Страницы

Страницы

Страницы

воскресенье, 31 января 2016 г.

Захват Грузии мусульманами


Средневековая Грузия. Маленькую христианскую страну постоянно терзают различные захватчики. Храбрые благоверные воины и мученики за Христа — самый многочисленный лик грузинских святых. Верность Христу буквально оплачивается кровью. 

Очередной враг — царевич Джелаль-ад-Дин — захватывает Тбилиси. Он повелевает снять купол с кафедрального собора и усаживается на его верху. Внизу, у моста через Куру, поставлены иконы — те самые, перед которыми молились многие поколения горожан. Царевич повелевает жителям города подходить по одному и, плюнув на образ, живым перейти на другой берег. Возле икон стоят воины с обнажёнными мечами, и не согласных ждёт неминуемая смерть. Подходит первый человек. Крестится, склоняет голову и в последний раз целует знакомый образ. Острый меч мгновенно отсекает голову, и тело первого мученика бросают в реку. Подходит второй, происходит то же. Третий, четвёртый… Люди стоят в длинной очереди за смертью, трепещут, молятся, однако, крестясь, целуют иконы и, обезглавленные, падают в реку. 

До позднего вечера шли ко Христу православные тбилисцы, омывались кровью и уходили в Небо. На иконы не плюнул никто. С удивлением смотрел Джелаль-ад-Дин на мучеников, которых он захватил, но не поработил. 

Протоиерей Андрей Ткачев


суббота, 30 января 2016 г.

Критическая оценка исламского учения о Христе. Содержание.

Приложение 2. Некоторые хадисы об Исе Масих                                              102

пятница, 29 января 2016 г.

Критическая оценка исламского учения о Христе. Введение.

Прейти к содержанию           

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе"                                       
В диалоге между христианами и мусульманами часто затрагивается вопрос о личности и природе Иисуса Христа.  Мусульмане считают Его одним из величайших пророков после Мухаммада, а христиане почитают Богочеловеком и воздают Ему поклонения. Почитание Господа Иисуса Христа, явленного во плоти, и поклонение Ему как Богу для мусульман является богохульством, противоречащим не только принципам Единобожия, но и содержанию самой Библии, которую читает сегодня весь христианский мир.
По этому поводу, например, известный исламский миссионер и критик христианства Ахмад Дидат во время диспута с христианином «бросил» громкую фразу своему оппоненту: «Я готов положить голову на плаху, если вы покажете мне в Библии, хотя бы один текст, в котором Иисус говорит о Себе: “Я Бог” или “поклоняйтесь Мне”. Естественно полагать, что Дидат не первый, кто делал подобные заявления. Но, скорее всего, в подражание ему, мусульмане повторяют и сегодня практически те же фразы, обращенные ко христианам через различные миссионерские площадки (книжные издания, публичные лекции, личные беседы, интернет-публикаци и форумы): «Если вы покажете мне в Библии, где Иисус прямо говорит: “Я Бог, поклоняйтесь Мне!”, то я готов отказаться от ислама и принять христианство».
Заявление, конечно, очень пафосное и гибкое в своих основаниях. Пафосное - потомучто направлено на возбуждение у сторонних наблюдателей и у адресата чувства уверенности в позиции мусульман, что якобы действительно нигде в Библии Иисус Христос не называет Себя Богом и не призывает поклоняться Себе. Гибкое - потомучто, как выясняется, мусульманин лишь требует, чтобы слова Христа в Библии соответствовали именно по форме его же выражениям: «Я Бог», «Поклоняйтесь Мне». Смысловые же аналоги этих слов в Евангелии («Я есть Путь, Истина и Жизнь», «Я есть от начала Сущий» и другие откровения о Божественности Христа) мусульмане не идентифицируют как прямое свидетельство, но продолжают распространять очень узкий и предвзятый взгляд на Его образ в Евангелии.
Обоснованные систематические представления о христианском почитании Господа Иисуса Христа представлены на сегодняшний день в огромном количестве в различных трудах, статьях, интернет-заметках. Эта тема давно и достаточно разработана. С ними может ознакомиться любой желающий, имеющий доступ к соответствующим фондам библиотек, к интернет ресурсам, и решить для себя: соответствует ли содержанию Библии Божественное почитание Иисуса Христа или же - нет[1]. Поэтому в этой работе эта тема не будет разбираться подробно, но те или иные недоуменные вопросы мусульман будут рассмотрены в контексте изложения и критики исламских представлений о Христе.
Мусульмане убеждены, что якобы почитание Иисуса Христа великим пророком является самой верной и приемлемой альтернативой для людей размышляющих[2], золотой серединой между двух крайностей: иудейской, совсем не принимающей Христа ни пророком, ни учителем, и христианской, - не только принявшей Христа, но и возвеличившей Его до Божественного статуса. А исламская позиция относительно Христа, якобы,  более реальная, не выходящая за рамки рациональности. Действительно, человеческий разум далек от того, чтобы без колебаний, как само собой разумеющееся принять Богочеловечность Иисуса Христа, назвать Его Богом. Как пишет апостол Петр, Богочеловечность – это такой «камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» (1Пет. 2:7). Воплощение Бога невозможно охватить человеческим разумом, потомучто Божее – выше разума человеческого.
Но если считать Богочеловечность абсурдным, неким безумием и богохульством, как то определяют мусульмане, то исламские представления об Иисусе Христе, как раз таки, отразили в себе эти «абсурдные» христианские и околохристианские образы Христа, не укладывающиеся, в свою очередь, в исламскую богословскую систему и не имеющие адекватного в нем истолкования.
Поэтому в диалоге с мусульманами должно особо делать акцент на исламском представление об Иисусе Христе как на более абсурдном, противоречивом в контексте исламской концепции, исторической науки и логики, нежели Его Богочеловечность в христианстве. То есть, нужна грамотная критика. В настоящее время нет трудов систематизировано и всесторонне  критикующих исламское представление об Иисусе Христе. Есть только некоторые отдельные заметки в виде статей. Среди них стоит отметить труды Джона Гилкриста, Абд аль-Фади, Гайслера Нормана, Салиба Абдуллы и др.. Но во многих исследованиях те или иные важные моменты не разбираются подробно, упоминаются лишь вскользь и не содержат в себе анализа ответной исламской апологетической реакции. Поэтому есть необходимость в более подробных исследованиях образа Исы Масих в исламском вероучении.
Сегодня христианин, проживая во все расширяющейся мусульманской среде, должен не только правильно обосновывать и защищать основы своего вероисповедания, но и уметь разумно представлять позицию критика. Это необходимо, потомучто исламский прозелитизму свойственно распространять далекие от действительности образы Христа, вводя тем самым в заблуждение как самих мусульман, так и христиан и приверженцев других религий и идеологий. И многие христиане, мало знакомые со своей религией, приходят в смущение от исламского даваата[3], основанного на некорректной критике христианского вероучения о Христе. Также многие мусульмане думают, что исламские и христианские представления о Христе отличаются лишь тем, что в исламе Христос - это всего лишь великий пророк, а в христианстве – Бог или Богочеловек[4].  А все остальные различия якобы являются всего лишь мелочами, ничего не значащими, на которые и не стоит обращать внимание. На самом деле эти «мелочи», при тщательном их исследовании, могут рассказать о многом и могут помощь составить более обширную картину образа исламского пророка Исы Масих.
Объектом исследования дипломной работы является исламское вероучение суннитского течения[5].
Предмет исследования – различные лингвистичекие, исторические, богословские и логические проблемы, возникающие в системе представлений о Христе в рамках суннитского течения ислама.
Целью работы является доказательство несостоятельности исламских богословских представлений о Личности Иисуса Христа
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. рассмотреть и систематизировать исламское учение о Христе;
2. исследовать тексты различных  переводов, толкований Корана и хадисов[6];
3. сравнить их с Библейскими Отровениями;
4. исследовать арабские и еврейские понятия, применяемые относительно Христа в Коране, хадисах и в библейской традиции;
4. рассмотреть исламское представление о Христе в свете исторической науки;
5. систематизировать основные проблемы, несуразы, противоречия исламского представления об Иисусе Христе.
Выявления алогичных, абсурдных, противоречивых аспектов в исламском учении о Христе позволят давать более глубокие, взвешенные ответы вопрошающим мусульманам и могут служить надежным багажом знаний для христиан, часто сталкивающимся с проблемой понимания образа Христа в исламском вероучении.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ первоисточников: переводов и арабских оригиналов Корана и хадисов;
- изучение и обобщение;
- сравнение;
- моделирование;
- теоретический анализ и синтез;
- абстрагирование;
- индукция и дедукция.
Структура работы составлена в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, разбитых по три параграфа, заключения и двух приложений.
В первой главе в хронологческом порядке – от рождения до второго пришествия - представлены основные этапы пророческой миссии Исы Масих, критика и апологетическая рефлексия. Первая глава состоит из трех параграфов, разбитых в соответствии с этапами служения Масиха. Во второй главе изложены доказательства несостоятельности исламского учения о Христе. В первом и втором параграфе второй главы рассматриваются понятия, примененные относительно Христа, и свидетельствующие об их неосознанном заимствовании из других традиций, в частности, из христианства и его еретических интерпретаций. В третьем параграфе миссия Исы Масих и его последователей рассматривается в лингвистическом (понятие апостольства), историческом, богословском и логическом аспектах.
В заключении дипломной работы подводятся итоги исследований, приводятся тезисные основания, на которых строится вывод в соответствии с поставленной целью.
В конце дипломной работы выведены два приложения. В Первом – список имен, во втором  - некоторые хадисы об Исе Масих, которые не вошли в основное содержание дипломной работы и, которые хотя и упоминаются в основной работе, но нуждаются в их выделении в отдельной таблице, как наглядно и кратко выражающие основную идею дипломного проекта.




[1] Среди работ следует отметить: «Неоспоримые свидетельства» Дж. Макдауэлл, «Может ли современный человек верить в Божественность Иисуса Христа» П.Николаи,  «Бог или пророк» Дж. Гилкрист, «В Поисках утраченного Иисуса» Э. Баннистер, и др.
[2] Можно сказать, что в исламе существует скрытый культ ума. Ислам – это «религия ума». Человек, обладающий огромными знаниями в исламе – все равно, что святой в христианстве. Человек посвящающий свое время получению знаний может даже пропустить намаз и это не будет «грехом», т.е. не возникнет необходимости в восполнении этого намаза. Элемент стремления к знанию, способному якобы решить все проблемы в жизни мусульманина, скорее всего, возникло под влиянием гностицизма
[3] Даваат (دعوة ) - призыв, приглашение. Под этим словом обычно понимается призыв к исламу, который по своему характеру можно определить как прозелитизм
[4] Критикуя христианство, мусульмане мало обращают внимание на то, что Христос – Богочеловек. Потомучто критиковать исключительно Божественность Христа, аппелируя к евангельским стихам о Человечности, представляется более удобным и продуктивным методом даваата
[5] Критика исламских представлений о Личности Христа именно в рамках суннитского течения связано с относительно большей распространенностью в России и во всем мире этого течения. Суннитами или людьми Сунны (ахли Сунна) могут называть себя и шииты в том смысле, что они следуют Сунне пророка. Самые авторитетные хадисы (Бухари, Муслим) суннитов, на которые идет ссылка в этой работе, не признаются шиитами и всячески критикуются, поэтому в диалоге с ними не могут использоваться
[6] Хадис – сообщение о любом слове или деле Мухаммада. Хадисы собраны в сборники, которые имеют различную степень авторитетности. После Корана они имеют второстепенную значимость в религии. Самые авторитетные хадисы содержатся в Сахихе аль-Бухари, Муслима, на которые в основном идет ссылка в данной работе. На остальные хадисы суннитской традиции ссылка производится через труды исламских ученых и богословов

четверг, 28 января 2016 г.

ГЛАВА 1. КРИТИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЙ, ОТРАЖЕННЫХ В КОРАНЕ И СУННЕ. 1.1. Рождение Исы Масих: предыстория, обстоятельства

Прейти к содержанию

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе"

В Коране мусульмане подсчитывают двадцать пять упоминаний имени Иисуса (Исы)[1] в противоположность пяти упоминаниям имени Мухаммада. В количественном превосходстве упоминаний имени Исы в Коране усматривают уникальность этой Книги, близость ислама к Иисусу, почтение к Нему и даже видят в этом признак непричастности самого Мухаммада к написанию Корана.
Например, известный исламский миссионер и критик христианства Ахмад Дидат в одной из своих публичных лекций о Христе заявил, что, так как имя Иисуса упоминается в Коране пять раз больше, чем имя Мухаммада, а Мусы (Моисея) – в сто тридцать шесть раз больше, то отсюда якобы следует, что Мухаммад сам Коран не писал. Иначе, если бы он был автором Корана, то упомянул бы о себе в этой Книге относительно большее количество раз, чтобы возвеличить самого себя: «Вы можете себе представить, чтобы человек, придумавший  книгу, не рассказал бы в ней о себе? - говорит Дидат, - Он (Мухаммад) упоминал Иисуса пять раз чаще самого себя. Это невозможно! Какой писатель, какой биограф поступил бы так? Уважающий себя писатель так бы не сделал. Это не его (Мухаммада) произведение. Если бы это было его произведение, то естественно он возвеличивал бы самого себя[2]».   
На самом деле в своих рассуждениях Дидат ограничился рассмотрением лишь одной из вероятных причин того, почему в Коране имя Мухаммада может быть упомянуто меньшее количество раз, чем имя Исы (или Мусы). То есть, Дидат здесь прибегает к ложной дилемме: или в Коране должно быть упомянуто о Мухамаде достаточно много раз или он не писал эту Книгу. Других вариантов объяснения этого положения в Коране якобы быть не может. Но на самом деле возможны и другие альтернативные решения этой кажущейся невероятной ситуации.
 Во-первых, Иса мог быть упомянут большее количество раз, потомучто «так получилось», т.е. по чистой случайности. Ведь Коран является «откровением Аллаха»[3] по обстоятельствам, а не биографическим произведением. Поэтому уже при этих условиях нельзя сравнивать Мухаммада с биографами и писателями, как это делает Дидат. Если у биографа основная цель – написать о себе, а писатель подходит достаточно свободно к своим произведениям и он не обусловлен необходимостью писать о себе, то у Мухаммада вообще не было предпосылок для составления своей биографии.
Если иметь желание, о себе  можно заявить и через имена других личностей, точнее, пользуясь их авторитетом. Поэтому в рассуждении Дидата взят неверный посыл – Мухаммад не биограф и не писатель, он – «пророк», преследующий свои цели посредством Книги. И, как видно из общего взгляда на ислам, все-таки, «возвеличил» Мухаммад себя и без частого упоминания своего имени в Коране.
Поэтому, во-вторых, так как Мухаммад заявляет о себе как о пророке, и не просто как о пророке, а как о печати пророков, то естественно для него и не могло быть смысла писать о себе в Коране. Как печать пророков он должен примкнуть к истории предыдущих пророков. А чтобы примкнуть к ним, надо что-то о них рассказать. Поэтому и возможно так относительно часто в Коране упоминается имя Исы Масих и Муссы, чтобы утвердить Мухаммаду себя в одном ряду с другими пророками и с Иисусом Христом, упоминаемых в Библии, и тем самым привлечь внимание «людей Писания» (иудеев и христиан). Например, упоминая Ису, он выделяет именно себя, как пророка: «Из всех людей я наиболее близок к сыну Марйам. Что касается пророков, то они (подобны) братьям от одного отца и разных матерей, и не было пророка между мной и им», - говорит Мухаммад[4]. К тому же, Мухаммад не единственный в истории, кто подобным образом претендовал на статус пророка – «преемника откровений». Например, Джозеф Смит (1805-1844), основатель мормонской организации, объявил себя пророком и преемником библейских традиций. И его мормонская организация до сих имеет немалый успех в обществе, несмотря на многие явные противоречия и несуразы в его вероучении и в канонических Писаниях. Тот же Уитнесс Ли (1905-1997), опираясь на Библию, создал свою религиозную организацию с жестко организованным контролем своими адептами и др..
Направленность Корана к иудеям и христианам подтверждают сами мусульмане, когда им бывает нужно оправдать Коран, например, отвечая на вопрос, почему в этой Книге практически не говорится о других – небиблейских пророках. Ведь по исламскому вероучению к каждому народу посылались пророки, но в Коране говорится больше и относительно подробно только о библейских (еврейских) пророках и персонажах, начиная с Адама, потому что Коран ниспосылался в иудео-христианской среде. В то же время, следует заметить, не осталось ни одного народа, который бы сохранил память о тех пророках, которые якобы им посылались Аллахам, помимо еврейского народа.
Но, несмотря на то, что имя Исы в Коране упомянуто большее количество раз, чем имя Мухаммада, сведений об Исе (также и о евангельских событиях, о христианстве) содержатся в этой Книге очень мало, впрочем, так же, как и о Мухамаде. Для восполнения же полноты картины «своей» священной истории исламские ученые вынужденно прибегают к христианским Преданиям, Библейским рассказам, тщательно сообразуя все со своим вероучением и, в угоду своего религиозного мировоззрения, выстраивают исламскую систему представлений о евангельских событиях. Но в то же время, восхваляя Коран, говорят о том, что якобы в ней содержатся учения всех предыдущих религий и подробная  информация о предыдущих пророках. Какая же на самом деле здесь получается новозаветная картина в интерпретации Корана и хадисов – представлено далее в хронологическом порядке с параллельным рассмотрением и критикой типичных мусульманских заблуждений относительно христианского вероучения об Иисусе Христе.
Рождению Исы Масих предшествовали два чудесных и знаменательных события в семействе Имран[5](Иоакима), упоминаемых в Коране, – это необычное рождение Марйам (Марии), матери Исы и необычное появление на свет Йахьи (Иоанна Предтечи). Все эти короткие рассказы о них перекликаются с христианскими Преданиями, библейскими мотивами и апокрифами. Например, о рождении Марйам упоминается всего в двух айатах[6]Корана (3:35-36), которые перекликаются с благочестивым рассказом о праведных Иоакиме и Анне из «Протоевангелия Иакова». Жена Имрана обращается с мольбой ко Господу, чтобы выпросить себе дитя и дает обет посвятить этого ребенка служению при храме. Имя жены Имрана Коран не сообщает - имена женщин в Коране и вовсе отсутствуют, за исключением Марьям (Марии), дочери Имрана, в честь которой после составления сборника Корана даже названа девятнадцатая Сура[7]. В исламской же традиции жену Имрана принято называть Ханной (созвучно имени «Анна»)[8].
Из Корана не понятно, в какой момент Ханна дает обет - после зачатия или до зачатия ребенка: «Вот сказала жена Имрана: “Господи! Я дала обет посвятить Тебе одному того, кто находится в моей утробе. Прими же от меня, ведь Ты – Слышащий, Знающий”[9]». Поэтому в толкованиях Корана можно встретиться с различными интерпретациями  этого айата. В наиболее популярном тафсире[10] утверждается, что в этом айате использовано слово «обет» (назр نذر), а по вероучению ислама назр может быть двух видов, один из которых относится к нежелательным действиям. Нежелательным действием является назр  Аллаху для того, чтобы что-то «вымолить» у Него.  Это условный обет (назр мукъайяд). Мухаммад говорил, что в этом обете  нет добра и «им только лишь берётся от жадного»[11]. С этим вероучительным аспектом согласны большинство исламских ученых. Поэтому, исходя из положения двух пониманий назра, толкователи считают, что Марйам не давала обета (условного), чтобы «выпросить» себе ребенка, а обещала отдать ребенка в храм, чтобы тем самым проявить поклонение и благодарность Аллаху – предположительно после рождения ребенка.  
И вот, у Ханны рождается девочка, которую называют Марьям (Мария). Имран и Ханна ожидали рождения мальчика, который в силу физических особенностей своего пола «имел бы достаточно сил»[12], чтобы служить в храме и исполнить обет. Но на свет появляется девочка, которая, как пишет ас-Саади в комментариях, «превзошла большинство мужчин и была удостоена чести, которой не могли быть удостоены мужчины»[13]. Через некоторое время после рождения Марьям была оставлена в иерусалимском храме[14] и вверена пророку Закарии для опекунства и воспитания ее в духе набожности.
Согласно хадису аль-Бухари, Марьям является одной из двух людей женского пола, которые достигли совершенства: «Передают со слов Абу Мусы (аль-Ашари), что посланник Аллаха сказал: “Многие из мужчин отличались совершенством, а среди женщин никто не достиг его, кроме Асийи, жены фараона, и Марйам, дочери Имрана. (Что же касается) превосходства Аиши над (другими) женщинами, то, поистине, оно подобно превосходству сарида[15] над прочими (видами) еды[16]”». В других хадисах к ним еще прибавляются Хадижа, дочь Хувайлида и Фатима, дочь Мухаммада. Но все хадисы и свидетельство Корана согласны в том, что Марйам является самой совершенной женщиной или «госпожой всех женщин», как интерпретируют исламские ученые. Таким образом, самая совершенная из людей женского пола  была избрана для воспроизведения чудесным образом на свет одного из величайших пророков – Ису Масих.
Согласно Корану, Марьям опекалась Закарием. В исламской традиции он ассоциируется с отцом Иоанна Предтечи, входит в сонм исламских пророков. Возведение Закария в статус пророка является одним из примеров того, как обычные люди, упомянутые в Библии, в исламской системе верований приобретают совсем иной статус - пророческий. К примеру, В Коране к пророкам также причислены  Адам, Аарон (Харун), Лот (Лут), Ной (Нух), которые по Библии не имеют статуса пророков. В отличие от Исы, миссия Закария является сугубо пророческой (наби نبي), а не посланнической (расул رسول)[17], т.е. он - просто праведный служитель храма и религиозный руководитель израильского народа, ему не было передано Откровение в виде Писания. Кроме того, по свидетельству хадиса Муслима, он является еще и плотником[18]. Принадлежность его к семейству Имран  толкователи Корана определяют тем, что он явяляется «дядей Марйам со стороны матери, т.е. мужем сестры Анны[19]. Его полное имя, согласно исламской энциклопедии, звучит так: Закария ибн Азан ибн Муслим ибн Садун. Род его восходит к пророку Сулейману. Он призывал людей к Единобожию и учил их законам Мусы (Моисея) на основании Торы. Был женат на Элисе (Елисавете).      
Как уже говорилось выше, рассказы исламского пророка о Марии перекликаются с христианскими апокрифами, а именно: с «Протоевангелием Иакова» и «Евангелеим от Псевдо-Матфея». Но об Иосифе, обручнике Марии, упоминаемом также и в синоптических Евангелиях, Мухаммад ничего не сообщает. Определенно, конечно, нельзя сказать, почему в Коране не упомянут Иосиф, Обручник Марии. Скорее всего, предания до Мухаммада дошли в таком измененном виде или же он просто спутал Захария с Иосифом. А возможно и по каким-либо личным мотивам – точно сказать сейчас невозможно[20].
В Коране сообщается, что посредством жеребьевки избрали Захария, чтобы он опекал Марьям: «Ты не был с ними, когда они бросали свои письменные трости, чтобы решить, кто из них будет опекать Марьям (Марию)»[21]. Тогда как в «Протоевангелии Иакова», являющемся главным источником преданий о детстве Марии, жеребьевкой избрали Иосифа, а не Захария: «Помолившись, он (первосвященник Захарий) взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них. Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу. И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа»[22].
Толкователи Корана в избрании Закарии опекуном Марйам усматривают награду за преданность и верность жены Имрана. И смысл его опекунства заключается в подготовке Марйам к родам, необычным в истории человечества: к рождению Исы.
Также в Коране упоминается другое знаменательное событие, предшествующее появлению Исы Масих, – чудесное рождение Йахьи (Иоанна Предтечи). До старости лет у Закария (Захария) и Элисы (Елисаветы) не было детей. И в своих молитвах Закария просил себе наследника: «Господи! Воистину, кости мои ослабели, а седина уже распространилась по моей голове… Я опасаюсь того, что натворят мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Йакуба (Иакова)»[23]. Молитва Закарии была услышана, и ангелы принесли ему благую весть о рождении у него сына по имени Йахья (Иоанн Креститель), который будет из числа пророков: «Когда он стоял на молитве в молельне, ангелы воззвали к нему: “Аллах радует тебя вестью о Йахье (Иоанне), который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников”»[24]. Имя было дано Йахье Аллахом еще до его рождения, и подобным именем никого еще не называли.
Что значат слова Корана «подобным именем никого не называли» - остается загадкой для исламских ученых. Ведь имя Йахья (аналог еврейского Иоханнан יוחנן, греческого Иоаннис Ιωαννης) употреблялось и до рождения Иоанна Предтечи. Большинство толкователей разрешают этот вопрос так, что до Иоанна пророков таким именем не называли.
После получения вести от ангелов, Закария был в недоумении и просил знамения, который бы свидетельствовал об исполнении полученного откровения о рождении у него сына. И Аллах удовлетворил его просьбу: «Твое знамение будет в том, что ты будешь три дня разговаривать с людьми только знаками»[25]. В Евангелии же говорится, что Захария не поверил Ангелу, возвестившему о рождении  сына. Вследствие  чего он не мог разговаривать с людьми в течение некоторого времени. Таким образом, если согласно Евангелию, Захарий не мог разговаривать, потомучто был «наказан» за неверие. То по Корану, молчание Закарии – знамение, которое он выпросил у Аллаха в укрепление своей веры.
После откровения, переданного Ангелом, у Закарии рождается сын, которого называют Йахьей. Согласно аль-Джалалайн, Йахье в трехлетнем летнем возрасте был ниспослан пророческий сан[26]. Он был первым, кто пророчествовал о посланнике Исе Масих, помогал ему в исполнении пророческой миссии и был убит отсечением головы за отказ признать брак Ирода с его племянницей. Местом захоронения его головы считается Омеййадская мечеть Дамаска. Оно почитается мусульманами. А тело находится в Алеппо (Сирия).
О пророке Йахье, указавшем на Ису, и помогавшем ему в пророческом служении, сообщается очень мало. Только в хадисе Муслима имеется противоречащее Корану и хадису Бухари (1513) утверждение о матери Йахьи: «Вот, я у обоих сынов одной тети - у Исы сына Марйам и Йахьи Ибн Закарии[27]», - говорит Мухаммад.  Пророки Йахья и Иса здесь называются  сыновьями одной тети, тогда как из Корана следует, что матерью Исы является Марьям, а мать Йахьи – Элисабет (Елисавета).
Согласно Корану, все пророки заключили соглашение с Аллахом, чтобы уверовать и подтвердить посланничество тех пророков, которые будут посылаться Всевышним во время их служения: «Вот Аллах взял завет с пророков: “Я одарю вас из Писания и мудрости. Если же после этого к вам явится Посланник, подтверждающий истинность того, что есть у вас, то вы непременно уверуете в него и поможете ему”»[28]. Считается, что согласно этому завету Йахья и подтвердил посланничество Исы и указал на него. 
Некоторые ученые, а вместе с ними и обычные мусульмане,  сопоставляя  чудесное рождение Иоанна Предтечи и Иисуса Христа, размышляют следующим образом: если Христа отождествлять с Богом, как это делают христиане из-за Его чудесного рождения, то должно бы и Иоанна Предтечу так же отождествить с Богом: «Оба рождения были чудесами Аллаха, и вместе упоминаются в Евангелии от Луки. Совершенно не логично одного называть “рабом Бога”, а другого – “Сыном Божиим”»[29]. В этой схеме рассуждения усматривается типичная модель критики христианства со стороны мусульман, построенная на подмене понятий. Естественно, такая модель является ошибочной по правилам логики, потому что изначально взят неверный посыл - сделана подмена понятий.
Во-первых, христиане почитают Христа Сыном Бога не из-за факта чуда в Его Рождении. Чудес при рождении людей бывает много, но никто их из этого не почитает Богами. Например, чудесным образом, подобно Иоанну, родилась и Мария, Матерь Божия, и Исаак и многие другие личности. Но только лишь из факта чудесности они не осмысливаются как Божества. Христа же обожествляют не потому, что Он имеет «чудесное» Рождение,  а по ряду многих других причин в совокупности: из Его слов о Себе и из Его действий, описанных в Евангелии, и из непорочного зачатия – отсутствия биологического отца.
Во-вторых, если говорить о чудесном Рождении Христа, то оно уникально, и нельзя сравнивать его с другими чудесами, явленными Богом, например, при рождении того же Иоанна Предтечи. Рождение Христа, как уже говорилось,  – непорочное. Он зачат неестественным образом, без отца и рожден Девой Марией, что признается и Кораном. А Йахья рожден естественным образом, хотя и с элементом чуда.
Еще одно подобное софистское суждение относительно Рождения Христа выдают исламские ученые путем подмены понятий «рождение» и «сотворение» и исходя из псевдохристианского посыла: «Если бы их (христиан) доводы были справедливы, то Адам имел бы гораздо больше прав считаться богом, ведь Аллах сотворил его без отца и без матери», - пишет ас-Саади в комментариях к Корану[30], и подобным образом до сих пор размышляют практически все мусульмане. Неверность посыла этого суждения в том, что он к христианству никакого отношения не имеет: отдельно взятый факт отсутствия родителя у какой-либо личности не считается в христианстве критерием для определения его Божественности. Христа почитают Богом не потому, что Он Рожден без отца или «сотворен» без отца Богом, как это представляют исламские критики. То, что у Христа нет биологического Отца, является лишь свидетельством необычайности Его Рождения, косвенно подтверждающим его Божественность, но не может считаться прямым и исключительным свидетельством Его Божественности, а отдельно взятый факт  отсутствия отца или двух родителей – непререкаемым свидетельством Божественности. Ни в христианской системе богословия, ни в исламской нет такого критерия определения Божественности личности.
В этой исламской рефлексии можно заметить как и намеренную подмену понятий «рождение» и «сотворение», так и необоснованное рассматривание христианского догмата Божественности Христа в рамках системы исламского богословия, что является грубой ошибкой. Например, рассматривая догмат Божественности Христа, мусульмане уже в посыле своего суждения допускают Его «не Божественность», признавая Его творением Аллаха, и отрицая понятие Боговоплошения, т.е., по сути, выдавая не критику христианства, а критику собственных абстрактных измышлений. Поэтому это критическое суждение можно сравнить с излюбленной атеистической формулой:  «человек летал в космос, и Бога там не видел».
Зачатие и рождество Исы, как и вся его жизнь, по свидетельству Корана, сопровождаются различными чудесами. Когда Марьям находилась за завесой в восточной части храма, к ней явился ангел Джибриил и предстал пред ней, приняв образ «прекрасно сложенного человека». Марйам сначала пугается неожиданной встрече и ищет покровительства Аллаха. В это время Джибриил сообщает ей о даровании сына: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого мальчика»[31]. После благовестия Марйам понесла во чреве ребенка. Одни комментаторы считают, что зачатие и рождение Исы произошло в течение часа, другие говорят о большем периоде беременности, третьи, например, имам Садык, утверждают о сроке беременности в девять часов.
Коран о зачатии Марьям передает следующее: «Вдохнули Мы в нее от Духа Нашего, и она, и сын ее стали знамением по воле Нашей для обитателей миров»[32]. Относительно того, кто вдохнул в Марьям, имеются у толкователей Корана разногласия. Некоторые считают, что вдохнул Аллах, так как Аллах говорит: «Мы вдохнули от Нашего духа», что следует понимать так, что Сам Аллах вдохнул. Другие считают, что вдохнул ангел Джибриил, потомучто сказано по отношению к нему: «Я жалую тебе». Например, в комментариях сообщается, что «небесный ангел в облике человека возник перед Марйам, подул на нее, и она зачала»[33]. А в толковании ас-Саади и в смысловом переводе Э. Кулиева поясняется, что Аллах вдохнул в нее через вырез одежды посредством Ангела Джибриила.   
После этих событий Марьям понесла во чреве ребенка. Чтобы избежать позора, она удалилась подальше от людей. Родовые схватки привели ее к финиковой пальме. И, обремененная тяжелым положением, она вознегодовала: «Лучше бы я умерла до этого и была забыта!»[34]. По одним толкованиям этого айата Марьям желала себе смерти, потомучто она представила себе в тот момент, как сородичи будут укорять ее за то, что родила вне брака. А по другим толкованиям (Крачковский И.Ю., ас-Саади) Марьям желала умереть, будучи не в силах терпеть родовые муки, лишенная воды и пищи. Третьи толкователи суммируют и обе возможные причины роптания Марйам.  
В это время воззвал к Марьям некий голос: «Тогда он (Иса или Джиибрииль) воззвал к ней из-под нее: “Не печалься! Господь твой создал под тобой ручей…”»[35]. Согласно аль-Байдави[36], на которого ссылается Османов О.М.-Н., это мог быть голос Джибрииля, принявшего ребенка, пальмы или Исы[37].
Марьям возвращается вместе с младенцем к родным. В ответ на их обвинения в прелюбодеянии она молча указывает на младенца, чтобы его вербальным свидетельством разрешилились все недоразумения родственников. После чего новорожденный младенец обращает свое слово свидетельства ко всем присутствующим в доме родным: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни»[38]. Из факта молчаливого  указания Марьям на младенца следует, что к этому времени Марьям все еще хранила заповедь молчания. А заповедано было ей хранить молчание в течение дня: «Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание и не стану сегодня разговаривать с людьми (مًا فَلَنْ أُكَلِّمَ الْيَوْمَ إِنْسِيًّا)”»[39]. Из того, что по прибытии к родственникам, Марьям все еще хранила молчание, следует, что она пришла к родным в тот же день, когда родился младенец, так как ей было заповедано хранить молчание в течение дня. Таким образом, Иса уже в первый день своего рождения, лежа в колыбели, разговаривал, исповедовал свою религию и осознавал при этом себя посланником Аллаха.
Согласно хадисам, только три человека заговорили в колыбели: Иса ибн Марьям, «приятель Джариджа» и «некий младенец»: «Заговорили в колыбели только трое: Иса сын Марйам и приятель Джариджа. Джаридж же был мужчиной рабослужащим и устроил себе келью и в ней пребывал»[40]. Надо заметить, что история о Джаридже, описываемая в хадисе, симпатизирует монашеству, что вводит некий диссонанс в позицию большинства мусульман, кроме суфиев.
Как и Марьям (Мария), Иса не был уколот шайтаном при рождении: «Каждого новорожденного  укалывает шайтан и тот произносит "ля иляха илля ллаху[41]", вопя от его укола шайтаном, кроме Ибн Марйам и его матери»[42]. Кроме того, Иса является «чистым». Некоторые склонны видеть в этом айате указание на особенную безгрешность Исы, который отмечен арабским словомزَكِىٌّ  «невинный», «чистый», хотя и все пророки считаются безгрешными. Даже то, что Иса не уколот шайтаном, указывает на особенность Исы, отдаленность его от шайтана. То есть, подчеркивается особая чистота Исы, в отличие от других пророков, и, к тому же, ни слова не говорится о его грехах.
В понятие безгрешности пророков вкладываются различные смыслы. И само понятие греха довольно расплывчатое. Некоторые ученые считают пророков абсолютно безгрешными, а другие – относительно безгрешными, т.е. защищенными от «больших» грехов (прелюбодеяние, воровство, обман, создание идолов и поклонение им и др.), которые якобы «приписывают им иудеи и христиане[43]». Но не совсем понятно, как пророков можно именовать безгрешными, хотя и в относительном смысле, если все они, кроме Мухаммада, не достойны по грехам своим заступаться в День Суда за свои общины.  
Итак, согласно Корану и Сунне, появлению на свет Исы предшествовали чудесные события рождения Марйам и пророка Йахьи. Само рождение Исы Масих готовилось через праведную и совершенную из женщин Марйам. Также сам Иса родился чудесным образом, без биологического отца, и, в отличие от всех людей, вместе со своей матерью не «уколоты шайтаном». Хотя и исламские ученые сотворение Исы сравнивают с сотворением Адама, а факт уникальности в его рождении пытаются уравнять с чудесным рождением его матери Марйам, но, как было изложено выше, само появление на свет Исы Масих в контексте истории Бого-человеческих отношений является уникальным событием, чудом, которое нельзя отождествлять ни с каким другим чудом, как пытаются это сделать исламские богословы.




[1] Далее для обозначения коранического Христа будет использоваться имя Иса Масих, а для евангельского – Иисус Христос
[2] Дидат А. Христос в исламе [Электронный ресурс] URL: http://islamtv.ru/video-1003.html(дата обращения: 22.06.2015)
[3] Имя «Аллах» образовано от артикля аль и слова илях, имеющее значение «тот, кому поклоняются». Хотя под этим именем в арабском языке подразумевают Бога, в этой работе оно употреблено только в отношении «исламского Бога»
[4] Бухари, 1371 (3442)
[5] К семейству Имран, коим названа третья Сура Корана (аль-Имран انآل عمر), принято называть поколение праведных семейств Имрана и Ханны (Иоакима и Анны), Закарии и Елисаветы (Захарии и Елихаветы), Марйам (Марии) и ее сына Исы (Иисуса).
[6] Айат (آية) – с араб. Означает «знамение», «чудо». Самая мелкая структурная единица Корана (стих)
[7] Сура - от араб. сур – стена, забор, высокое место. Так называются главы Корана, каждая из которых имеет специфическое наименование
[8] Ее также называют иногда Хунной. 
[9] Коран, 3:35
[10] Тафсир - наука о толковании айатов Корана. Происходит от араб. слова тафасара, что значит толковать, объяснить, указать цель
[11] Муслим, 1639
[12]Ас-Саади Н.А. «Толкование Священного Корана «Облегчение от Великодушного и Милосердного» [Электронный источник] URL: http://quran-online.ru/3:36
[13] Ас-Саади Н.А. Указ. соч. [Электронный источник] URL: http://quran-online.ru/3:36
[14] В современной исламской культуре принято предельно «исламизировать» библейские рассказы из Корана. Поэтому можно встретиться с такими явлениями, когда иерусалимский храм называют мечетью, а Захария – имамом мечети: http://www.youtube.com/watch?v=LbaZqsDGDy8
[15] Сарид — мясная похлёбка с кусочками хлеба. Блюдо, которое не каждый мог себе позволить.
[16] Бухари, 1360
[17] Исламские ученые разделяют пророков на две категории: 1. Посланник (расул رسول) – это тот, которому дан новый закон (шариат). 2. Пророк (наби نبي ) – тот, кто послан для подтверждения закона, принесенного предыдущим посланником, и напоминания о нем
[18] Муслим, 2379
[19] Аль-Манси А. С., Афифи С. Значение и смыслы Корана: в четырех томах / пер. с араб. М., 2002. Т.1, с. 166
[20]Возможно, Мухаммад не хотел давать повода к сомнениям насчет непорочного зачатия Марьям или же избегал лишних вопросов от своих последователей по поводу совместной ее жизни с Иосифом
[21] Коран, 3:44
[22]Протоевангелие Иакова, IX
[23] Коран, 19:3-6
[24] Коран, 3:39
[25] Коран, 3:41
[26]Османов М.-Н. О. Коран. Перевод с арабского и комментарий.  – Спб., 2011. – с.273
[27] Муслим, 162-0
[28] Коран, 3:81
[29] Абдель Саламаль Манси, Сумайя Афифи Значение и смысл Корана. В 4 томах. Том 2./ М.: ООО «Сауримо» 2002. – с. 564
[30] Ас-Саади Н.А. Указ. Соч. [Электронный источник] URL: http://quran-online.ru/3:59
[31] Коран, 19:18; 3:45
[32] Коран, – 21:91
[33] Сейед К. Ф. И. Свет Священного Корана: Разъяснения и толкования / Спб., 2008. Т.6, С. 110
[34] Коран, 19:23
[35] Коран, 19:23
[36] Абдуллах ибн Умар аль-Байдави (ум. в 1286) — мусульманский богослов, историк, авторитетный суннитский комментатор Корана
[37] См. Османов О. М.-Н. Указ. соч. С. 274
[38] Коран, 19:30-33
[39] Коран, 19:26
[40] Бухари, 1368, Муслим, 2550
[41]В переводе с арабского означает «нет бога, кроме Аллаха».
[42]Муслим, 2366-0
[43]Ашкари С. У. Пророки и Писания / пер. с араб. М., 2013. – с. 112