Эта статья посвящается тем, кто уверен, что вайнахи (современные чеченцы и ингуши) никогда не были христианами. История этого кавказского края говорит об обратном, итак:
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЙНАХСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Вайнахи (чеченцы, ингуши и бацбийцы) - автохтонное население Центрального и Северо - Восточного Кавказа. В религиозном отношении сегодня они, как известно, исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба (тарикаты накшбандийя и кадирийя). Однако история религиозных воззрений вайнахов достаточно сложна.
Первоначально вайнахи, несомненно, были язычниками и имели автохтонный пантеон. Однако сложность вопроса заключается в том, что при имеющихся свидетельствах об истории вайнахов мы не можем представить себе вайнахское язычество без христианских элементов, "вросших" в сам концепт языческих верований вайнахов, в их структуру.
Это объясняется тем, что вайнахи испытали на себе немалое влияние христианства, более того, они, как и многие другие кавказские народы, несколько веков считались христианами. Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в., преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т.д.
Наиболее интересный памятник средневекового вайнахского христианства - храм Тхаба - Ерды. Он был возведен приблизительно в XII в., видимо, грузинскими мастерами при сотрудничестве с местными вайнахами. Надпись на нем гласит, что выстроил его Давид при епископе Георгии. Тхаба - Ерды богато украшен различными рисунками, петроглифами, барельефами, носящими местный характер. Само название церкви "Тхаба - Ерды" переводят то как "Святой двух тысяч", то как "Святой Фома", точно выяснить генезис названия достаточно сложно. Видимо, более всего по смыслу подходит последнее - "храм святого Фомы".
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г., говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы "Хунзов" (хунзахских аварцев) и "Нохчиев" (чеченцев). Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
По свидетельству И. Цискарова ("Записки о Тушетии", 1848 г.), один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали "персияне" и обратили вайнахских горцев в ислам. Из этого становится очевидно, что мелхистинцы или жители Шаро - Аргунского ущелья в начале-середине XVIII в. все еще исповедовали христианство и справляли соответствующие обряды. (Генко, 1930). Однако, уже в конце XVIII в. горцы были либо язычниками, либо мусульманами - посланный в ингушские горы в 1798 г. для "евангельской проповеди" о. Стефан Гаврилов в 1799 г. был там убит.
Христианство оставило много следов в культуре нахских народов. Скорее всего благодаря ему в вайнахском язычестве оформился концепт главного, единого Бога - вседержителя и творца (чеченский "Дала", ингушский "Даьла"). Некоторые названия дней недели в чеченском и ингушском языках - христианского происхождения. К примеру, "пятница" - чеченская "пIepacка", ингушская "пIaьраска" - происходят от "параскева". Чеченское слово "жаар" и ингушское "жIapг" - "крест" идут от грузинского "джвари".
Действительно, христианство со временем забылось в Чечне и Ингушетии, но вайнахи - язычники продолжали использовать христианские храмы как языческие святилища, относясь к ним с сакральным страхом и благоговением. Еще в ХIX в. в ингушском храме Тхаба - Ерды сохранялось древнегрузинское Евангелие, к которому горцы относились с трепетом, боялись прикоснуться к нему. Богослужебная книга хранилась и в святилище Маго - Ерды в Ингушетии. Аналогичные случаи отмечались не только у вайнахов, но и у кабардинцев, абазин и других северокавказских народов. Об этом упоминал еще С. Броневский в 1823 г.Известно, что вплоть до ХХ в. плоскостные чеченцы именовали обитателей горной полосы Чечни и Ингушетии - "ламан кераста", что переводится как "горные христиане". Это относилось и к аккинцам, и к мелхистинцам, и к другим тукхумам горных вайнахов.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ВАЙНАХСКОЕ ХРИСТИАНСТВО
Вайнахи (чеченцы, ингуши и бацбийцы) - автохтонное население Центрального и Северо - Восточного Кавказа. В религиозном отношении сегодня они, как известно, исповедуют ислам суннитского толка, ханафитского мазхаба (тарикаты накшбандийя и кадирийя). Однако история религиозных воззрений вайнахов достаточно сложна.
Первоначально вайнахи, несомненно, были язычниками и имели автохтонный пантеон. Однако сложность вопроса заключается в том, что при имеющихся свидетельствах об истории вайнахов мы не можем представить себе вайнахское язычество без христианских элементов, "вросших" в сам концепт языческих верований вайнахов, в их структуру.
Это объясняется тем, что вайнахи испытали на себе немалое влияние христианства, более того, они, как и многие другие кавказские народы, несколько веков считались христианами. Христианство стало проникать к ним, начиная с Х в., преимущественно со стороны Грузии, которая пыталась укрепить и обезопасить свои северные границы путем обращения населения горного Кавказа в христианство. Вероятно, некоторые христианские элементы заимствовались и из Руси, с которой вайнахи поддерживали отношения.
В средние века разделения на чеченцев, ингушей и бацбийцев еще не существовало, они представляли единую нахскую этнокультурную общность. Вайнахи достаточно легко приняли христианство. Около XI в. в вайнахских горах начинается строительство храмов, в них завозятся церковные книги, написанные на древнегрузинском языке. Некоторые из древних нахских христианских церквей сохранились до наших дней. Самые значимые из них - храм Тхаба - Ерды (ТкъобIa - Ерды) в Ассиновском ущелье Ингушетии, Алби - Ерды и Таргим в Горной Ингушетии. Развалины древних храмов располагаются и в горах Чечни - в районе Галанчожа, в Аргунском ущелье и т.д.
Наиболее интересный памятник средневекового вайнахского христианства - храм Тхаба - Ерды. Он был возведен приблизительно в XII в., видимо, грузинскими мастерами при сотрудничестве с местными вайнахами. Надпись на нем гласит, что выстроил его Давид при епископе Георгии. Тхаба - Ерды богато украшен различными рисунками, петроглифами, барельефами, носящими местный характер. Само название церкви "Тхаба - Ерды" переводят то как "Святой двух тысяч", то как "Святой Фома", точно выяснить генезис названия достаточно сложно. Видимо, более всего по смыслу подходит последнее - "храм святого Фомы".
Старинный грузинский документ, датируемый 1310 г., говорит о поездке епископа Грузии Евфимия по храмам горного Кавказа, в частности, он посетил храмы "Хунзов" (хунзахских аварцев) и "Нохчиев" (чеченцев). Последнее недвусмысленно доказывает бытование христианства в начале XIV в. у тукхума Нохчамахкхой, впоследствии составившем ядро формирования собственно чеченского народа.
По свидетельству И. Цискарова ("Записки о Тушетии", 1848 г.), один 100-летний старик в горной Чечне рассказывал, что во времена его детства вайнахи еще молились в церквах, к середине ХIX в. только начавших разрушаться, а затем в горы приехали "персияне" и обратили вайнахских горцев в ислам. Из этого становится очевидно, что мелхистинцы или жители Шаро - Аргунского ущелья в начале-середине XVIII в. все еще исповедовали христианство и справляли соответствующие обряды. (Генко, 1930). Однако, уже в конце XVIII в. горцы были либо язычниками, либо мусульманами - посланный в ингушские горы в 1798 г. для "евангельской проповеди" о. Стефан Гаврилов в 1799 г. был там убит.
Христианство оставило много следов в культуре нахских народов. Скорее всего благодаря ему в вайнахском язычестве оформился концепт главного, единого Бога - вседержителя и творца (чеченский "Дала", ингушский "Даьла"). Некоторые названия дней недели в чеченском и ингушском языках - христианского происхождения. К примеру, "пятница" - чеченская "пIepacка", ингушская "пIaьраска" - происходят от "параскева". Чеченское слово "жаар" и ингушское "жIapг" - "крест" идут от грузинского "джвари".
Действительно, христианство со временем забылось в Чечне и Ингушетии, но вайнахи - язычники продолжали использовать христианские храмы как языческие святилища, относясь к ним с сакральным страхом и благоговением. Еще в ХIX в. в ингушском храме Тхаба - Ерды сохранялось древнегрузинское Евангелие, к которому горцы относились с трепетом, боялись прикоснуться к нему. Богослужебная книга хранилась и в святилище Маго - Ерды в Ингушетии. Аналогичные случаи отмечались не только у вайнахов, но и у кабардинцев, абазин и других северокавказских народов. Об этом упоминал еще С. Броневский в 1823 г.Известно, что вплоть до ХХ в. плоскостные чеченцы именовали обитателей горной полосы Чечни и Ингушетии - "ламан кераста", что переводится как "горные христиане". Это относилось и к аккинцам, и к мелхистинцам, и к другим тукхумам горных вайнахов.