим» (2Цар.12:26) и в переносном смысле обозначает Иерусалим, колено Иудино и царство Иудейское, всю Иудею и весь народ иудейский. Пророки именем Сион часто называют царство Божие во всей его полноте, на земле и на небе, до окончательного совершения всего в вечности. Наконец, в прообразовательном смысле Сион представляется как место жительства Божия на небесах, как место высочайшего откровения славы Его. Оттуда приходит спасение Израилю (4Цар.19:31; Пс. 8:7; 52:7; Пс.13:7), оттуда является Бог во славе Своей (Пс. 49:2—4); туда придут искуплённые Господа, и радость вечности на главе их (Исаия: Ис.1:27). Метафора «дщерь Сиона» (в Септуагинте др.-греч. θυγάτηρ Σιων, в Вульгате лат. filia Sion) относится чаще всего к Иерусалиму - 4Цар.19:21; Пс.9:15; Песн.3:11; Ис.3:16-17…

В данном отрывке описывается путь «паломника» - блаженного человека – к Скинии (храму) Божьему, что располагался в Сионе, то есть в Иерусалиме. Путник идет стезями к Богу – по дорогам и улицам к Скинии (Иерусалимскому храму). Чтобы совершить указанный путь, блаженный человек и должен был пройти «долину плача» - местность, что простиралась перед Иерусалимом (Сионом). Подобное поэтичное описание путешествия «блаженного человека» связано с обстоятельствами написания псалма и объясняется его содержанием. Псалом указывает на вынужденное удаление от храма вместе с левитами и помазанника Божия (10 ст.). Под последним можно разуметь царя, так как со времени помазания Саула на царство термин "помазанник" стал преимущественно прилагаться к царям (1 Цар 12:3, 5; 26:9; 2 Цар 1:14; Пс 17:51; Пс 19:7:). Царь по изображению псалма, благочестив, принадлежит к числу "ходящих в непорочности" (12 ст.). Таким царем нужно считать Давида, а обстоятельствами написания псалма - бегство его из Иерусалима во время гонений от Авессалома, когда Давида сопровождали любившие его и сочувствовавшие ему левиты. Последние хорошо понимали состояние Давида в его удалении от скинии, что и изобразили в псалме: чаяния вернуться в Сион через «долину плача». Явно сия «юдоль» не относится к Мекке, не имеющей отношения к Иерусалиму (Сиону). 
Таким образом, можно с уверенностью написать, что в Псалтыри, как и во всей Библии, не упоминается ни Мекка, ни дом «Аллаха» - Кааба. Наоборот, 83 псалом пророчествует об Иерусалимском храме – доме Бога Израиля!


P.S. 
Автор бездарного поста отмечает: 

// Напомню, что, согласно исламским преданиям, священная Кааба и территория вокруг неё являются самой древней мечетью на земле — древнее, чем Иерусалимский храм. Из благородной Книги Аллаха мы знаем, что мекканская мечеть аль-Харам была основана пророками Ибрахимом (Авраамом) и его старшим сыном Исмаилом (мир им обоим)// 

В свою очередь, замечу, что ни Авраам (Ибрахим), ни Измаил (Исмаил) никогда не были на территории современной Мекки, поэтому не могли участвовать в строительстве древней «мечети» аль-Харам – Каабы. В указанном можно удостовериться посредством Священного Писания иудеев и христиан, где четко прописаны пути передвижения Авраама и Измаила. Авраам не только не основывал Каабу, но и сама Кааба Мекки является типичным капищем язычников кубической формы, часто встречавшиеся на территории Аравии. 
Кроме того, автор копипаста свидетельствует о противоречиях в исламе! 

Отрывок из поста мусульманской группы:

// Т.е. даже при таком толковании упомянутого стиха велика вероятность того, что в нём прямо говорится о долине Мекки, а не о какой-то иной местности или переносно — о человеческой жизни. Напомню, что, согласно исламским преданиям, священная Кааба и территория вокруг неё являются самой древней мечетью на земле — древнее, чем Иерусалимский храм. Из благородной Книги Аллаха мы знаем, что мекканская мечеть аль-Харам была основана пророками Ибрахимом (Авраамом) и его старшим сыном Исмаилом (мир им обоим): 

«Вот Ибрахим и Исмаил заложили основы Дома (т.е. священной Каабы, со словами): "Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты – Слышащий, Знающий"» (Коран, 2:127).

А от Абу Зарра передаётся следующий хадис: 

"Я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была установлена на земле первой?» Он сказал: «Заповедная мечеть (Мекки)». Я спросил: «А затем какая?» Он ответил: «Мечеть аль-Акса». Я спросил: «А сколько (лет) прошло между ними?» Он ответил: «Сорок лет»" (аль-Бухари).// 

Оказывается, разница по времени между основанием самой древней мечети, якобы построенной Авраамом, и мечетью аль-Акса в Иерусалиме составляет всего 40 лет! Спешу напомнить, что Авраам умер в 17 веке до РХ, а мечеть аль-Акса была построена к 705 году после РХ! То есть в представлениях мусульман более 2000 лет протекли за 40 – Фоменко отдыхает!




































«И пойдут многие народы и скажут: придите, 
и взойдем на гору Господню, …ибо от Сиона выйдет закон, 
и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2:3). 


Та же самая группа опубликовала ответ на мой комментарий, обозначающий противоречие в датировке установления мечети аль-Акса. 



Автор статьи, набросавший в нее некоторое количество цитат и ссылок из мусульманских источников, не имеющих авторитета для христиан, так и не дал четкого разъяснения по поводу возникшего недоумения. Наоборот, статья, скорее всего, уважаемого нами Муслима Уральского только путает и вызывает все новые и новые вопросы. 



Возможно, мусульмане давно заметили некоторое противоречие в определении даты основания той или иной мечети, поэтому прибегли к интересной интерпретации, подгоняя к понятию «мечеть» и земли, на которых были устроены соответствующие сооружения. 

Прочтем написанное мусульманином: 


///Первое, что мы ответим таким лжецам и глупцам – «масджид» в общем смысле означает «место поклонения» (буквально – место, предназначенное для «суджу́д» – земных поклонов Аллаху), а не какой-то религиозный храм или комплекс. Поэтому в некоторых хадисах читаем: «Вся земля является для моей общины мечетью (местом поклонения)». 


Далее, живший много веков назад шейху-ль-ислам Ибн Таймийя поведал: 


"Мечеть аль-Акса – это название всей территории мечети, которую построил Сулейман, мир ему. Но некоторые люди стали называть аль-Аксой только то помещение для молитвы, которое построил Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в самом начале территории. Намаз, совершённый в месте, в котором Умар построил здание моления для мусульман, лучше, чем намаз в других частях мечети/// 


При прочтении данного отрывка возникает следующий вопрос: 


Для какой общины вся земля является мечетью (местом поклонения Аллаху)? 


Конечно, представитель ислама ответит – «для мусульман», - назвав таковыми и Адама, и Авраама, и Давида, и Соломона и т.д. Христианин никогда с этим не согласится, ибо убеждения Мухаммеда не имеют согласия с Божественным Откровением, а, соответственно, и с убеждениями прародителя, патриархов и царей Израиля. Сам Мухаммед назван Кораном первым мусульманином: «Скажи: “Разве кого-нибудь другого возьму я покровителем, кроме Аллаха, Творца небес и земли? Он питает, а Его не питают”. Скажи: “Мне повелено быть первым из тех, кто предался. Не будьте же в числе многобожников!”» (Коран 6:14). 

Кроме того, фраза: «Вся земля является для моей общины мечетью (местом поклонения)» - предполагает существование этой мечети (видимо, речь идет о мечети Аль-Акса) со времен Адама, раз последний причисляется к общине мусульман. Однако в предыдущей статье мусульманин отмечал: 


//Из благородной Книги Аллаха мы знаем, что мекканская мечеть аль-Харам была основана пророками Ибрахимом (Авраамом) и его старшим сыном Исмаилом (мир им обоим)//, когда от Абу Зарра передаётся следующий хадис: 


"Я спросил: «О Посланник Аллаха, какая мечеть была установлена на земле первой?» Он сказал: «Заповедная мечеть (Мекки)». Я спросил: «А затем какая?» Он ответил: «Мечеть аль-Акса». Я спросил: «А сколько (лет) прошло между ними?» Он ответил: «Сорок лет»" (аль-Бухари). 


То есть «Мечеть аль-Акса» установлена в определенный момент истории, далекий от первобытной эпохи Адама! 


Из приведенного отрывка статьи мусульманина мы узнаем, что Мечеть аль-Акса была устроена пророком Соломоном, а не халифом Умаром: 


//"Мечеть аль-Акса – это название всей территории мечети, которую построил Сулейман, мир ему. Но некоторые люди стали называть аль-Аксой только то помещение для молитвы, которое построил Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в самом начале территории.// 


- что вызывает новое недоумение: во-первых, в свете двух представленных отрывков фраза «Вся земля является для моей общины мечетью (местом поклонения)» не может быть использована для произвольного выбора более ранней даты установления мечети; во-вторых, пророк Соломон жил в 10 веке, когда Авраам – в 17-м веке до Р.Х. Разница между датами основания мечети аль-Акса и Заповедной мечети не равна 40 годам! То есть противоречие сохраняется. 


Автор статьи несколько раз указывает на Иерусалимский храм, построенный пророком и царем Соломоном, как на мечеть аль-Акса: 


"Мечеть аль-Акса – это название всей территории мечети, которую построил Сулейман, мир ему. Но некоторые люди стали называть аль-Аксой только то помещение для молитвы, которое построил Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, в самом начале территории»…. 


«Когда Умар бин аль-Хаттаб взял Священный Дом (Иерусалим),….. Упоминая пророка Сулеймана, Шейху-ль-ислам имел в виду следующий хадис: сообщается от Абдуллы бин Амра, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Сулейман, сын Дауда (Соломон, сын Давидов), завершил строительство Святого Дома…» 


Согласно замечанию автора статьи: 


//«масджид» в общем смысле означает «место поклонения» (буквально – место, предназначенное для «суджу́д» – земных поклонов Аллаху), а не какой-то религиозный храм или комплекс. Поэтому в некоторых хадисах читаем: «Вся земля является для моей общины мечетью (местом поклонения)»// 


- сооружение царя Соломона, под которым следует понимать ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ, является местом поклонения мусульманскому богу Аллаху. Так ли это на самом деле? 


Представим описание Иерусалимского храма из авторитетнейшего источника – Библии: 


«И сделал в давире двух херувимов из масличного дерева, вышиною в десять локтей. Одно крыло херувима было в пять локтей и другое крыло херувима в пять локтей; десять локтей было от одного конца крыльев его до другого конца крыльев его. В десять локтей был и другой херувим; одинаковой меры и одинакового вида были оба херувима. Высота одного херувима была десять локтей, также и другого херувима. И поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты, и касалось крыло одного одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены; другие же крылья их среди храма сходились крыло с крылом. И обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. И пол в храме обложил золотом во внутренней и передней части. Для входа в давир сделал двери из масличного дерева, с пятиугольными косяками. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом; покрыл золотом и херувимов и пальмы. И у входа в храм сделал косяки из масличного дерева четырехугольные, и две двери из кипарисового дерева; обе половинки одной двери были подвижные, и обе половинки другой двери были подвижные. И вырезал на них херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил золотом по резьбе» (3Цар.6:23-35). 


Оказывается, в Святом Доме Соломона были статуи и изображения ангелов в огромном количестве. Разве Иерусалимский храм может быть местом поклонения тому богу, которого исповедуют мусульмане? Конечно, нет! Поэтому Соломон построил именно Иерусалимский храм, а не мечеть аль-Акса, которая не имеет никакого отношения к царю Израиля; Храмовая гора Иерусалима была названа «мечетью» мусульманами 7-го века – последователями Мухаммеда, - и именно этот век нашей эры следует считать временем строительства или установления мечети аль-Акса. 


Следовательно, единственным ответом на вопрос мусульманина: 


//Разве может кто-то после этого всерьёз утверждать, что до прихода мусульман в Палестине не было мечети аль-Акса?// 


- может служить заключение: ДО ПРИХОДА МУСУЛЬМАН В ПАЛЕСТИНЕ НЕ БЫЛО МЕЧЕТИ АЛЬ-АКСА!!! 


Автор составитель Венецианец Ихтис