Страницы

Страницы

Страницы

Искандер Джадид - Достоверность Библии

Искандер Джадид

Достоверность Библии

Оглавление

Введение
Происхождение Библии
Свидетельство Боговдохновения
Свидетельство пророков и апостолов
Свидетельство преданий или апостольское наследие
Свидетельство древних манускриптов
Свидетельство древних свитков
Свидетельство археологии
Свидетельство ислама
Неизбежный вопрос
Что говорят ученые мусульмане по поводу "фальсификации"?



Введение

Тысячи лет тому назад Бог повелел народу через Моисея: "Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую" (Второзаконие 4,2). Это повеление повторяется в той же книге: "Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнять; не прибавляйте к тому и не убавляйте от того" (Второзаконие 12,32).
Несколькими столетиями позже Соломон свидетельствует: "Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтоб Он не обличил тебя и ты не оказался лжецом" (Притчи 30,5.6).
На последней странице Библии мы находим следующее серьезное предупреждение: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей. И если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие, в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откровение 22,18.19).
После столь суровых предупреждений осмелится ли кто-либо из верующих в Бога и Его книги исказить Божие Слово и тем самым потерять свое право на те духовные благословения, которые Господь Бог приготовил для преданных Ему, право на обетования спасения и вечной жизни, которые Бог дал человечеству? Что касается неверующих, то не в их силах извратить божественные книги, поскольку они не в состоянии подделать тысячи копий, рассеянных по всему миру.
К несчастью, в последние дни люди будут обвинять безвинных апостолов Христа в искажении Евангелия, вверенного им, опровергая тем самым не только Священное Писание, но и мусульманский Коран, который свидетельствует о честности апостолов, называя их "помощниками" Бога (Сура 3,52).
Имеется много доказательств достоверности Библии и того, что она свободна от искажений и подделок. Об этом пойдет речь ниже.

Происхождение Библии

Бог тщательно следит за тем, чтобы Его Книга постепенно раскрывалась во всей ее премудрости. Изучавшие Ветхий Завет могли заметить, что он делит историю мира на три периода.

Первый период: от Адама до Моисея

Боговдохновенное Священное Писание рассказывает нам, что Бог привел к Адаму всех животных и птиц, чтобы посмотреть, как он назовет их (Бытие 2,19). Но в этом отрывке еще не сказано, каким образом говорил Бог с человеком вначале. Нам остается лишь догадываться, так как нас отделяют тысячи лет от описанных событий.
Мы не знаем точно, когда начал Бог открываться людям, но Библия помогает нам сделать некоторые выводы. Енох, упоминаемый в 5 главе книги "Бытие", был, по словам апостола Иуды, пророком в седьмом поколении после Адама. Библия говорит, что Енох "ходил пред Богом". Нет никакого сомнения, что этот пророк получил сведения о прошлом, и, в соответствии с генеалогией Библии, он знал Адама и разговаривал с ним. Мафусал, сын Еноха, дожил до времен Ноя и был праведником.
Несомненно то, что Ной, проповедовавший праведность и истину, передал известные ему откровения Божии поколениям после потопа (2 Петра 2,5).
Сим, сын Ноя, дожил до Авраама (Бытие. 10,21 и 11,10.26). Библия сообщает нам, что священные сведения были переданы Аврааму. В Послании Галатам 3,8 мы читаем следующее: "Писание, предвидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: "в тебе благословятся все народы". Этот стих убеждает нас, что у Авраама была ясная информация о предыдущих событиях и что он в свою очередь передал то, что он знал, своим сыновьям. В Бытии 18,19 мы читаем: "Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем". Из этого текста явствует, что нетрудно было достичь непрерывности передачи устного предания от Авраама до Моисея.

Второй период: Поколения во время жизни Моисея

Начиная с книги "Исход", Священное Писание в деталях запечатлевает хронику событий в соответствии с повелением Бога, данным Моисею. Мы читаем: "И сказал Господь Моисею: напиши сие для памяти в книгу" (Исход 17,14).
Мы достоверно знаем, что Моисей "взял книгу завета, и прочитал вслух народу" (Исход 24,7) и что "Моисей, по повелению Господню, описал путешествие их по странам их" (Числа 33,2). Мы прочитали также, что, "когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа, Бога вашего, и она там будет свидетельствовать против тебя" (Второзаконие 31,24-26).

Третий период: от Иисуса Навина до Малахии

Бог сказал Иисусу Навину: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано" (Иисус Навин 1,8). "И вписал Иисус слова сии в книгу закона Божия" (Иисус Навин 24,26).
"И изложил Самуил народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом" (1 Царств 10,25).
В конце периода царей, во времена царствования Иосии, Священное Писание переживает возрождение, когда по приказу первосвященника Хелкии ее читает писец Шафан (4 Царств 22,8-13).
Пророк Исайя призывал свой народ вернуться к Слову Божьему и цитировал его, утверждая непогрешимость Святого Писания. Он говорил: "Отыщите
в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их" (Исайя 34,16).
Пророку Иеремии Бог повелел записать свои пророчества, говоря: "Возьмите себе книжный свиток и напишите в нем все слова, которые Я говорил тебе об Израиле и об Иуде и о всех народах" (Иеремия 36,2).
Пророк Даниил торжественно свидетельствует в своей пророческой книге о Священном Писании: "Я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима" (Даниил 9,2).
В эпоху царствования Артаксеркса, царя Персии, и Ездра, и Неемия посвятили себя служению закону Моисея, которое Бог дал им. Библия говорит: "Потому, что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень" (Ездра 7,10). В книге Неемии мы читаем: "Собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами... И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин и всех, которые могли понимать... и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня" (Неемия 8,1-3).
"И было слово Господне к Захарии: "Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату своему... Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим чрез прежних пророков" (Захария 7,8-12).
Малахия также говорил о Библии, называя ее "памятной книгой" в следующем стихе: "Но боящиеся Бога говорят друг другу: "внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его" (Малахия 3,16).
Изложенное выше со всей очевидностью показывает, что Бог тщательнейшим образом заботится о сохранении Своей Книги через поколения, побуждая Духом Святым святых людей записывать их пророчества и уча человечество добру и истине.

Свидетельство Боговдохновения

А. Божье свидетельство о неизменности его слов

Священная книга содержит Божьи откровения и обетования о том, что Его Слово никогда не прейдет и не изменится. Некоторые из них приводятся ниже:
"Милости же Моей не отниму от него, и не изменю истины Моей. Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих" (Псалом 88,34.35).
"Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Матфея 5,18).
"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Матфея 24,34.35).
"Не может нарушиться Писание" (Иоанна 10,35).

Б. Божье свидетельство пророкам

Господь Бог сказал пророку Иеремии: "Не бойся их... Вот, я вложил слова Мои в уста твои" (Иеремия 1,8.9).
Он говорил пророку Осии: "Я говорил к пророкам и умножал видения и чрез пророков употреблял притчи" (Осия 12,10).
Он заявлял пророку Исайе: "И вот, завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, который на небе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века" (Исайя 59,21).
Он повелевает пророку Иезекиилю: "Сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою. Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к людям непокорным, которые возмутились против Меня... не бойся их и не бойся речей их... и не страшись лица их, ибо они мятежный дом... открой уста твои и съешь то, что Я дам тебе" (Иезекииль 2,1-8).
Бог обращался к пророку Малахии, говоря: "И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, говорит Господь Саваоф. Завет Мой с ним был завет жизни и мира, и Я дал его ему для страха, и он боялся Меня и благоговел пред именем Моим. Закон истины был в устах его, и неправды не обреталось на языке его" (Малахия 2,4-6).
Он также говорил пророку Захарии: "Но слова Мои и определения Мои, которые заповедал Я рабам Моим пророкам, разве не постигли отцов ваших? И они обращались и говорили: как определил Господь Саваоф поступить с нами по нашим путям и по нашим делам, так и поступил с нами" (Захария 1,6).

Свидетельство пророков и апостолов

Божьи пророки и апостолы свидетельствовали, что Бог говорил с ними и вдохновил их записать пророчества и учение, чтоб они стали вечным законом для человечества. Ниже мы цитируем часть этих свидетельств.
Пророк Давид сказал: "Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Царств 23,2).
Пророк Исайя пишет: "Народ - трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно" (Исайя 40,7.8).
"Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти, и одно другим не заменится. Ибо сами уста Его повелели, и сам дух Его соберет их" (Исайя 34,16).
Пророк Иеремия записал: "И было слово Господне ко мне: "что видишь ты, Иеремия?" Я сказал: вижу жезл миндального дерева. Господь сказал мне: ты верно видишь; ибо Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" (Иеремия 1,11.12).
Пророк Иезекииль описывает: "По прошествии же семи дней было ко мне слово Господне: "Сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих и будешь вразумлять их от Меня" (Иезекииль 3,16.17).
Иисус Христос говорит своим апостолам: "Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас" (Матфея 10,20).
Апостол Павел свидетельствует: "Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным" (1 Коринфянам 2,12.13).
Апостол Петр пишет: "Ибо всякая плоть - как трава, и всякая слава человеческая - как цвет на траве, засохла трава, и цвет ее опал; но слово Господне пребывает в век" (1 Петра 1,24.25). Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петра 1,20.21).

Свидетельство преданий или апостольское наследие

Из истории мы знаем, что религиозные учители - современники апостолов, и те, которые пришли им на смену в священнослужении, в своих проповедях и трудах приводили цитаты из Библии и особенно из Евангелия, поскольку они были убеждены, что книги эти - Божественные, вдохновленные Богом, и потому непреложны, истинны. Упомянем некоторых из них.
Климент, епископ Рима, работавший с апостолом Павлом, как упоминается об этом в Послании к Филиппинцам 4,3.
Дионисий, епископ Коринфа, умерший в 100 году н.э.
Ерма, современник Павла, который написал книгу в трех томах, содержащую много выдержек из Нового Завета.
Игнатий, бывший епископом с 60 по 107 год, т.е. после вознесения Христова.
Мученик Поликарп, последователь апостола Иоанна, епископ Смирны. Он был замучен в 166 году н.э.. Сохранилось только одно-единственное из его сочинений, послание, полное выдержек из всех четырех Евангелий.
В дополнение упомянутого выше, были также отцы Церкви второго века н.э., которые в подтверждение их учения приводили выдержки из Библии, а именно:
Папий, епископ Иерапольской церкви во Фригии, известен как одаренный ученый около 110 года н.э. встречался с Поликарпом и написал шесть томов комментариев к Библии. Он сообщает, что в греческих церквах были в обращении Евангелия и что Марк, автор одного из них, был помощником Петра и что его книга была у христиан.
Мученик Иустин, 89 года рождения, до своего обращения был языческим философом, но поиски истины привели его к христианству. Этот известный мыслитель написал много книг в защиту христианства, основывая свою апологию на четырех Евангелиях. В одной из книг он упоминает, что посетил церкви Рима, Александрии и Ефеса, и между прочим отметил, что христиане, поклоняясь Богу, громко читают в собрании Евангелия.
Эгиус, который стал известным 30 лет спустя после смерти Иустина. Его свидетельство имеет огромное значение, так как он путешествовал от Палестины до Рима и встречался со многими епископами. Он отмечает, что повсюду он видел христиан, изучавших одну доктрину, основанную на законе, пророках и учении Господа Иисуса Христа.
Ириней, грек по происхождению, из Малой Азии, родился в 140 году н. э. Он был последователем Поликарпа, который в свою очередь был учеником апостола Иоанна. Центр его деятельности был в Лионе, где он был посвящен в сан епископа. Он написал послание, полное выдержек из Евангелий. В одном месте он пишет: "Об устроении нашего спасения мы узнали не через кого другого, а через тех, через которых дошло к нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же по воле Божьей передали нам в Писаниях"...
Так, Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь. После их отшествия Марк, ученик и сотрудник Петра, передал нам письменно то, что было проповедано Петром. Лука, врач и спутник Павла, написал свое Евангелие соответственно с проповедями Павла. После этого Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также написал свое Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Асийском.
Этот замечательный ученый добавляет: "Учение, которое проповедовали апостолы, распространилось по всему миру. Беспристрастный исследователь убеждается, что каждая церковь чтит их свидетельства и считает их священными".
Далее он пишет: "Нам следует помнить тех, кого апостолы назначали руководителями церквей, и тех, которые были их преемниками вплоть до сегодняшнего дня. Благодаря этой непрекращающейся цепи авторитетных утверждений, мы получили повествование и учение об истине в том виде, как их проповедуют Евангелия".
Епископ Климент Александрийский жил спустя 16 лет после Иринея. Он свидетельствует, что все церкви верили в четыре Евангелия. Этот ученый цитировал Евангелия в своих работах и утверждал, что "все четыре Евангелия подлинны".
Тертуллиан родился в 160 и умер примерно в 220 году н. э. Этот ученый писал об апостолах: "Иоанн и Матфей учат нас вере, Лука и Марк очищают и вдохновляют нас". Перечислив церкви, которые Павел основал в Коринфе, Галатии, Ефесе, Филиппах и Фессалониках, церкви, созданные Иоанном, и Римскую церковь, основанную Петром и Павлом, он заключает: "Церковь пользовалась всеми четырьмя Евангелиями с самого начала". Он пишет также: "Мы, Христиане, собираемся, чтобы вместе читать Священное Писание и укреплять нашу веру, укрепляться в наших надеждах и утверждать наше доверие Святому Слову".
Из всего вышесказанного г
а) Духовные отцы христианства, как современники апостолов так и их последователи, все выдающиеся ученые цитировали в своих ежедневных проповедях и письменных трудах тексты Священного Писания.
б) Их отношение к Библии и цитирование ее показывают, что они были глубоко убеждены в ее незыблемой авторитетности.
в) Они читали Священное Писание во время общественного богослужения и объясняли его.
г) Они написали многотомные комментарии к Библии, подтверждая гармоничность сообщений евангелистов (авторов Евангелий), писавших по вдохновлению Святого Духа.
д) Все христиане с самого начала верили в Библию, независимо от их национальности и прежнего вероисповедания.

Свидетельство древних манускриптов

Среди хранящихся у христиан сокровищ имеются древние манускрипты, которые относятся к исторической эпохе, на много поколений предшествующей появлению ислама. Среди них:
Александрийский кодекс, названный так по городу, в котором он был написан. Он был преподнесен английскому королю Чарльзу I патриархом Константинополя Кириллом в 1628 г. н.э. Кирилл привез его с собой из Александрии, где он прежде был патриархом. Написанный на греческом языке, он содержит все книги Библии, как Ветхого так и Нового Заветов. На первой странице, на полях, указано, что вся книга целиком переписана от руки знатной египетской женщиной по имени Такла примерно в 325 г. н.э. На этом замечании патриарх Кирилл собственноручно пометил, что, по его мнению, дата указана правильно. Документ написан ясным почерком на пергаменте, каждый лист поделен на две колонки, и в каждой колонке содержится 50 строк. В настоящее время он находится в Британском музее в Лондоне.
Ватиканский кодекс назван так, поскольку он хранится в библиотеке Ватикана. Он написан на превосходном пергаменте мелким ясным стандартным шрифтом. На каждой странице три столбца по 42 строки в каждом. В этом списке содержатся все книги Библии на греческом языке. Ученые считают, что он написан около 300 г. н э.
Синайский кодекс, конкурирующий с Ватиканским по возрасту и возможно даже несколько старше последнего. Очень большое значение имеет сравнение этих текстов. Он назван Синайским благодаря тому, что найден он был на горе Синай в монастыре Святой Екатерины ученым Тишендорфом в 1844 году. Список написан крупным ясным стандартным почерком на тонком пергаменте, на каждой странице - четыре столбца. Он был преподнесен ученым в дар русскому царю Александру и оставался в России вплоть до революции, когда он был продан Британскому музею в Лондоне, в котором он хранится до настоящего времени.
Ефремовский манускрипт находится в Национальной Парижской библиотеке. Он содержит все книги Библии на греческом языке. Написан он на пергаменте прекрасным почерком без знаков препинания и промежутков, первая буква каждой строчки больше всех остальных. Относится он приблизительно к 450 г. н.э.
Все эти древние манускрипты дают ответ тем, кто хотел бы считать Священное Писание подделкой, и показывают, что оно достоверно, потому что написано прежде Корана. Библия, которой мы пользуемся сегодня, ничем не отличается от древних копий.

Свидетельство древних свитков

а) Кумранские свитки
Среди сокровищ, найденных в Кумранских пещерах в Иордании в 1947 г. обнаружен полный свиток книги пророка Исайи, написанный на тонком пергаменте на древнееврейском языке. Исследования показывают, что книга относится ко второму столетию до н.э. Исследователи, изучавшие ее, доказали, что текст ее не отличается от того, который мы знаем сегодня. В Кумранских пещерах были также обнаружены копии книг Левит, Иова, Псалмы и Аввакума, их текст так же полностью соответствует тому, которым мы пользуемся в настоящее время. Кроме того был найден перечень книг Ветхого Завета, в котором были все те книги, которые включены в современную Библию, кроме книги Есфири.
б) Арсоинские свитки
В 1877 г. в Египте, к югу от Каира, было найдено в песке много документов, написанных на папирусе; среди них часть Евангелия от Иоанна, которая ничем не отличается от текста, которым мы пользуемся сегодня.
в) Синайские свитки
Недавно в монастыре Св. Екатерины (Санта-Катарина) в Синае были найдены копии четырех Евангелий на сирийском языке. Они датированы концом 4-го столетия н.э. и представляют собой копию перевода, сделанного христианами во втором веке н.э. Эти тексты также идентичны современным.
Таким образом, раскопки, обнаружившие древние манускрипты, замечательным образом подтверждают достоверность Библии. Почти не верится, что Божественная книга может настолько находиться в соответствии с историей вплоть до каждой детали. Мы же ожидаем, что в дальнейшем будут сделаны еще новые открытия. Ученые упорно трудятся на раскопках, но все указывает на то, что не осталось никаких оснований для критиков, отвергающих Новый Завет и дату написания его книг. Несомненно, что полное согласие между найденными списками и текстами Библии служит самым сильным доказательством достоверности Божественных вдохновений и честности тех, кто записал их.
Археолог д-р Олбрайт говорит: "Благодаря находкам в Кумране мы можем быть сегодня уверены в том, что Новый Завет в наше время такой же, каким он был вначале, и что он содержит учение Христа и Его апостолов. Дата же написания Нового Завета относится к периоду между 25 и 80 годами н. э.".

Свидетельство археологии

С древних времен Священное Писание служило объектом нападок атеистов и язычников, поскольку Слово Божие было несовместимо с их воззрениями. Многие из них пытались найти в древних руинах, табличках и надписях что-либо, противоречащее Библии, но открытия разочаровали их. Записи, обнаруженные археологами в Палестине и Месопотамии, подтвердили Библию до такой степени, что многие атеисты стали верующими (поскольку археологические открытия подтверждают достоверность библейских текстов).
Существует среди археологов мнение, что письменность в Палестине не была известна до 540 года до н.э. Это значит, что Моисей и другие люди Ветхого Завета не сами написали приписываемые им книги. Скептики утверждают, что авторы Торы (Пятикнижия) чересчур преувеличили, описывая события и степень культурности народов на Ближнем Востоке.
Но современные открытия полностью опровергли их теории, и в то же время подтвердили достоверность Священных Книг в их сведениях о культуре Египта, Вавилона и Сирии и о правителях Сеннахериме, Тиглатпаласаре, Навуходоносоре и других.
Мы рады, что эти открытия дали нам возможность увидеть таблички, на которых выбиты буквы, употреблявшиеся Моисеем, Иисусом, Исайей, Самуилом и другими и что мы теперь уверены, что письменность была известна во времена Авраама, Моисея, Иова и Неемии так же, как в наши дни.
Мы счастливы, что слова Христа "камни заговорят" исполнились в наше время. В самом деле, выгравированные на них записи рассказали нам о наиболее важных событиях, упомянутых в Библии.
а) Повествование о сотворении мира
Вавилонские и сирийские записи содержат рассказ о творении, и они находятся в полном согласии с Библией, кроме нескольких словесных расхождений. В Библии сказано: "И создал Бог два светила великие: светило большое, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды" (Бытие 1,16). Вавилонские записи говорят: "Бог создал туманность и звезды". Библия сообщает, что Бог создал животных и пресмыкающихся (гадов земных) "по роду их" (Бытие 1,24), а в вавилонских табличках сказано: "Боги создали этих животных". В Библии записано: "И создал Господь Бог человека из праха земного" (Бытие 2,7), в то время как в вавилонской версии читаем: "Бог Мардох создал человека из плоти и костей".
б) Монотеизм и политеизм
Библия рассказывает, что люди отпали от веры, отказались от живого Бога, стали поклоняться многим богам и пророки старались вернуть их к поклонению единому Богу; в то же время ученые-скептики утверждают, что человек с самого начала был политеистом. Этой теории придерживалось большинство ученых до д-ра Герберта, археолога и профессора истории Ассирии в Оксфордском университете, опровергнувшего ее. Этот ученый доказал, что в районах Бл. Востока и Междуречья монотеизм существовал прежде политеизма.
Современные открытия показали также несостоятельность точки зрения, общей некоторым кругам ученых, что монотеизм у евреев не был известен до пророков 7 и 8-го веков до н.э. Многие источники подтвердили, что Моисей учил евреев тому, что Бог един еще до того, как они вошли в землю Ханаан.
в) Повествование о всемирном потопе
Археология дала нам великолепный рассказ о всемирном потопе. Вавилонские клинописные таблички рассказывают о нем в полном соответствии с книгой "Бытие". Как тот, так и другой документы упоминают, что всемирный потоп произошел вследствие Божьего плана, и оба отмечают, что один человек был предупрежден о приходе бедствия на землю и что затем, получив соответствующее предупреждение, он построил для себя и своей семьи ковчег, взял затем с собой на него животных, по два от каждого вида - самца и самку для сохранения всех видов. Когда потоп прекратился и уровень воды спал, ковчег опустился на вершине горы, и были выпущены птицы, чтобы узнать, достаточно ли опустилась вода. После потопа он принес жертву Богу, получил от Него ответ и обещание заботиться о его безопасности.
г) Ур Халдейский
До раскопок в Месопотамии исследователи ничего не знали о степени культуры и цивилизации, существовавших в этом районе. Было очевидно, что эта дикая местность была когда-то раем с полноводными реками и столицей высокоцивилизованной нации. Раскопки подтвердили, что в далеком прошлом сюда пришли шумеры, они поселились здесь и создали замечательную цивилизацию. Что касается религии, шумеры были политеистами. В каждой семье был свой собственный идол. Это объясняет нам поведение Рахили, когда перед побегом со своим мужем Иаковом от лица Лавана она ворует его семейных богов (Бытие 31,30-37).
Эти раскопки убеждают также о том, что Авраам был не просто шейхом племени бедуинов, жившего в шатрах, но скорее всего он принадлежал к высокоцивилизованному народу, жившему в Харране. Это полностью согласуется с текстом Библии (Бытие 11,28-31). Когда мы знакомимся с долгим путешествием Авраама, мы видим, что патриарх миновал Харран, Вефиль и Сихем - именно эти города упоминаются в Библии. Кроме того, обнаруженные в Палестине руины подтверждают достоверность того, что говорится в Библии о районе, расположенном к югу от Мертвого моря, где жил Авраам какое-то время; в те дни это были цветущие и густонаселенные места.
д) Повествование об Иосифе
Иосиф оказался жертвой жестокости и зависти своих братьев. Он был продан в Египет, но так как он был невиновен и честен, Бог обратил все ему на пользу. Он снискал благосклонное отношение фараона, который поставил его во главе всего Египта. Этот рассказ подтверждается табличкой, найденной в гробнице знатного египтянина - современника Иосифа. Исследователи сделали на основании этой записи заключение, что в те дни имел место страшный голод и государство распределяло людям пищу, собранную начальником казны в годы изобилия. Взамен государство получило всю частную собственность. Содержание этой таблички согласуется с тем, что написано в Бытии 47,18-22.
е) Плен евреев в Египте
В Египте найдена каменная скульптура времен Тутмоса III, которая изображает евреев, строящих храм для фараона. Обнаружены также остатки стены, толщина которой у основания достигает восьми футов. Она сделана была из кирпичей, изготовленных из смеси соломы и глины, высушенной на солнце, что подтверждает описанное в Библии Исход 5,7.
ж) Исход евреев из Египта
Таблички, найденные в Тель-эль-Амарна с клинообразными письменами, свидетельствуют о том, что правители филистимлян (Палестины) отправили фараону послание с просьбой о помощи против нашествия народа, именуемого евреями.
з) Моисей и Закон
Среди ученых существовало мнение о том, что Закон относится к эпохе после Моисея. Но раскопки, произведенные в 1884 году под руководством де Моргана, подтвердили данные Библии о том, что Закон был дан евреям Моисеем. То же самое можно сказать и о бесценных документах, обнаруженных во дворце Шушана, упоминаемого в книге Есфирь, - они также подтверждают данные Библии о Законе Моисея.
и) Сообщения Ветхого Завета о древних племенах
В Рас Шамра, расположенном несколькими милями севернее Латакии в Сирии, обнаружены руины города Угарит, существовавшего 2000 лет до н.э. Сотни найденных дощечек полностью подтверждают сообщения Библии о хеттах, иевусеях, ферезеях.
к) Египетские таблички, устанавливающие существование хеттов
Вплоть до недавнего времени историки сомневались в существовании хеттов (хеттеев), у которых, по словам Библии, Авраам купил пещеру Махпела, чтобы похоронить в ней свою жену Сарру (Бытие 23,21). Это сомнение развеялось после того, как были найдены египетские таблички с упоминанием этого народа. В одной из них упоминается о битве между армиями Рамзеса II и хеттеями возле Кадеша в 1287 г. до н.э.

Свидетельство ислама

Коран подтверждает подлинность Священного Писания. Те, кто читали его, поражены его столь ясным свидетельством, что не требуется никаких пояснений. Это свидетельство повторяется в сурах Корана несколько раз, как видно из приводимых ниже отрывков:
"Мы низвели Тору, в которой руководство и свет; судят по ней пророки, которые предались, тех, кто исповедует иудейство, а раввины и книжники - сообразно с тем, что им дано на хранение из писания Аллаха, и они - об этом исповедники" (сура 5,44).
"И отправили Мы по следам их Ису, сына Марйам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Евангелие, в котором - руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и руководством и увещанием для богобоязненных" (сура 5,46).
"И Мы низвели тебе писание с истинной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его. Суди же среди них по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями в сторону от истины" (сура 5,48).
В первом месте говорится о достоверности Торы, о том, что она служит нам верным руководством против погрешностей и светом при разборе дел, которые предстоит разбирать пророкам, в соответствии с вверенной им Божьей Книгой, правдивости которой они являются свидетелями. Во втором месте сказано, что Христос подтвердил достоверность Торы и что Его учение - руководство, свет и предостережение - подтверждает то, что ранее было записано в Божьих книгах. В третьем Коран утверждает, что Откровение было объявлено Мухаммеду, доказывая тем самым, что Священное Писание существовало до него и что он должен был быть хранителем его, и чтобы он вершил суд на основании Божьих указаний, подтверждая тем самым достоверность обоих Заветов.
В подтверждение Торы и Евангелия Коран продолжает призывать своих приверженцев нести их дальше: "Скажи: "О люди писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Евангелия и того, что низведено вам от вашего Господа" (сура 5,68).
Коран увещевает также верующих в Евангелие исполнять заповеди, содержащиеся в их книгах, и описывает тех, кто пренебрегает ими, как несправедливых и беззаконников. "И пусть судят обладатели Евангелия по тому, что низвел в нем Аллах. А кто не судит по тому, что низвел Аллах, те - распутники" (сура 5,47).
"О вы, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его посланника и писание, которое Он низвел Своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением" (сура 4,136).
Из всего вышесказанного становится ясным, что:
а) Коран призывает народ нести дальше повеления Торы и Евангелия. Это безусловное признание достоверности этих книг и целостности их, утверждающих верующего в спасении, которое есть праведность, и содержащих авторитетные указания о поведении человека.
б) Коран велит всем верующим, в том числе мусульманам, доверять Корану и Книге, которая была откровением людям до него, то есть Торе и Евангелию. В нем содержится ясный призыв к мусульманам принять и довериться Торе и Евангелию, он заключен в следующих стихах: "Это - те, кому Мы даровали книгу, и мудрость, и пророчество; если не уверуют в них эти, то Мы поручили это людям, которые в это будут веровать. Это - те, которых вел Аллах, и их прямому пути следуй!" (сура 6,89.90).
Коран признает компетентность Библии в правильной оценке вещей в духовной области: "Но как они поставят тебя судьей, когда у них - Тора, в которой суд Аллаха? Потом они отворачиваются после этого, - не являются они верующими!" (сура 5,43). Этот отрывок показывает, что тот, кто придерживается повелений Библии, не нуждается ни в какой другой книге. И соответственно, кто отвернулся от Божьей книги, зная, что в ней содержится истина, называется неверным.
"Скажи: "Принесите же книгу от Аллаха, которая была бы путеводнее их, - я последую за ней, если вы говорите правду!" (сура 28,49). Этот стих объясняет Мухаммеду, что отвечать тем, кто отклоняет его учение, как они отвергли ранее Моисея, и велит ему потребовать от них принести иную Божью книгу, в которой бы содержалось более ясное руководство, чем в Библии и Коране.
"Мы и до тебя посылали только людей, которым внушали, - спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете, - с ясными знамениями и с писанием" (сура 16,43.44). В комментарии Джалалана говорится: "Люди напоминания" - это те, кто изучали Тору и Евангелие. Если вы не знаете чего-либо, они знают, и вы, вероятно, больше поверите им, чем те, кто верит в Мухаммеда" (Джалалан, стр. 357).
Этот отрывок служит ясным свидетельством о том, что Божьи апостолы и Его пророки, написавшие Книгу, сделали это, руководимые Святым Духом. Как и другие приведенные выше стихи, он подтверждает, что Коран считает Библию руководством, светом, памятью, повелением Божьим и плодом Божьего вдохновения. Бог велит мусульманам спросить нас о том, чего они не знают. Разве это не очевидное признание достоверности и целостности наших Священных Книг со стороны Корана?
Они согласны с тем, что свидетельствуют апостолы Христа о подлинности и вдохновенности Библии. Великий апостол Павел, целиком посвятивший себя Христу, писал: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тимофею 3,16.17).
Вот почему христиане принимают Ветхий Завет, который был завершен примерно в 400 году до н.э. Евреи делят его на три части:
а) Тора, состоящая из пяти книг, написанных Моисеем - Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, которые с самого начала считались священными, уважаемыми и достойными почитания, как содержащие десять Божьих Заповедей и Его обетования человеку.
б) Пророки, книга подразделяемая на две части: во-первых, книги Иисуса Навина, Судей, Самуила и Царств, и во-вторых, книги Исайи, Иеремии, Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.
в) Книга "Писания", состоящая из Псалмов, Притчей, книг Иова, Даниила, Ездры, Неемии, Хроник, Песни Песней Соломона, книги Руфи, Плач Иеремии, книг Екклесиаста и Есфири.
Что касается книг Нового Завета, знатоки считают, что они были написаны и составлены еще при жизни последователей Христа, которые слышали и видели Его. Новый Завет состоит из четырех Евангелий, Деяний святых Апостолов, Посланий Павла, Петра, Иоанна, Иакова и Иуды и Откровения Иоанна Богослова.
Вот краткий перечень содержания Библии, написанной святыми людьми по вдохновению Святого Духа. Господь Бог тщательно охраняет ее. Он избрал глубоко верующих людей записать Его откровения и перевести их на все языки мира. Нет сомнения в том, что перевод Библии в наши дни приблизительно на 1400 языков и диалектов доказывает, что Господь тщательно оберегает Свое Слово и бережет его навечно.
В самом деле, народы придут и уйдут, исчезнут языки и изменится мир, но драгоценная Библия будет жить всегда, потому что в ней содержится Божье послание к каждому человеку, мужчине и женщине, мальчику и девочке во все времена и во все места земли. Я имею в виду весть о спасении через Иисуса Христа, который Один для всех - черных и белых, независимо от языка и расы. В Божьей Книге есть та животворная сила, которая дает силу жить свято всем, принимающим Иисуса Христа как Спасителя верой, и которая превращает их в детей Божиих.

Неизбежный вопрос

В связи с вышеизложенным мы считаем вправе задать вопрос тем, кто заявляет, что Библия является недостоверной книгой с научной и исторической точек зрения, а именно: когда, в какое время было искажено Св. Писание? Если говорят, что это произошло до Христа, мы ответим, что Христос подтвердил подлинность Священного Писания следующим образом:
а) Цитируя пророчества, в которых говорится о Нем. Таково, например, пророчество Исайи, которое привел Христос в назаретской синагоге. В нем говорится: "Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал исцелять Меня сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и ученикам - открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное"" (Исайя 61,1.2). Лука, автор одного из Евангелий, сообщает, что, прочитав этот отрывок из пророчества о Себе, Христос сказал слушателям: "Ныне исполнилось Писание сие, слышанное вами" (Луки 4,21).
б) Убеждая евреев читать Священное Писание и глубже изучать его: "Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне" (Иоанна 5,39).
в) Порицая саддукеев за то, что они игнорируют Священное Писание, говоря: "Не зная Писаний, ни силы Божьей?" (Марка 12,24).
г) Пользуясь Священным Писанием как оружием в борьбе против искушений дьявола. Мы читаем, что Христос отразил сатанинские искушения в дикой местности Заиорданья с помощью цитат из Библии. На первое искушение Он ответил: "Не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа" (Второзаконие 8,3). Второе искушение Он поборол со словами: "Не искушайте Господа, Бога вашего" (Второзаконие 6,16). И третье искушение Он отвратил, сказав: "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи" (Второзаконие 6,13).
Христовы апостолы, следуя примеру Учителя, цитировали Ветхий Завет в своих Посланиях. Например, относительно смерти Иуды Искариота, они цитировали Псалмы: "В книге же Псалмов говорится: "Да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем" и "достоинство его да примет другой" (Деяния 1,2 и Псалмы 108,8).
Когда они были исполнены Духом Святым в день Пятидесятницы, они объяснили это так: "Но это есть предреченное пророком Иоилем: "И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут; и на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать" (Деяния 2,16-18 и Иоиль 2,28.29).
Возможно ли, что Христос и Его исполненные Святым Духом апостолы пытались объяснить и подтвердить свое апостольство и учение, прибегая к цитатам из искаженного Священного Писания, в то же время призывая людей читать их и исполнять его повеления? Кто осмелится заявить, что Христос и Его апостолы не знали о подделке и поэтому прибегали к выдержкам из Библии по неведению? Найдется ли кто-нибудь из верующих, кто осмелится заявить такое, подвергнув сомнению вдохновенность апостолов и пророков и, следовательно, приписав Богу нерадивое отношение к сохранению в чистоте Его Слова. Более того, такая дискредитация выставит в неприглядном свете и Коран, поскольку в нем содержится много указаний на подлинность Священного Писания.
Но если те, кто заявляет об искажении Библии, скажут, что иудеи подправили Ветхий Завет после распятия Христа, мы ответим, что это невозможно было осуществить, потому что книги Ветхого Завета находились и в руках христиан, и если бы иудеи попытались исказить их, христиане бы предъявили подлинный текст.
Если сторонники фальсификации Библии утверждают, что ее подправили христиане, мы также ответим, что это невероятно, потому что тогда иудеи бы обличили бы христиан.
Если же допустить, что как иудеи, так и христиане тайно покрыли исправления, внесенные как теми, так и другими в Священный текст, нужно опять признать, что это было невозможно, поскольку иудеи с самого начала были в оппозиции к христианству и опровергали приход Христа - они бы не вступили ни в какие отношения с христианами. Если бы такое невозможное предположение имело бы место в действительности, разве бы иудеи не потребовали бы вырезать все, что относится к восхвалению Христа, так же как и упоминания о Его Божественности и о том, что все пророки говорили о Нем и Его воплощении и чудесном рождении так же, как и о Его страданиях, смерти и воскресении. Но поскольку все места Писания, прославляющие Христа, остались в Библии, заявления такого рода остаются необоснованными.
Есть еще одно обстоятельство, которое не могут опровергнуть сторонники теории искажения Библии: уже на заре христианства книги Ветхого Завета были как у христиан, так и у иудеев на том же самом языке, на котором написали их святые мужи Божии. Ученые тщательно сверили копии, хранимые теми и другими, и нашли, что они идентичны (полностью совпадают). Более того, мы имеем право спросить тех, кто утверждает, что Библия не оригинальна: Когда была осуществлена фальсификация Евангелия? До или после Корана? Если до, то Коран ставит их в неловкое положение, потому что Мухаммеду он повелевает искать помощи у тех, кто читает Библию, чтобы избежать сомнений: "Если же ты (Мухаммед) в сомнении о том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, которые читают Писание до тебя" (сура 10,94). Поскольку Бог всеведущ, то с Его величием не вяжется отсылать Мухаммеда к искаженной книге, чтобы исключить какие-либо возникшие у него сомнения.
Свидетельствуя о подлинности Библии, Коран продолжает: "И Мы низвели тебе писание с истиной для подтверждения истинности того, что ниспослано до него из писания, и для охранения его" (сура 5,48).
Если же так называемая "подделка" имела место после Корана, то утверждающие это показывают тем самым, что Коран провалился, не выполнил функцию хранителя. Иными словами, если Ветхий и Новый Заветы были фальсифицированы после Корана, то такое утверждение является не чем иным, как обвинением народа Корана в пренебрежительном отношении к наиболее самой важной его обязанности. По крайней мере, люди Корана должны были бы сохранить хотя бы одну или несколько экземпляров обоих Заветов в их первоначальном виде, потому что если имеется стража, должно существовать что-то, что она призвана охранять.
Это осуществили христиане. Когда они увидели, что в Ветхом Завете есть пророчества о Христе, их Господе, они превратились в стражей целостности Торы и сделали все возможное для распространения ее по всему миру. Она переведена на 1400 языков! Почему мусульмане не сделали того же самого, если они верят, что в Торе и Евангелиях содержатся пророчества и сведения о Мухаммеде?
Заканчивая разбор темы, мы можем задать такой вопрос: Если мусульмане, которые строго соблюдают Коран, решили бы спросить у народа Книги о некоторых теоретических вопросах и по дороге встретили бы группу тех, кто подозревает, что Библия подделана и сказала бы им: Мы идем к народу Книги, поскольку Коран велит нам спросить его в случае неясностей, неужели повстречавшиеся им осмелились бы сказать: "Не ходите, их Книга недостоверна, подделана". Если бы они осмелились сказать так, как поступили бы верующие? Поверили бы они тем, кто утверждает, что имела место фальсификация, или же они поверили бы Корану, в котором записано: "Спросите народ Книги о том, чего сами не знаете?"
Отсюда вытекает следующий вопрос: Каково будет отношение любого мусульманина, принявшего утверждения о "фальсификации" к следующим словам Корана: "Эта книга - нет сомнения в том - руководство для богобоязненных и тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя" (сура 2,1-4). Скажите (мусульмане): "Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам и что ниспослано Аврааму, и Измаилу, и Исааку, и Иакову и коленам, и что было даровано Моисею и Иисусу и что было даровано пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаемся" (сура 2,136).
Как случилось, что Коран повелевает верующим в Откровение Божие не делать различий между Кораном и Библией, если последняя была изменена и подделана? Не будет ли такое утверждение о фальсификации Священного Писания и Евангелия обвинительным актом против праведности, правдивости и честности Бога?
Обратимся к истории. Каждый, кто изучал историю, знает, что христиане, начиная со времен апостолов и вплоть до начала четвертого столетия нашей эры, страдали от преследования и пыток со стороны язычества и иудеев. Они переносили это с терпением, поразившим весь мир, особенно самих преследователей. Эта стойкость проистекала из их веры в Святое Евангелие и их преданности его священным идеалам.
Историки свидетельствуют, что христиане встречали мучения с радостью из любви ко Христу и послушания Его повелению "быть верным до смерти". Многие из них приняли на себя самые тяжелые пытки и наказания, потому что они отказались отречься от Христа и Его учения, предпочтя любую смерть временному наслаждению жизнью.
Откройте хроники христианства, и вы найдете упоминания о массах свидетелей, которых подвергли пыткам, но они не согласились принять избавление, в надежде на воскресение в будущем. Можно ли поверить, что христиане, пошедшие на столь великие жертвы и вынесшие длительные страдания во имя идей Евангелия, отважились бы подделать Его?
Позволили бы христиане кому-либо, независимо от его взглядов, подправить слово о благодати Божьей, если им было оставлено апостолами повеление: "Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали, да будет анафема" (Галатам 1,8).
Хочется спросить тех, кто утверждает, что имела место "фальсификация": Что побудило христиан подправлять их Библию? Неужели существует повод, который был бы в их глазах предпочтительнее вечной жизни? Их Господь и Спаситель, которому они отдали дух и кровь и все, что они считают ценным, закрепил Свой завет с ними предупреждением, переданным через апостола Иоанна: "И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" (Откровение 22,18.19).
Если же все сторонники фальсификации утверждают, что ее произвели после появления Корана, их голословные утверждения становятся несостоятельными в свете следующих фактов:
а) Христианство распространилось во многих странах - Анатолии, Аравии, Персии (Иране), Северной Африке, Индии, Италии, Франции, Испании, Англии и Германии. Разве логично предположить, что христиане всех этих далеко отстоящих друг от друга стран могли встретиться в один из дней и сговориться об изменении Евангелия?
б) Те, которые приняли в этих странах христианство, не разговаривали на одном и том же языке. Библия обращалась на многих языках, что делало невозможным такой сговор о фальсификации Святых Книг, особенно если учесть, что эти люди не были сведущи в языке друг друга.
в) В четвертом веке нашей эры христиане были разделены на многие секты, исповедовавшие разные догмы. И каждый стремился подтвердить верность своей доктрины текстами Евангелия. Было много дискуссий о толковании того или иного отрывка и созывались совещания (церковные соборы) для обсуждения различий в доктринах. Один из самых известных и важных был собор в Ницце, закончившийся преданием анафеме ереси Ария и его последователей.
На этом фоне не может устоять заявление о тайном сговоре христиан с целью подделки Нового Завета. Тем, кто твердил о подделке, мы вправе задать вопрос: Где и когда имело место такая подделка и как достигли соглашения преступники?
В мире никогда не было недостатка в честных, правдивых историках, посвятивших себя регистрации всемирных событий. Может ли кто-нибудь упомянуть имя какого-либо историка, язычника, мусульманина или еврея, который бы записал, что где-либо имела место встреча людей разных стран, охватывавшая иудеев и христиан, имевших различное вероисповедание и говоривших на разных языках, на которой было бы совершено извращение Слова Божьего? Допустив, что такая встреча имела место, как могло случиться, что ни у кого не сохранилось одной или нескольких копий в качестве свидетельства сговора евреев и христиан?
И конечно же, если бы подобный сговор в действительности имел место, это означало бы, что споры между евреями и христианами закончились ценой извращения Божьего Закона.

Что говорят ученые мусульмане по поводу "фальсификации"?

Из изложенного выше ясно, что Коран признает Тору и Евангелие Словом Божиим, особенно подчеркивая, что оно не может быть изменено. Но - если это двойное письменное свидетельство к людям истинно, то напрашивается вывод, что несомненно по повелению свыше ни Тора, ни Евангелие не могли быть изменены ни до, ни после Корана.
Действительно, мусульманские исследователи в Индии, детально изучив рассматриваемую проблему в свете содержания Корана, пришли к убеждению, что обе книги - как Ветхий, так и Новый Завет - не подвергались каким-либо подделкам, изменению или замене, так что это можно считать абсолютно доказанным; но есть признаки того, что некоторые евреи неверно истолковывали эти книги.
Эти глубоко верующие ученые обосновали свои выводы на комментариях мусульманских исследователей к некоторым текстам Корана, таких как Эль-Рази, Эль-Джалалан и Абу Джафар эль-Табари. Ниже мы приводим некоторые из этих текстов.
"Из иудеев некоторые искажают слова на их местах и говорят: "Мы слышали и не повинуемся, выслушай неслыханное и упаси нас", - искривляя своими языками и нанося удары религии" (сура 4,46).
Суть объяснения, которое дает Эль-Рази приведенному отрывку, состоит в том, что группа евреев обычно приходила к Мухаммеду, доискиваясь ответа на вопросы, и Мухаммед отвечал им. Но после этого они искажали его ответы.
Эль-Джалалан объясняет приведенный выше отрывок следующим образом: Группа евреев исказила истинный смысл слов, содержащихся в Торе, особенно те, которые относятся к Мухаммеду. На повеления Мухаммеда они говорят: "Мы слышим, как ты говоришь, но не подчиняемся". Они также говорят: "Слушаем, но не слышим", имея в виду "Ты никогда ничего не услышал". Наконец, они сказали ему "Раина", что означает по-арабски: "Слушай нас", но используется на их языке в качестве проклятия. Таким образом, они искажают на своих языках, злословя ислам (Джа-лалан 112).
В комментариях Эль-Табари читаем: "Евреи кощунствовали и обижали Мухаммеда худшими словами, говоря: "Слушай нас, как тот, который не слышит", так, как иной оскорбительно бросает в адрес другого: "Слушай! Бог может сделать тебя глухим!" Что касается слова "Раина" он разъясняет его как "слушать неверные речи!"
Согласно приведенным комментариям, иудеи никоим образом не вырезали что-либо из текста Книги и не добавили к нему ничего от себя; все, что они сделали, заключалось в изменении значения слов путем словесных оборотов (Эль-Табари 8,433).
"О обладатели Писания! К вам пришел Наш посланник, чтобы разъяснить многое из того, что вы скрываете в писании, и проходя мимо многого" (сура 5,15).
Эль-Рази в своей интерпретации этого стиха говорит, что это относится к евреям, которые во время чтения Торы (Второзаконие 22,23,24) искажали язык и изменили значение "побивание камнями до смерти" на "стегание веревками (ремнями)".
Эль-Табари пишет по поводу приведенного текста, что евреи пришли к Мухаммеду спросить его о значении слов "избиение камнями". Они вошли все вместе в дом и задали свой вопрос. Мухаммед спросил их:
"Кто из вас самый ученый?" Они указали на Ибн Суриа. Мухаммед спросил его: "Правда ли, что ты самый ученый из них?" Ибн Суриа предложил Мухаммеду задать ему любой вопрос. Мухаммед повторил свой вопрос: "Ты ли самый ученый из присутствующих?" На что Ибн Суриа ответил: "Они так говорят". Мухаммед потребовал от него поклясться Тем, Кто дал Тору Моисею и Кто поднимался на гору Синай; поклясться заветами, полученными ими, до тех пор, пока Ибн Суриа не был потрясен и (проговорил) признался: "Наши женщины прекрасны собой, поэтому побитие камнями все чаще имеет место среди нас. Поэтому, чтобы спасти им жизнь, мы урезали заповедь и наказываем ста ударами веревками или цепями и бритьем головы". Тогда Мухаммед приказал им побивать грешников камнями (Эль-Табари 11,611).
"Не ценили они Аллаха должной ценой, когда говорили: "Ничего не низводил Аллах человеку". Скажи: "Кто низвел книгу, с которой пришел Муса (Моисей), как со светом и руководительством для людей, которую вы помещаете на хартиях, открывая ее и скрывая многое?" (сура 6,91).
Эль-Байдауи, Эль-Рази и Эль-Табари согласны между собой, что искажение, подразумеваемое здесь, заключалось в сокрытии ряда фактов путем удержания некоторых текстов Торы. Они отметили, что иудеи переписали Тору на свитках пергамента и скрыли от людей многое из того, что записали.
Но они также утаили многое из того, что они переписали. Мы согласны, что это позорное действие. Но "припрятание" пергаментов это что-то совсем отличное от "подделки" текста.
"Неужели вы хотите, чтобы мы поверили вам, когда была партия среди них, которые слушали слово Аллаха, а потом искажали его, после того, как уразумели, хотя сами и знали?" (сура 2,75).
Этому тексту Эль-Табари дает следующее объяснение: "Некоторые старейшины Израиля обратились к Моисею: "Нам невозможно видеть Бога (честь и слава Ему), дай нам услышать Его слова, когда Он разговаривает с тобой". Моисей обратился к Богу за разрешением, и Бог сказал ему: "Пусть они очистятся и очистят свои одежды и наблюдают издалека". Иудеи так и сделали, и Моисей взял их на гору Синай. Когда их покрыло облако, Моисей дал команду, и они распростерлись на земле. Затем Бог говорил с Моисеем, и они слышали Его слова, повеления и запреты и поняли слышанное. После этого Моисей со старейшинами вернулся к Израилю. Когда они подошли к народу, некоторые из старейшин исказили то, что им было велено соблюдать Господом Богом".
Из материала, приведенного выше, мы видим, что некоторые из израильских старейшин изменили значения слов, которые они слышали, после того как поняли их, но другие стояли на том, что слышали (Эль-Табари 1,334).
"И из иудеев: они прислушиваются ко лжи, прислушиваются к другим людям, которые не приходили к тебе; они искажают слова после их мест (в контексте)" (сура 5,41).
Эль-Джалалан объясняет этот отрывок так: "В этом стихе говорится о группе иудеев, которые не хотели подвергать женатую пару казни камнями за прелюбодеяние. Они послали к Мухаммеду делегацию спросить о значении этого поведения, содержащегося в Торе. Искажение, в котором их обвиняют, заключается в том, что они напутствовали делегацию следующими словами: "Если Мухаммед растолкует наказание как "сечение ремнем" - примите его, если он растолкует как "побитие камнями" - не принимайте (Джалалан 150).
Спрашивается: Кто из иудеев "подделал" Тору и когда?" Эль-Рази говорит, что это сделали современники. Но он отмечает в третьем томе своих комментариев к Корану, что "подделка" - означает "посеять напрасные сомнения", читая в тексте и искажая истинные значения слов неправильным переводом и прибегая к ловким словесным приемам, как делали во все века еретики с текстами, противоречащими их взглядам.
Мы ни в какой мере не защищаем иудеев, мы только хотим сделать достоянием всех тот факт, что иудеи не осмелились изменить текст Торы, и что это не подразумевается в обвинениях Корана. И еще мы хотим подчеркнуть, что Коран никогда не обвинял христиан в подделке или искажении Евангелия.
Во всяком случае каждому, кто утверждает, что текст Библии искажен и голословно утверждает, что истинный текст Библии нам недоступен, мы заявляем, что такое утверждение противоречит Корану, который ясно свидетельствует, что Библия достоверна и не искажена.
Издательство "Свет на Востоке", г. Корнталь, ФРГ, 1985 г.