Страницы

Страницы

Страницы

пятница, 29 января 2016 г.

Критическая оценка исламского учения о Христе. Введение.

Прейти к содержанию           

Скачать полностью работу "Критическая оценка исламского учения о Христе"                                       
В диалоге между христианами и мусульманами часто затрагивается вопрос о личности и природе Иисуса Христа.  Мусульмане считают Его одним из величайших пророков после Мухаммада, а христиане почитают Богочеловеком и воздают Ему поклонения. Почитание Господа Иисуса Христа, явленного во плоти, и поклонение Ему как Богу для мусульман является богохульством, противоречащим не только принципам Единобожия, но и содержанию самой Библии, которую читает сегодня весь христианский мир.
По этому поводу, например, известный исламский миссионер и критик христианства Ахмад Дидат во время диспута с христианином «бросил» громкую фразу своему оппоненту: «Я готов положить голову на плаху, если вы покажете мне в Библии, хотя бы один текст, в котором Иисус говорит о Себе: “Я Бог” или “поклоняйтесь Мне”. Естественно полагать, что Дидат не первый, кто делал подобные заявления. Но, скорее всего, в подражание ему, мусульмане повторяют и сегодня практически те же фразы, обращенные ко христианам через различные миссионерские площадки (книжные издания, публичные лекции, личные беседы, интернет-публикаци и форумы): «Если вы покажете мне в Библии, где Иисус прямо говорит: “Я Бог, поклоняйтесь Мне!”, то я готов отказаться от ислама и принять христианство».
Заявление, конечно, очень пафосное и гибкое в своих основаниях. Пафосное - потомучто направлено на возбуждение у сторонних наблюдателей и у адресата чувства уверенности в позиции мусульман, что якобы действительно нигде в Библии Иисус Христос не называет Себя Богом и не призывает поклоняться Себе. Гибкое - потомучто, как выясняется, мусульманин лишь требует, чтобы слова Христа в Библии соответствовали именно по форме его же выражениям: «Я Бог», «Поклоняйтесь Мне». Смысловые же аналоги этих слов в Евангелии («Я есть Путь, Истина и Жизнь», «Я есть от начала Сущий» и другие откровения о Божественности Христа) мусульмане не идентифицируют как прямое свидетельство, но продолжают распространять очень узкий и предвзятый взгляд на Его образ в Евангелии.
Обоснованные систематические представления о христианском почитании Господа Иисуса Христа представлены на сегодняшний день в огромном количестве в различных трудах, статьях, интернет-заметках. Эта тема давно и достаточно разработана. С ними может ознакомиться любой желающий, имеющий доступ к соответствующим фондам библиотек, к интернет ресурсам, и решить для себя: соответствует ли содержанию Библии Божественное почитание Иисуса Христа или же - нет[1]. Поэтому в этой работе эта тема не будет разбираться подробно, но те или иные недоуменные вопросы мусульман будут рассмотрены в контексте изложения и критики исламских представлений о Христе.
Мусульмане убеждены, что якобы почитание Иисуса Христа великим пророком является самой верной и приемлемой альтернативой для людей размышляющих[2], золотой серединой между двух крайностей: иудейской, совсем не принимающей Христа ни пророком, ни учителем, и христианской, - не только принявшей Христа, но и возвеличившей Его до Божественного статуса. А исламская позиция относительно Христа, якобы,  более реальная, не выходящая за рамки рациональности. Действительно, человеческий разум далек от того, чтобы без колебаний, как само собой разумеющееся принять Богочеловечность Иисуса Христа, назвать Его Богом. Как пишет апостол Петр, Богочеловечность – это такой «камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову» (1Пет. 2:7). Воплощение Бога невозможно охватить человеческим разумом, потомучто Божее – выше разума человеческого.
Но если считать Богочеловечность абсурдным, неким безумием и богохульством, как то определяют мусульмане, то исламские представления об Иисусе Христе, как раз таки, отразили в себе эти «абсурдные» христианские и околохристианские образы Христа, не укладывающиеся, в свою очередь, в исламскую богословскую систему и не имеющие адекватного в нем истолкования.
Поэтому в диалоге с мусульманами должно особо делать акцент на исламском представление об Иисусе Христе как на более абсурдном, противоречивом в контексте исламской концепции, исторической науки и логики, нежели Его Богочеловечность в христианстве. То есть, нужна грамотная критика. В настоящее время нет трудов систематизировано и всесторонне  критикующих исламское представление об Иисусе Христе. Есть только некоторые отдельные заметки в виде статей. Среди них стоит отметить труды Джона Гилкриста, Абд аль-Фади, Гайслера Нормана, Салиба Абдуллы и др.. Но во многих исследованиях те или иные важные моменты не разбираются подробно, упоминаются лишь вскользь и не содержат в себе анализа ответной исламской апологетической реакции. Поэтому есть необходимость в более подробных исследованиях образа Исы Масих в исламском вероучении.
Сегодня христианин, проживая во все расширяющейся мусульманской среде, должен не только правильно обосновывать и защищать основы своего вероисповедания, но и уметь разумно представлять позицию критика. Это необходимо, потомучто исламский прозелитизму свойственно распространять далекие от действительности образы Христа, вводя тем самым в заблуждение как самих мусульман, так и христиан и приверженцев других религий и идеологий. И многие христиане, мало знакомые со своей религией, приходят в смущение от исламского даваата[3], основанного на некорректной критике христианского вероучения о Христе. Также многие мусульмане думают, что исламские и христианские представления о Христе отличаются лишь тем, что в исламе Христос - это всего лишь великий пророк, а в христианстве – Бог или Богочеловек[4].  А все остальные различия якобы являются всего лишь мелочами, ничего не значащими, на которые и не стоит обращать внимание. На самом деле эти «мелочи», при тщательном их исследовании, могут рассказать о многом и могут помощь составить более обширную картину образа исламского пророка Исы Масих.
Объектом исследования дипломной работы является исламское вероучение суннитского течения[5].
Предмет исследования – различные лингвистичекие, исторические, богословские и логические проблемы, возникающие в системе представлений о Христе в рамках суннитского течения ислама.
Целью работы является доказательство несостоятельности исламских богословских представлений о Личности Иисуса Христа
Задачами дипломной работы в связи с указанной целью являются:
1. рассмотреть и систематизировать исламское учение о Христе;
2. исследовать тексты различных  переводов, толкований Корана и хадисов[6];
3. сравнить их с Библейскими Отровениями;
4. исследовать арабские и еврейские понятия, применяемые относительно Христа в Коране, хадисах и в библейской традиции;
4. рассмотреть исламское представление о Христе в свете исторической науки;
5. систематизировать основные проблемы, несуразы, противоречия исламского представления об Иисусе Христе.
Выявления алогичных, абсурдных, противоречивых аспектов в исламском учении о Христе позволят давать более глубокие, взвешенные ответы вопрошающим мусульманам и могут служить надежным багажом знаний для христиан, часто сталкивающимся с проблемой понимания образа Христа в исламском вероучении.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ первоисточников: переводов и арабских оригиналов Корана и хадисов;
- изучение и обобщение;
- сравнение;
- моделирование;
- теоретический анализ и синтез;
- абстрагирование;
- индукция и дедукция.
Структура работы составлена в соответствии с целью и задачами исследования. Она состоит из введения, двух глав, разбитых по три параграфа, заключения и двух приложений.
В первой главе в хронологческом порядке – от рождения до второго пришествия - представлены основные этапы пророческой миссии Исы Масих, критика и апологетическая рефлексия. Первая глава состоит из трех параграфов, разбитых в соответствии с этапами служения Масиха. Во второй главе изложены доказательства несостоятельности исламского учения о Христе. В первом и втором параграфе второй главы рассматриваются понятия, примененные относительно Христа, и свидетельствующие об их неосознанном заимствовании из других традиций, в частности, из христианства и его еретических интерпретаций. В третьем параграфе миссия Исы Масих и его последователей рассматривается в лингвистическом (понятие апостольства), историческом, богословском и логическом аспектах.
В заключении дипломной работы подводятся итоги исследований, приводятся тезисные основания, на которых строится вывод в соответствии с поставленной целью.
В конце дипломной работы выведены два приложения. В Первом – список имен, во втором  - некоторые хадисы об Исе Масих, которые не вошли в основное содержание дипломной работы и, которые хотя и упоминаются в основной работе, но нуждаются в их выделении в отдельной таблице, как наглядно и кратко выражающие основную идею дипломного проекта.




[1] Среди работ следует отметить: «Неоспоримые свидетельства» Дж. Макдауэлл, «Может ли современный человек верить в Божественность Иисуса Христа» П.Николаи,  «Бог или пророк» Дж. Гилкрист, «В Поисках утраченного Иисуса» Э. Баннистер, и др.
[2] Можно сказать, что в исламе существует скрытый культ ума. Ислам – это «религия ума». Человек, обладающий огромными знаниями в исламе – все равно, что святой в христианстве. Человек посвящающий свое время получению знаний может даже пропустить намаз и это не будет «грехом», т.е. не возникнет необходимости в восполнении этого намаза. Элемент стремления к знанию, способному якобы решить все проблемы в жизни мусульманина, скорее всего, возникло под влиянием гностицизма
[3] Даваат (دعوة ) - призыв, приглашение. Под этим словом обычно понимается призыв к исламу, который по своему характеру можно определить как прозелитизм
[4] Критикуя христианство, мусульмане мало обращают внимание на то, что Христос – Богочеловек. Потомучто критиковать исключительно Божественность Христа, аппелируя к евангельским стихам о Человечности, представляется более удобным и продуктивным методом даваата
[5] Критика исламских представлений о Личности Христа именно в рамках суннитского течения связано с относительно большей распространенностью в России и во всем мире этого течения. Суннитами или людьми Сунны (ахли Сунна) могут называть себя и шииты в том смысле, что они следуют Сунне пророка. Самые авторитетные хадисы (Бухари, Муслим) суннитов, на которые идет ссылка в этой работе, не признаются шиитами и всячески критикуются, поэтому в диалоге с ними не могут использоваться
[6] Хадис – сообщение о любом слове или деле Мухаммада. Хадисы собраны в сборники, которые имеют различную степень авторитетности. После Корана они имеют второстепенную значимость в религии. Самые авторитетные хадисы содержатся в Сахихе аль-Бухари, Муслима, на которые в основном идет ссылка в данной работе. На остальные хадисы суннитской традиции ссылка производится через труды исламских ученых и богословов